История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 4
+4
-1 0
Разное    

Уникальная этнографическая коллекция Александра Ильина.

Уникальная этнографическая коллекция Александра Ильина.

В Ярославле живёт интересный человек – коллекционер Александр Ильин. В суете будней он находит время, чтобы окунутся в историю своего народа и по крупицам собирать наследие былых веков. Благодаря его стараниям и появилась уникальная этнографическая коллекция, в которой собраны предметы быта русских крестьян последних столетий. Выставка, организованная Александром Ильиным в галерее города Данилова Ярославской области стала ярким культурным событием в жизни целого региона.


Давайте знакомиться! Расскажите немного о себе и о том, откуда у вас тяга к коллекционированию, когда вы занялись этим делом?

Меня зовут Александр, фамилия Ильин, отчество Васильевич. Тяга к коллекционированию у многих, подверженных этой страсти, зародилась в детстве. Я не исключение. С ранних лет меня неосознанно привлекали старинные вещи, я находил в них очарование, преемственность поколений. А ведь многие люди на дух не переносят антиквариат. От чего это зависит я не знаю. Могу сказать, что мне повезло с женой, она является единомышленником и соратником. Это счастье, когда близкий человек разделяет твоё увлечение и принимает в нем непосредственное участие.

Предметы русского народного быта и декора.

Предметы русского народного быта и декора.


Кто оказал на вас влияние, есть ли человек, которого вы можете назвать своим Учителем?

Влияние оказали сами предметы крестьянского быта. Вначале они просто красивые, потом их становится всё больше и больше, потом начинаешь их по-настоящему понимать.

Предметы русского народного быта.

Предметы русского народного быта.



СВЕТЕЦ — приспособление, служившее для закрепления горящей лучины. Сначала светец был кованой вилкой небольших размеров, в расщеп которой крепили горящую личину. Конструкция приспособления была такова, что лучину можно было переносить с одного места в другое. Со временем количество вилок в приспособлении увеличилось, и стало возможным освещать горницы большой площади. Традиционно к светцу приклёпывали внизу тяжёлый обруч. Это позволяло ему стоять прямо. И всегда рядом со светцом ставили ведро с водой на случай пожара. С течением времени из простого приспособления светец трансформировался в настоящее художественное изделие, сложность и изящество которого зависели от умения и фантазии кузнеца.



Как формировалась ваша коллекция и что в неё входит?

Если иметь в виду коллекцию народного искусства и быта, приоритет в ней имеет расписное и резное дерево. Попутно металлическая и фаянсовая посуда, кованные изделия - светцы (аналог современного торшера, только вместо лампочки использовалась горящая лучина) напольные, настенные, потолочные и настольные, шпильки для прялок, замки, рыболовные и другие хозяйственные предметы. А так же полотенца, скатерти, образцы тканной продукции, вышивка. Полностью исключён костюм.

Полочка под иконы. XIX век, Вологодская область. / Икона «Георгий Победоносец». Начало XX века, Холуй. / Икона четырехчастная. / Икона «Богоматерь Смоленская». Начало XX века.

Полочка под иконы. XIX век, Вологодская область. / Икона «Георгий Победоносец». Начало XX века, Холуй. / Икона четырехчастная. / Икона «Богоматерь Смоленская». Начало XX века.



ЕНДОВА — медная невысокая и большая, лужёная братина с рыльцем, которую использовали для хранения и употребления пива, браги или мёда. В ендовах на Руси в старину подавали напитки на пирах.



Как вы пополняете коллекцию? Люди часто приносят вам раритеты "из прабабушкиного сундука", запрашивая за них немыслимую сумму? Или чаще это всё же безвозмездные дары?

Люди не приносят ничего. Ни разу. Товарищ подарил расписную деревянную ендову, которую привёз из Вологодской области ещё в шестидесятых годах прошлого века. Он сам художник, именно в их среде в советское время зародилось собирательство икон. В летнее время путешествовали по Русскому Северу, привозили в свои мастерские иконы и какие-то оригинальные бытовые вещи. О продаже не думали, да и не нужны были иконы никому в то время. Это уже потом сформировался рынок, вспомнили, что в середине 19 века богатые купцы-старообрядцы с азартом собирали иконы. В период до Октябрьской революции были сформированы коллекции Лихачева, Васнецова, Остроухова, Рябушинского и других. Интерес подогревала возникшая на Западе мода на русские иконы.

Игрушка «Церковь». Мастер Зазнобин Владимир Николаевич. XX век, Переславль-Залесский.

Игрушка «Церковь». Мастер Зазнобин Владимир Николаевич. XX век, Переславль-Залесский.


Ещё случай с ним интересный: с тех-же лет хранилась у него работа известного резчика Зазнобина из Переславля-Залесского - стилизованная церковь с Распятием на внешней стороне, попом машущим кадилом и звонящим в колокол звонарем. Незамысловатый механизм приводил фигуры в движение. После моей просьбы уступить мне это чудо, Слава (так зовут приятеля) запросил немыслимую сумму в три тысячи долларов, около года мы вели с переговоры по обмену на другие предметы и, устав, наконец, от процесса, он подарил мне это произведение на очередной день рождения (экспонируется на выставке).

Туесс, начало XX века. / Рубель, XIX век.

Туесс, начало XX века. / Рубель, XIX век.


Все предметы я покупаю. Иногда бывают удачи, как например расписное лукошко со знаменитой Пижемской росписью. Я купил его на барахолке за копейки, совершенно чёрное от потемневшей и закопченой олифы (после росписи красками изделия покрывали олифой, она служила защитным слоем от внешней среды для красок). Олифу для бытовых вещей использовали дешевую, которая темнела быстрее качественной, хорошо сваренной, и поэтому на купленном мной лукошке роспись была не видна, но чутьё и опыт не подвели, после реставрации изделие засверкало первозданными красками.

Расписной киот с резными перламутровыми реликвиями из Иерусалима. XIX век, Архангельская область.

Расписной киот с резными перламутровыми реликвиями из Иерусалима. XIX век, Архангельская область.


Некоторые вещи достаются дорого, как правило, это знаковые экспонаты коллекции, своеобразные жемчужины. Найти их можно только у коллекционеров, пожелавших расстаться с ними за деньги. Случайно таких предметов не найти.

Было время, когда в Европе и США был настоящий бум на всё русское. А сегодня интересна ли ваша коллекция иностранцам?

Это нужно спросить у иностранцев (шутка). Конечно, интересна, как любое серьёзное этнографическое собрание, в какой бы стране оно не собиралось. Настоящие произведения даже не специалисты чувствуют интуитивно.





Есть у вас любимый экспонат в коллекции. Если да, то какой и почему?

Таких "любимчиков" несколько. Прежде всего это расписная межкомнатная перегородка, разделяющая жилое и кухонное пространство крестьянского дома, и в комплекте к ней расписная входная дверь в избу из этого же дома. Вся коллекция при любой экспозиции начинается от неё. Так же в "любимчиках" несколько мелких вещей - небольшая икона "Вознесение Ильи Пророка", написанная неизвестным крестьянским мастером, совершенно бесхитростная, отражающая восприятие мира похожее на восприятие ребёнка, небольшая формочка для заливного в виде лежащего льва, заколочка для прялки.

Расписная межкомнатная перегородка.

Расписная межкомнатная перегородка.


Это личное отношение, но в коллекции есть предметы, безусловно, представляющие художественную и научную ценность: северодвинская прялка, роспись которой исполнил Степан Аммосов, представитель известного на Северной Двине семейства Аммосовых. Говорят, что в Русском музее представлено экспонатами всё семейство кроме Степана, а у меня две его работы, одна подписная и датированная.

Набойные доски, с помощью которых наносили орнамент на края полотенец.

Набойные доски, с помощью которых наносили орнамент на края полотенец.



КОРОБ — ёмкость, предназначенная для хранения и перевозки мелких предметов домашнего была, одежды, книг.



Какой самый древний экспонат в вашей коллекции?

Вопрос заковыристый, объясню почему: есть несколько предметов меднолитой пластики датируемых временем от XII века, но они совершенно не влияют на качество коллекции. Она ничего не потеряет, если их в ней не окажется. Из бытовых вещей самый древний, пожалуй, холмогорский короб, который можно датировать временем около 1700 года, и обеденный крестьянский стол, примерно этого же времени.

Короба для хранения хлеба и продуктов. / Сундуки для хранения скарба.

Короба для хранения хлеба и продуктов. / Сундуки для хранения скарба.


Дело в том, что русской мебели 16-17 веков практически не сохранилось, в царских покоях и боярских хоромах мебель была по большей части европейской, привозной. В российской провинции в это время пользовались лавками, столами, вещи хранили в сундуках, мебели в привычном нам понимании просто не было. Поэтому каждый предмет этого времени,имеющий какую-либо художественную обработку совершенно уникален.

Какие находки-приобретения для вас самые желанные?

Мечтаю получить в коллекцию датированную прялку восемнадцатого века, я видел такую только однажды, и не решился купить по причине, что посчитал её скандинавской, хотя продавали как русскую. Странное дело, не сохранилось прялок достоверно изготовленных до 19 века, хотя на иконах даже 16 века прялки встречаются.

Люлька для младенца и сундук. / Зеркальце, закрепленное на прялке.

Люлька для младенца и сундук. / Зеркальце, закрепленное на прялке.


Знаем, что вы проводите интереснейшие выездные выставки, а есть ли сегодня у вас стационарное помещение, где можно увидеть всё это великолепие? Получаете ли вы какую-то поддержку от властей или спонсоров?

Увидеть коллекцию, кроме выставок, возможности нет, по причине, что нет помещения для экспонирования, да и кроме помещения необходимы средства на содержание (смотрители, уборщица, коммунальные услуги), я к этому не готов. Предлагал городу своё собрание на постоянное экспонирование на безвозмездной основе и не нашёл понимания и заинтересованности у бывшего мэра. Сегодня существуют туристические центры в Русском стиле, но моя коллекция не вписывается в их понимание развлекаловки. Предлагал и в таком заведении экспонировать - отказались. Они считают, что мишура в Русском стиле достаточна для их бизнеса.

Резьба.

Резьба.



СУДНИК — ряд полок для посуды. В суднике хранили как посуду ежедневного пользования, так и гостевую. В некоторых случаях полки были с дверцами.



Не секрет, что многие экспонаты из вашей коллекции весьма крупных размеров. Как вам удается все это хранить без постоянной экспозиции? Наверняка, многое приходится хранить дома? Как к этому относятся члены семьи? Разделяют ли ваше увлечение? Поддерживают вас? Каким образом?

Проблемы с хранением существуют, но они преодолимы. Самое главное - сухое проветриваемое помещение. В разобранном и упакованном виде выставка поместилась в небольшого размера фургон. Кроме приведённых в порядок экспонатов имеются ожидающие своей очереди на реставрацию и приведение в экспозиционный вид, кроме небольших прялок ещё и мебель - расписные шкафы, лавки, судники, наружная домовая резьба, вот с ними настоящая проблема.




Тяжёлые, громоздкие, большие в реставрационном объёме. Один буфет реставрировали больше года. Имея уникальную роспись он был закрашен прежними хозяевами в два слоя белил. С одной стороны это явилось благом для росписи, своеобразным консервантом, живопись под белилами оказалась в прекрасном состоянии, но трудоемким и материально-затратным моментом.

Устюжский ларец XVIII века со сценой кулачного боя на внутренней стороне крышки.

Устюжский ларец XVIII века со сценой кулачного боя на внутренней стороне крышки.

Сцена кулачного боя на внутренней стороне крышки устюжского ларца.

Сцена кулачного боя на внутренней стороне крышки устюжского ларца.


Остались ли еще «в народе» выдающиеся вещи, или всё разошлось по коллекциям?

Остаются, конечно, правда многие под присмотром. К примеру по течению Северной Двины сосчитаны все оставшиеся расписные шкафы. Люди, промышляющие этим на жизнь, время от времени навещают хозяев, справляются, не надумали-ли продать. Так и вымываются постепенно. Но кроме этого и фантастические случаи бывают: пару лет назад мне предлагали расписной устюжский ларец 18 века со сценой кулачного боя на внутренней стороне крышки и окованный просечным железом. Так его вынес из дома мужик, случайно встреченный поисковиками возле сельского магазина.

Русские иконы.

Русские иконы.
Русские иконы.

Русские иконы.


В российский глубинке сегодня много старых храмов, которые находятся в плачевном состоянии и восстанавливаются порой только силами энтузиастов. В тоже время в крупных городах строятся всё новые церкви. Как вы относитесь к такой ситуации?

Плохо отношусь, очень переживаю по этому поводу. У меня даже идея есть как спасти для потомков погибающие шедевры деревянного зодчества: учитывая, что серьёзно заниматься сохранением наследия сегодня никто не будет, памятники необходимо разобрать, пронумеровать детали, законсервировать и хранить в помещениях, защищающих от агрессивной природной среды, хотя бы в ангарах. Место вокруг памятников объявлять заповедной зоной для защиты сложившегося веками ландшафта от неконтролируемой застройки и ждать лучших времён, когда понадобиться все это восстановить.

Русские прялки.

Русские прялки.


В вашей коллекции много прялок. Можно ли сказать, что прялка в русском быте выполняла не только прикладные, но и некие оккультные функции?

Прялка для крестьян имела чисто утилитарное значение, без всяких оккультных заморочек. Украшали для услады глаз - это да, а особо красивые использовали в качестве подарков.




На вашей странице в Фейсбуке опубликованы фотографии расписных дверей. Скажите, насколько и когда была распространена эта традиция? Что обычно рисовали на дверях?

Домовая роспись чаще встречается на Севере, хотя имелась и на Урале, и в южных районах России. Есть версия, что домовая роспись на Севере имеет свои истоки в Скандинавских странах, где она развита чрезвычайно,купцы, путешествуя по торговым надобностям видели это, и возвратившись домой решали сделать не хуже, вроде евроремонта в нашем понимании. Росписи прижились и полюбились. В условиях долгой зимы, небогатой яркими красками северной природы, жаркая роспись дополняла недостающую людям цветовую гамму, привносила уют в дом.

Иконы омывают в источнике.

Иконы омывают в источнике.


В разных поселениях существуют свои традиции. В одной из деревень, вы рассказывали, жители раз в год омывают иконы реке, освещая таким образом речную воду. Какие еще интересные традиции вам встречались?

В среднем течении Северной Двины встречаются прялки с одним отломанным городком (резные декоративные элементы в верхней части прялки).

Прялки с отломанными городками.

Прялки с отломанными городками.


Местные жители рассказывали, что парни, посещавшие девушек во время посиделок, популярных в деревнях долгими зимними вечерами, у понравившейся девушки (вероятно по обоюдному согласию), отламывали городок у прялки, это означало скорое сватовство и служило знаком возможным претендентам о том, что девушка занята. А отломанный медальончик грел душу и будил фантазию жениха.

Охлупень.

Охлупень.



ОХЛУПЕНЬ — деталь крыши в традиционном русском жилище. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши).



Авот ещё одна интересная история, связанная с традициями. На Севере байка ходит: помирала одна старуха, да никак помереть не могла, мучилась. Говорит сыну: приподними охлупень, душа вылететь не может. Жалко мужику крышу нарушать, да мать ещё больше жалко, полез на крышу, приподнял охлупень, и в тот же миг мать дух испустила.




Коллекционирование для вас - это увлекательный процесс или что-то другое? Есть ли у вас какие-то конечные цели? Допустим, собрать 1000 прялок, организовать постоянный этнографический музей или что-то еще?

Количество экспонатов не является для меня определяющим, во вдумчивом собирательстве оно не имеет решающего значения. Моя задача - по-возможности собрать то лучшее, что определяло высший уровень народной народной культуры, ввести в научный оборот, показать людям и оставить для них память о культуре предков. Ведь до революции 1917 года на 90% Россия была крестьянской. Что касается планов - в какой-то момент я стал собирать экспонаты рассчитанные на музейную экспозицию, отсюда и крупные предметы, вроде домовой резьбы. Для себя я решил, что музей уже существует, просто не имеет пока постоянного помещения, но фонды пополняются, реставрируются, попутно происходит атрибуция. Музей будет.

Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.

Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.


Недавно вы организовали выставку в городе Данилове Ярославской области, расскажите, пожалуйста, поподробнее. По какому принципу подбирались экспонаты, сколько их было и какие?

Здесь всё просто - я дал всё самое лучшее. По техническим причинам не удалось показать расписную мебель, дело в том, что галерея располагается в старинном здании, и узкое крыльцо не позволило бы доставить мебель в экспозиционные залы. Фрагмент домовой резьбы, к примеру, сотрудникам галереи пришлось заносить через окно. И ещё я показал основное направление нашей коллекции - расписной и резное дерево бытовавшее в крестьянской среде, исключая ковку (отдельный большой пласт), а так же металлическую и фаянсовую посуду.

Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.

Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.


У этой выставки была какая-то особая цель? Почему вы решили провести её в небольшом городе? Ведь, например, в Ярославле её увидело бы большее количество людей. Как приняли выставку горожане?

Инициатором проведения выставки выступила Даниловская галерея. Её сотрудники нашли меня в фейсбуке, попросили выставиться, и все получилось. Современные способы коммуникации позволили увидеть выставку большому количеству людей. Мне лично подобные выставки позволяют в очередной раз посмотреть на коллекцию в музейном пространстве, определить дальнейшее направление собирательства - на что необходимо обратить особое внимание, что-то исключить, сконцентрировав внимание на более высоких по уровню исполнения предметах. Что касается реакции горожан - она предсказуемо была восторженной. Во время открытия, видя неподдельный интерес зрителей, я провёл для них экскурсию по всей выставке, рассказал почти о каждом предмете.




Организация выставки – это всегда сложно, уходит много сил. А вы лично получили моральное удовлетворение?

Моральное удовлетворение - это пока единственная награда которую я получаю от своей деятельности.

Александр Ильин выступает перед посетителями выставки, научными сотрудниками и специалистами.

Александр Ильин выступает перед посетителями выставки, научными сотрудниками и специалистами.


Если ли уже какие-то идеи по поводу будущих выставок? Где ждать следующую?

За короткое время уже поступило несколько предложений - это Подмосковье, Суздаль и Санкт-Петербург. Учитывая уникальность материала, в том смысле, что имеющиеся в государственных музеях аналогичные экспонаты по причине бюрократических проволочек не могут так мобильно перемещаться, эта выставка могла бы стать постоянно-действующей гастролирующей. Было бы кому этим заниматься.

Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы и успехов в вашем нелёгком деле.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








31732
14.04.2017 18:40
В закладки
Версия для печати




Смотрите также