История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В 1943 году вылетела на задание и не вернулась супруга комдива 205-й авиадивизии Серафима Ситник. Убитый горем полковник Немцевич какое-то время оплакивал гибель любимой, пока однажды по передаваемой немцами радиотрансляции не зазвучал ее голос. Сима призывала советских летчиков переметнуться на сторону гитлеровцев, расписывая комфортные блага и перспективы в сотрудничестве с фашистами. Даже после такого удара, ставшего не меньшим, чем предполагаемая смерть жены, Немцевич не отрекся от "предательницы". Рискуя положением и даже жизнью, комдив обратился с немыслимой просьбой к самому Сталину.


Майор Сима



Сима в рядах Красной армии. / Фото: www.pikabu.ru

Сима в рядах Красной армии. / Фото: www.pikabu.ru


История Серафимы Ситник в роли связистки началась на фронтах Великой Отечественной. Ее мужем был комдив летчиков Юрий Немцевич, и молодая Сима решила во что бы то ни стало воевать рядом с суженым. Пара воспитывала маленького сына, который отправился в тыл под присмотром бабушки.
Высокая и статная Серафима не отличалась особой женственностью и хрупкостью. В характере и манерах женщины тоже сложно было отыскать смиренную покладистость. При этом волевой командир Юрий очень любил супругу и дорожил семьей. За первые военные подвиги Ситник удостоена двух серьезных наград: орденов Красного знамени и Отечественной войны II степени.

Ввиду заслуг и семейного положения Серафима добилась перевода в дивизию, которой командовал Немцевич. Осенью 1943-го Симе поручили ответственный полет вместе в паре с Павлом Скалием. Судя по обстановке в ходе Пятихатской наступательной операции, экипаж транспортировал засекреченные документы. После приземления самолета на аэродроме связь с пилотами оборвалась. По первой версии, Ситник и Скалий сели на посадочную полосу, которая контролировалась немцами. Рассматривался и другой вариант: фашисты атаковали биплан, майор Сима была ранена и совершила вынужденную посадку, угодив во вражеские лапы. Исследователи сходятся лишь в одном: добровольно экипаж По-2 сдаваться не планировал.

Двойной удар



Полковник Немцевич. / Фото: www.bvvaul.ru

Полковник Немцевич. / Фото: www.bvvaul.ru


В 205-й авиадивизии никто не сомневался, что супруга комдива погибла. Убитый горем Немцевич не находил себе места, но надежд на чудо не питал. И вдруг однажды услышал голос Симы по радио. Супруга, которую он считал мертвой, уверенным тоном призывала советских летчиков сотрудничать с гитлеровцами. Ошибки быть не могло: не только командир, но и каждый член дивизии отлично знали голос своей связистки. Такой удар стал, пожалуй, не меньшим после сообщения о предполагаемой гибели Симы. Как такое возможно, чтобы жена отважного командира переметнулась к врагу? Но самым удивительным стало то, что Немцевич даже не подумал отречься от предательницы. Он не верил в добровольную инициативу своей жены и был глубоко убежден, что ее под пытками заставили записать такое обращение. В полном отчаянии полковник сел писать самому Сталину.

Комдив извинялся за возможную глупость, на которую его толкает большое горе, и просил главнокомандующего обменять супругу через нейтральную страну на какого-то «захудалого генерала». Со своей стороны поклялся рассчитаться за милость будущими военными успехами на любом участке фронта. Ответа на столь необычную просьбу не последовало. Зато вскоре Немцевич получил другое письмо – уже от Серафимы. Она писала, что рядом с ней в плену множество советских летчиков, среди которых встречаются и Герои Советского Союза. Утверждала, что немцы ведут себя с русскими обходительно. А в конце сообщила, что их сын Валера рядом, с ним все хорошо, и попросила мужа присоединиться к семье, оставив службу. Гарантировала покровительство немецкого командования и всяческие радужные перспективы в случае перехода полковника в стан врага.

Сталин не ответил на оба письма. / Фото: www.100.iz.ru

Сталин не ответил на оба письма. / Фото: www.100.iz.ru


Комдив и на этот раз ни в чем не винил Симу, а лишь сделал вывод, что немцы пытаются его завербовать. Немцевич решился на второе письмо Сталину, к которому приложил полученное от жены. Теперь полковник просил вождя сохранить жизнь Симы и собственного сына хотя бы после войны. И хоть просьба Немцевича снова осталась без ответа Верховного, карать полковника тоже никто не стал. Хотя понятно, что комдив очень рисковал превратиться во врага народа, немецкого шпиона и предателя. Его лишь отправили в тыловую летную школу замкомом по летной подготовке 3-й Краснознаменной авиабригады ВВС.

Немецкий шантаж



Немецкая листовка. / Фото: www.samlib.ru

Немецкая листовка. / Фото: www.samlib.ru


После войны очевидцы событий раскрыли детали той истории. Попав в плен, Серафима вела себя стойко и даже дерзко. Она с ненавистью обвиняла гитлеровцев в убийстве сына и матери, о местонахождении которых ничего не знала. Фрицы навели справки и привезли сына прямо к матери. Сначала план немцев заключался в вербовке Ситник при условии несения службы под командованием перебежчика - бывшего полковника Красной армии Виктора Мальцева. Он возглавлял группу русских летчиков, решивших сотрудничать с гитлеровцами. Но летная подготовка Симы была откровенно слабой для серьезных заданий, и тогда ее решили использовать в качестве агитатора. За Симой закрепили радиопропаганду, рассчитывая на пополнение армии предателей под лозунгом «борьбы с большевизмом». А для этого взяли в заложники маленького сына. Неудивительно, что женщина пошла на такое сотрудничество.

В феврале 1945-го Юрия Немцевича назначили командовать 250-й истребительной авиадивизией 9-й армии Дальневосточного фронта, которая приняла участие в советско-японской войне. С победным завершением сражений он в 1947-м вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Что касается его супруги, сына и тещи, точной информации нет. По некоторым данным, немцы заподозрили намерения Симы вернуться к мужу под видом его готовности перейти на сторону Германии. И тогда фрицы организовали провокацию, подослав к Ситник агентов в роли подпольщиков. Те вызвались помочь женщине пересечь линию фронта, а когда та согласилась, расстреляли вместе с близкими. По другой версии, Серафима Ситник, ее сын Валера и мать выжили к концу войны, но понимая, какими могут быть последствия для них на родине, не решились возвращаться и осели в Западной Европе. Юрий Немцевич жил в Москве, где и умер в 1956 году.

Много ли последовательниц было у Серафимы за годы войны? Как жилось советским женщинам-предательницам в годы Великой Отечественной, и как сложилась их судьба.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








152
15.01.2025 20:12
В закладки
Версия для печати