История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



После образования советского государства шла ожесточённая борьба с религией, которая не щадила духовных лиц любого вероисповедания. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, с угрозой захвата страны неприятелем, объединила ранее почти непримиримые стороны. Июнь 1941 года стал днём, когда светская и духовная власть начали действовать сообща, дабы сплотить народ патриотизмом для избавления Родины от врага.


Как православная церковь смогла забыть старые обиды и выступить на стороне советской власти

За 10 лет (1931-1941 гг.) большевики ликвидировали более 40 тыс. культовых сооружений, было арестовано от 80 до 85 % священников, то есть более 45 тыс. /Фото: kramola.info

За 10 лет (1931-1941 гг.) большевики ликвидировали более 40 тыс. культовых сооружений, было арестовано от 80 до 85 % священников, то есть более 45 тыс. /Фото: kramola.info


В период после революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны только в России перестало действовать почти 40 000 культовых сооружений, закрытых для искоренения религии. И это несмотря на то, что большинство многонационального населения, родившегося до образования Советского Союза, традиционно придерживалось того или иного вероисповедания, которое веками существовало в Российской империи.

Так, по статистике 1937 года, из числа неграмотных граждан страны, верующих было 84%; среди образованной части религиозные убеждения имелись почти у 45% населения. Однако, несмотря на немалое количество приверженцев религии, - церкви, мечети и синагоги массово закрывались, а священнослужители нередко оказывались в тюремных лагерях.

Казалось такая явная несправедливость по отношению к религии и её представителям должна была породить среди них многочисленных противников новой власти, желающих избавиться от неё любым способом. В том числе и встав на сторону внешнего врага. Тем не менее, этого не случилось – большая часть уцелевших в ходе гонений священнослужителей, забыв обиды, поддержала советскую власть сразу после нападения на страну немецко-фашистских захватчиков.
Уже 22 июня 1941 года, через несколько часов после начала войны, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Иван Страгородский в миру) через своё «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви», призвал паству встать на защиту Отечества.

Какое значение для советской власти имело «Послание» митрополита Сергия Страгородского

Сергий (Страгородский) – епископ Русской православной церкви; с 12 сентября 1943 года – патриарх Московский и всея Руси. /Фото: chel.kp.ru

Сергий (Страгородский) – епископ Русской православной церкви; с 12 сентября 1943 года – патриарх Московский и всея Руси. /Фото: chel.kp.ru


Все публичные обращения от представителей религии запрещались существующим законом. Однако в тот момент советское руководство сделало исключение, так как понимало, что людям требовалась не только моральная, но и духовная поддержка. Текст же Послания был нацелен на пробуждение государственного патриотизма и доносил с помощью исторических примеров духовную идею боевого подвига, а также значимость для Родины гражданского труда в тылу.

Оценив помощь церковного руководства, власть, в свою очередь, в знак благодарности освободила из заключения значительное число священнослужителей. Более того, начиная с 1942 года в Москве разрешили проводить пасхальную службу и не препятствовали всенощным гуляниям. С 1943 года священники могли находиться на фронте, и в этом же году И. Сталин специально организовал встречу с верховным духовенством страны, чтобы показать единение государства и церкви в борьбе против общего врага.

Благодаря этой встрече, в Ленинграде, Киеве и Москве открылись духовные академии, а немного погодя был образован Совет по делам Русской православной церкви и Священный синод при патриархе.

Что делала православная церковь для фронта

Многие священники во время войны участвовали в партизанском движении на оккупированных территориях. /Фото: mtdata.ru

Многие священники во время войны участвовали в партизанском движении на оккупированных территориях. /Фото: mtdata.ru


Русская Православная Церковь занималась богослужением и проповеднической деятельностью не только в тыловых и прифронтовых зонах, но и прямо под огнём неприятеля. В ответственный момент обороны Москвы самолёт, имевший на борту икону Тихвинской Божьей матери, совершил воздушный крестный ход, облетев по кругу весь город. Также в тяжёлый период Сталинградского сражения проводил долгие молебны пред Казанской иконой Божией Матери митрополит Киевский и Галицкий Николай.

Настоящий подвиг проявили ленинградские священники во время блокады города. Богослужения шли, несмотря на массированный артобстрел и бомбёжку, невзирая на страшный голод и лютый мороз. К весне 1942 года из шести церковнослужителей только двое преклонного возраста клириков осталось в живых. И они продолжались нести службу: еле передвигаясь от голода, ежедневно выходили на работу, чтобы «поднимать и укреплять в людях дух, ободрять и утешать их в горе».

Наравне с воодушевлением гражданского населения и бойцов, церковь участвовала в становлении и развитии партизанского движения. В очередном Послании митрополита Сергия, которое он написал 22 июня 1942 года, говорилось: «Жители временно оккупированных врагом территорий, кто не может по разным причинам быть в партизанском отряде, должны если не участием, то содействием помогать ему едой и оружием, скрывать от врагов и относиться к делу партизан, как к своему собственному, личному делу».

Часто личным примером священники вдохновляли паству на неотложные работы, отправляясь после церковной службы, например, трудиться на колхозные поля. Они шефствовали над военными госпиталями и помогали в уходе за больными и ранеными; в прифронтовой зоне организовывали убежища для гражданского населения, а также создавали перевязочные пункты, пользовавшиеся высокой востребованностью во время затяжных отступлений 1941-1942 гг.

Какую роль сыграла русская Православная церковь в Победе

Как настоящие добрые пастыри, архиереи и священники разделили со своим народом все тяготы войны. /Фото: pokrov.pro

Как настоящие добрые пастыри, архиереи и священники разделили со своим народом все тяготы войны. /Фото: pokrov.pro


Неоценим вклад церкви в виде сбора пожертвований для фронта, чтобы приблизить победу: при этом средства перечислялись не только прихожанами, но и самими священниками. В одном только Ленинграде удалось собрать более 16 млн. рублей, а в период 1941-1944 года церковные сборы на военные нужды СССР превысили сумму в 200 миллионов руб. О каждом крупном финансовом пожертвовании церковнослужителей или гражданских организаций обязательно сообщалось в газетах «Правда» и «Известия».

Церковные перечисления помогали в обеспечении армий оружием и продуктами питания, а также именно за счёт них была создана танковая колония, получившая название в честь Дмитрия Донского, и образована эскадрилья имени святого Александра Невского.

Танковая колонна «Дмитрий Донской». /Фото: media.elitsy.ru

Танковая колонна «Дмитрий Донской». /Фото: media.elitsy.ru


Кроме того, Православная Церковь заметно поспособствовала в создании позитивного образа СССР в глазах союзников, когда решался вопрос открытия 2-го фронта: этот факт отмечался даже германской стороной разведкой. Многие священники, в том числе и те, кто успел пройти через тюремные лагеря или раньше находился в ссылке, внесли личный вклад в Победу, участвуя в боях на фронте или в партизанском отряде во вражеском тылу.

Всем представителям православного духовенства надлежит отпускать бороду. Это очень древний обычай, который беспрекословно выполняется. Оттого и удивительно, что в одних религиях предписано носить бороду, а в других категорически запрещено.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4733
15.06.2020 11:57
В закладки
Версия для печати




Смотрите также