Народный артист России Станислав Говорухин | Фото: bison-info.pro
14 июня на 83-м году жизни скончался знаменитый режиссер Станислав Говорухин. Его фильмы давно стали классикой кинематографа, казалось, ему были подвластны все жанры, и в каждом из них его работа была филигранной: «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять нег...итят», «Ворошиловский стрелок». Он умел жить и наслаждаться жизнью – не признавал никаких запретов и правил, мешающих получать радость и удовольствие от каждого дня.
Станислав Говорухин в молодости | Фото: rbc.ua
Станислав Говорухин и Владимир Высоцкий на съемках фильма *Место встречи изменить нельзя* | Фото: 24smi.org
Режиссер не скрывал того, что ни в чем себя не ограничивал, не был приверженцем здорового образа жизни и проповедовал гедонизм: «Что касается меня, то я никогда не ем, не пью и не делаю ничего, что, по общему мнению, считается полезным. Мне это обезьянье сообщество отвратительно. Предпочитаю есть только то, что вкусно, а делать то, что приятно. И терпеть не могу нынешних не пьющих, не курящих и постоянно считающих калории. Может, эта публика делает все правильно, но почему-то годам к сорока большинство из них умирает – или от инсульта, или от инфаркта, или от пули в башке».
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин | Фото: 7days.ru
Кадр из фильма *Асса*, 1987 | Фото: kp.ru
В книге «Черная кошка» Говорухин целую главу посвятил чревоугодию, доказывая, что его не стоит путать с обжорством – культура еды и культура употребления спиртных напитков, по его мнению, не имеют ничего общего с перееданием и пьянством. Он курил с 17 лет, неизменная трубка стала частью его имиджа, и она значит для него намного больше, чем просто курительная принадлежность – это своеобразный способ встраивания в мировую культуру: «Трубка у меня связана с литературой – Шерлок Холмс, комиссар Мегрэ, а может, Илья Эренбург, или Константин Симонов, или Жан-Поль Сартр… И напитки мои любимые – все эти кальвадосы, арманьяки, ромы, шнапсы, граппы и прочее – от Хемингуэя и Ремарка. А стиль в одежде пришел от киногероев Ива Монтана, Жана Габена… Все мы обязательно берем с кого-то пример».
Станислав Говорухин и Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото: uznayvse.ru
Наверное, так наслаждаться жизнью способен только тот, кому довелось пройти через военное время и полуголодное существование. Его детство прошло в бараках, и он был благодарен этому периоду за то, что тогда его научили драться и стоять на своем. Бабушка говорила ему, что отец их бросил, а потом спился. Только после смерти матери он узнал, что на самом деле его репрессировали.
Станислав Говорухин и юный Владислав Галкин на съемках фильма *Приключения Тома Сойера и Гельберри Финна* | Фото: uznayvse.ru
Кадр из фильма *Женская логика*, 2001 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссер скептически относился к тем процессам, которые происходят в современном кинематографе. Он сокрушался по поводу того, что выросло два поколения нечитающих зрителей, и они уже не способны воспринимать ничего, кроме блокбастеров: «Массовый зритель год от года становится глупее и менее образованным. И кино под него подстраивается, поэтому с каждым годом становится все хуже. В кино пришли люди, у которых с душой не в порядке, малообразованные, не читающие книг. Сегодняшнее кино я ненавижу. И свои фильмы делаю в пику… Что бы там ни говорили, я по-прежнему считаю, что кино – это страшное идеологическое оружие. Поэтому режиссер должен руководствоваться принципом врача – не навреди, не испорти вкус зрителю, не отними последние жизненные силы».
Станислав Говорухин в фильме *Девятая рота* | Фото: uznayvse.ru
Станислав Говорухин с женой | Фото: 24smi.org
Хотя многие его фильмы сегодня называют классикой советского кинематографа, сам он всегда был далек от идеализации своих работ и признавался, что многое бы переснял. Ему было неловко в очередной раз слушать комплименты в адрес «Вертикали» – свой первый полнометражный фильм он не любил и даже стеснялся его: «Нет серьезного наполнения, драматургии вообще никакой…». Тем не менее именно этот проект стал актерским прорывом Владимира Высоцкого, с которым Говорухин позже работал еще и в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Режиссер, сценарист, актер Станислав Говорухин | Фото: 24smi.org
Народный артист России Станислав Говорухин | Фото: kp.ru
Станислав Говорухин снял больше 20 художественных и документальных фильмов, написал больше 20 сценариев (в том числе – сценарий к самому кассовому советскому фильму «Пираты ХХ века», который посмотрели около 100 млн зрителей), во многих фильмах принял участие в качестве актера, но все равно считал, что многое в жизни не успел: «Нет, жизнь не удалась… Понимаешь, она у меня была долгая и счастливая, но ее можно было бы сделать куда насыщеннее. Я постоянно корю себя за то, что много времени попусту проболтался, проскучал, пробездельничал, и ладно бы занимался чем-то интересным, а так... Если бы я потратил это время на карты, шахматы или на роман какой-нибудь – потерянным бы его не считал, так ушло оно, словно вода в песок. Обидно! Тебе дали такую большую интересную жизнь, такую интересную профессию... Нет, утверждать, что отпущенное Богом на полную катушку использовал, увы, не могу».
Режиссер, сценарист, актер Станислав Говорухин | Фото: uznayvse.ru
Народный артист России Станислав Говорухин | Фото: kp.ru
Знаковым в творческой биографии Станислава Говорухина стал фильм «Место встречи изменить нельзя»: интересные факты о съемках фильма.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: