Почему эскимосы бьют гостей по голове и обнюхивают друзей, и Какими необычными блюдами они могут угостить

Эскимосы — это коренной народ северных широт, живущий в регионах Канады, Аляски, на острове Гренландия и в восточной части Чукотки. Они продолжают придерживаться своих древних религиозных обычаев: например, при встрече с уважаемым гостем у них принято приветствовать его ударом по голове. Гость, получив подзатыльник от хозяина, должен ответить тем же, чтобы войти в дом. Странный обычай, не так ли?
Кого-то бьют, кого-то обнюхивают

Жизнь эскимосов нельзя назвать простой.
Подробные описания традиций эскимосов при приеме гостей можно найти в дневниках полярного исследователя Амундсена. Встреча с незнакомцем, которому разрешается остановиться на ночлег в иглу (классическое жилище, которое эскимосы делают из снега) подразумевает странные действия: все мужчины семейства поджидают гостя у входа и начинают поочередно наносить ему удары кулаком по голове. В ответ они ожидают того же. Этот обмен ударами длится так долго, пока один из участников не упадет.
Но вообще-то эскимосы — добрые и гостеприимные люди. Используя странные физические приветствия, они не хотят выразить плохое отношение к гостю. Напротив, эти действия служат формой его защиты. И одновременно — защитой самих хозяев.
Историк и антрополог Дмитрий Опарин пишет, что эскимосы сохраняют древние верования — анимизм, предполагающий население окружающего мира злыми и добрыми духами. Люди опасаются, что незнакомец может принести с собой «нехорошего» духа, способного навредить в доме. Поэтому, отвешивая гостю подзатыльники, эскимосы прогоняют зло. При этом и сами ожидают аналогичного проявления хорошего отношения. Кстати, у чукчей, соседствующих с эскимосами, существовал аналогичный ритуал для встречи гостей. Как писали участники экспедиции Биллингса-Сарычева (1785–1795 годы), при виде чужаков чукчи бросали в них камни. Однако это не было проявлением агрессии — подобные действия объяснялись той же древней потребностью изгнать злых духов, чтобы защитить себя и своих гостей.

Эскимосы — дружелюбный народ.
Близких и родных встречают гораздо теплее. Ритуал носит название «эскимосский поцелуй» и предполагает соприкосновение носов, а также взаимное обнюхивание — традицию, которая возникла не из-за веры в духов, а по причине особенностей одежды. Наряды народа, живущего в условиях полярных морозов, закрывает тело полностью, оставляя открытыми нос и глаза. Потому вместо пожимания рук или же поцелуев используют особый способ приветствия.
Гостеприимный народ

Эскимосы делают иглу из снега.
Иглу делают из снега. Но внутри довольно тепло, благодаря «укутыванию» стен и пола шкурами. Кроме того, пространство обогревается лампами, где почти постоянно горит тюлений жир. Хотя аромат в помещении не самый приятный, это компенсируется комфортной температурой, позволяющей избавиться от тяжелой меховой одежды. Внутри эскимосы раздеваются, оставаясь в специальной набедренной одежде, называемой «наатсит». Внешне она напоминает современные стринги, но выполнена из меха. Сейчас наатситы встречаются в основном в этнографических коллекциях, так как современные эскимосы предпочитают хлопковые вещи ( или из других натуральных тканей).
Гостя, конечно же, угостят. Традиционная эскимосская еда необычна: мясо и рыба подаются в сыром, замороженном, подвяленном виде или «ферментированными». Обязательные блюда — сырая печень и кровь тюленя.

Сейчас обычай обмена женами практически забыт.
После еды гостя, скорее всего, положат спать — и зачастую не одного. Радушный хозяин пошлет к нему свою жену, и та, не смея возражать, согласится. В ответ гость должен принять гостеприимство, не отказывая себе в возможности «обменяться» женами — этот обычай носит название «ареодярекпут». Имеет распространение также и у чукчей. Такой обмен женами не связан с распутным поведением, а служит целью продления рода. Так как численность эскимосского населения составляет примерно 170 тысяч человек и проживают они малочисленными группами. В них иногда все друг другу родственники. Потому для поддержания и обновления кровных связей осуществлялся обмен спутницами.
Мужчины могли предложить жену друзьям или гостям, а порой отправляли жену погостить в соседнем стойбище, надеясь, что она привнесет новую кровь и родит «нового» малыша. При этом не существовало понятия «незаконнорожденный»: все дети считались своими, а надежды на дальнейшее продолжение рода были важнее любых социальных условностей. Впрочем, как отмечает ученый С. А. Арутюнов, сегодня традиция меняться женами почти не используется, и этот обычай встречается очень редко.
После необычного приветствия — необычная еда

Эскимосские блюда специфичны.
Итак, гостя пригласили в иглу. Настает время угощения. Блюда, которые могут предложить, весьма экзотичны и людям, которые никогда их не ели могут показаться ужасными.
В культуре чукчей особое место занимает блюдо, называемое каху. Готовится оно в специально выкопанной яме. В ней квасят китовую печень, которую потом нарезают на куски. Туда также кладут китовую кожу, а для заправки используют густой жир моржа. Из печеночного сока также готовят особое блюдо — каюк. Сок перемешивают с нагретым жиром нерпы.
Мысек — это особая закуска из чуть протухших почек морских животных, подаваемая сырой. Перед употреблением её поливают жиром тюленя.
Но одно из самых уникальных и сложных блюд — копальхен. Его готовят из мяса животных, таких как олень, морж или тюлень, которое закладывают в землю или в болотистую местность на полгода. Готовое мясо нарезают ломтиками и подают с приправой (это может быть кровь оленя).
В традиционной кухне чукчей используется также блюдо, известное как вилкрил. Оно состоит из крови оленя и его желудочного сока, смешанных и заквашенных в том же желудке животного на несколько дней. Иногда к этой смеси добавляют порубленные хрящи или жир. Подают с красными ягодами (клюква, брусника).
Среди блюд для праздника выделяется кивиак — необычное угощение. Чтобы его приготовить используют шкуру тюленя и сотни мелких морских птиц — чистиков. Их даже не ощипывают, а просто засовывают в шкуру животного, запечатывают при помощи жира и оставляют на длительный срок (от 3 до 18 месяцев). Такое блюдо едят сырым, однако делать это рекомендуется только на улице. Слишком уж силен запах кивиака.
В 1947 году чуть не возник конфликт между СССР и США, потому что поссорились советские чукчи и американские эскимосы.


