Мужество и воинская доблесть не зависят от политического строя, когда родной стране угрожает внешний враг. История отечественной авиации сохранила немало примеров проявления героизма и силы воли русских и советских лётчиков. Став по существу безногими инвалидами, они не похоронили мечту о небе, а возвратились в строй, чтобы служить Отчизне в непростое для неё время.
Как 23-летний лётчик Прокофьев-Северский на протезе маршировал, танцевал и садился за штурвал
Александр Прокофьев-Северский машет рукой из кабины своего детища — SEV-3M (1930-е, США)./Фото: upload.wikimedia.org
Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился в Грузии 7 июня 1894 года в семье потомственных военных дворянского происхождения. Перед тем как стать лётчиком, он окончил Морской кадетский корпус и получил звание мичмана. Однако карьера моряка не интересовала юношу – его притягивало небо.
Поступив в Севастопольскую офицерскую школу авиации, Александр исполнил свою мечту, совершив 1 мая 1915 года первый самостоятельный полет. Уже через месяц молодой лётчик вылетел на задание бомбардировать немецкие корабли. Однако экипажу не суждено было долететь до цели: бомба, которую держал на коленях механик самолёта, взорвалась, – самого механика убило, а Александру осколками изувечило правую ногу.
После операции, во время которой нога была удалена почти до колена, начались усиленные тренировки – Северский не желал расставаться с любимой профессией, и непременно хотел продолжить летать. Вера в себя, в совокупности с сильной волей, совершили чудо: он не только поднялся в небо, но и научился, имея протез, кататься на коньках, танцевать, плавать, преодолевать больше пешие расстояния. В начале 1918 года Прокофьев-Северский под предлогом болезни через Владивосток выехал в США, где стал строить успешную карьеру авиаконструктора, за что ему было присвоено звание майора ВВС в запасе.
Как Юрий Гильшер научился летать с протезом и истреблять немецких бомбардировщиков?
Юрий (Георгий) Владимирович Гильшер — русский лётчик-ас, герой Первой мировой войны./Фото: i.pinimg.com
Будущий лётчик-ас Юрий Владимирович Гильшер, появился на свет в дворянской семье 27 ноября 1894 г. После окончания сначала коммерческого училища в Москве, а затем кавалерийского в Николаеве, он несколько месяцев проучился в лётной школе в Гатчине. Несчастный случай в ноябре 1915 года, в результате которого молодой офицер получил серьёзное повреждение предплечья, не помешал Юрию позже пройти обучение в Одесской авиационной школе и уйти на фронт.
Свою первую победу Гильшер одержал 27 апреля 1916 года, сбив над селом Бурканов австрийский самолёт. Однако на следующий день удача отвернулась от пилота – попав в штопор, истребитель разбился, а сам лётчик, в ходе последующей ампутации, лишился левой ступни. После выздоровления, научившись владеть протезом, Юрий добился допуска к полётам и снова сел за штурвал самолёта. Погиб 22-летний герой в 20 июля 1917 года, успев одержать за свою недолгую жизнь 6 воздушных побед.
Как Михаилу Левицкому, несмотря на инвалидность, удалось стать лётчиком-асом?
Русские лётчики успешно уничтожали здоровых немцев./Фото: i.ytimg.com
Выходец из крестьянской семьи Михаил Николаевич Левицкий родился 11 октября 1912 года в Чувашии. По окончанию в 1938 году Балашовской школы пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота, был направлен в Челябинский авиаотряд. С началом войны поступил в распоряжение особого авиационного соединения под Москвой, откуда после подготовки, Михаил отправился на фронт.
При выполнении очередного задания в июне 1942 года самолёт Левицкого подбили: тяжелораненый в ногу лётчик попал в плен, где из-за начавшейся гангрены чуть не лишился жизни. Врачи-военнопленные спасли пилота от смерти, однако больную ногу пришлось отнять выше колена.
После освобождения в июле 1944 года из концлагеря Михаил Николаевич, научившись отлично ходить на протезе, стал добиваться возвращения в строй. Ему удалось это сделать: окончив бакинское штурманское училище и получив назначение в свердловский отряд военной транспортной авиации, Левицкий продолжил полёты в должности штурмана на самолёте Ли-2.
Как безногому лётчику Белоусову удавалось сбивать самолёты противника
Истребитель Ла-5, на котором совершал боевые вылеты Леонид Георгиевич Белоусов./Фото: авиару.рф
Сын одесского рабочего Леонид Георгиевич Белоусов родился 16 марта 1909 года. Проработав какое-то время на заводе, он поступил в Одесское военное училище, а по его окончанию – в Борисоглебскую военную авиационную школу. В декабре 1941 года, участвуя в боях по защите Ленинграда, Белоусов получил тяжёлое ранение. Уже в госпитале при общем осмотре врач заметил у лётчика симптомы самопроизвольной гангрены. Леонида отправили в тыл, где ему удалили обе ноги – при этом правую конечность ампутировали практически до середины бедра.
После выписки, научившись ходить на протезах, мужественный лётчик возвратился в Ленинград: там, восстановив лётные навыки, он снова поднялся в небо сражаться с врагом. Будучи безногим, Леонид Георгиевич совершил около 40 боевых вылетов и сбил два немецких истребителя.
Как инвалидность Захара Сорокина не сломала его желания уничтожать немцев
Захар Артёмович Сорокин — советский лётчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Летал и воевал без обеих ступней./Фото: s11.stc.all.kpcdn.net
Захар Сорокин появился на свет 17 марта 1917 года в Томской губернии, но ещё в раннем детстве вместе с семьёй переехал в Кубанскую область (ныне Краснодарский край). Здесь, повзрослев, одновременно с работой помощником машиниста паровоза Захар начал посещал занятия в аэроклубе.
До войны Сорокин успел окончить Ейское военно-морское авиационное училище, поэтому в июле 1941 года морского лётчика определили служить на Северный флот. В конце октября 1941 года после воздушного тарана самолёт Захара получил повреждения и упал в тундре. Пилот уцелел, но до расположения советских частей ему пришлось проделать 6-дневный путь, во время которого произошло обморожение ног.
Предотвращая гангрену, врачи ампутировали пальцы ног (по другим данным – обе ступни), однако полученная инвалидность Сорокина не остановила: уже в феврале 1943 года он был снова в строю, и в воздушном бою сбил свой седьмой немецкий самолёт. Всего же на счету Захара Артёмовича было 18 уничтоженных машин противника – из них 12 он сбил после возвращения из госпиталя.
Как лётчику Маликову без ноги удалось долететь до Берлина
Так выглядел советский пикирующий бомбардировщик Пе-2 «Небесный танк», на котором Илья Маликов совершил 96 боевых вылетов (из них 66 – после ампутации ноги)./Фото: avatars.mds.yandex.net
Илья Антонович Маликов родился в Тамбовской губернии 30 июля 1921 года. Окончив семилетку, проработал год на заводе, а в 1939 году прошёл обучение в местном аэроклубе. Призванный в 1940 году в армию, Маликов попал в кировабадскую военную авиационную школу и через полгода, сдав экзамены, приобрёл профессию лётчика.
Спустя год после немецкого нападения на СССР, выполняя в августе 1942 года боевое задание, Илья Маликов получил серьёзное ранение ноги, но сумел дотянуть до советских частей повреждённый самолёт. Раздробленную осколками конечность пришлось ампутировать, однако результат операции не сломил офицера – весной 1943 года он вернулся на протезе в свой полк и добился разрешения летать на бомбардировщике.
К концу войны у долетевшего до Берлина лётчика насчитывалось почти 200 боевых и технических вылетов (66 из них – после потери ноги). В мае 1946 года И. А. Маликову получил звание Героя Советского Союза.
Но были в истории советской авиации не только подвиги, но и преступления. В продолжение темы о том,как угоняли самолёты в СССР, и кто отваживался на такое вопиющее преступление
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: