История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Истории о пропавших золотых кладах всегда вызывают особый интерес и множество конспирологических теорий. Одно из таких событий, овеянное легендами и слухами, – пропажа британского золота, которое погребено в водах Чёрного моря под Балаклавой. Военный корабль «Чёрый принц» с золотыми монетами на борту так до сих пор и не найден и, словно призрак, не оставляет в покое мечтающих о том что этот «клад» когда-нибудь отыщется.


Апокалипсис на Чёрном море

Русско-Турецкая война 1853–1856 годов была масштабной и охватывала большую территорию, начиная с Камчатки и заканчивая Балтикой и Чёрным морем. На стороне турков против России, напомним, воевали британцы и французы. Данная война была для России болезненной. Особенно драматично события развивались у берегов Крыма, где шли ожесточенные бои и бомбардировки.

Во время этой войны было много интересных событий. Одно из них – о том, как в один прекрасный день русскому флоту помогла сама природа: в ноябре 1854-го в результате сильнейшего урагана, обрушившегося на побережье, вражеская эскадра у берегов Балаклавы (сейчас это территория Севастополя) была разбита, а также оказались разрушены расположенные на берегу строения. В тот день стихия пронеслась по всему региону, вплоть до Западного Средиземноморья, но особенно бушевала она именно тут, у берегов Крыма, и выжившие очевидцы сравнивали происходящее с апокалипсисом.

Балаклавская бухта в конце позапрошлого века. /Фото: kartaslov.ru

Балаклавская бухта в конце позапрошлого века. /Фото: kartaslov.ru


Под Евпаторией в результате стихийного бедствия затонуло три вражеских корабля, а в районе Балаклавской бухты – еще 11, и спастись удалось лишь немногим из моряков. Погибло в общей сложности около 3 тыс. человек, всего у крымских берегов потонуло три десятка судов.

Корабль с золотом

В числе ушедших на дно кораблей был знаменитый британский корабль «Принц». Его гибель особенно поразила как англичан, так и русских, ведь было известно, что на борту находилось 200 тыс. фунтов стерлингов золотом. Эти деньги были жалованием, которое корабль вез для выплаты английским морякам. Получалось, что несметное количество золота ушло под воду. Помимо золота, на корабле, конечно, был и другой груз – обмундирование, продукты и так далее, но это уже никого не интересовало. По сравнению с затонувшим золотым «кладом» сапоги, кальсоны и одеяла не представляли никакой ценности.

Самой главной интригой было то, что никто точно не знал, в каком именно месте затонул «Принц». Но многие сходились на том, что произошло это у берега Балаклавы – городка, спрятанного в небольшой закрытой бухте. Шли годы, и многие пытались найти это золото, однако никому это не удавалось. Вокруг корабля ходило все больше слухов и легенд и к нему даже приклеилось слово «черный», так что в наше время знаменитое затонувшее судно известно именно под таким именем – «Чёрный принц».

/Фото: kartaslov.ru

/Фото: kartaslov.ru


Согласно официальным данным, перед бурей «Принц» стоял у Балаклавского берега на рейде, где морская глубина составляла полсотни метров, и ждал, когда наступит благоприятная погода и можно будет пришвартоваться для разгрузки. Очевидцы рассказывали, что якобы капитан «Принца» был предупрежден о сильном шторме, однако он посчитал, что его судно выдержит такую нагрузку, и поэтому не ушел в открытое море, как обычно делают в таких случаях корабли. В итоге якоря «Принца» были сорваны и унесенное в сторону судно разбилось о прибрежную скалу. В живых осталось только пять моряков.

Крушение «Черного принца», Иван Айвазовский

Крушение «Черного принца», Иван Айвазовский


Уже позже, в наше время, были найдены записки спасшегося мичмана «Принца» Котгрейва, в которых уточняется, что корабль наскочил на 75-метровую скалу восточнее от входа в Балаклавскую бухту, а затем в корабль еще и врезалось английское транспортное судно. Еще некоторое время «Принц» оставался на плаву (уже без мачт, которые капитан велел срезать), и уже потом его окончательно разбило о скалы.

Поскольку тот факт, что корабль затонул не в самой Балаклавской бухте, а на подходе к ней, стал известен позже, ему предшествовали десятилетия напрасных поисков внутри бухты.

Балаклава сегодня. /Фото: vsegda-pomnim.com

Балаклава сегодня. /Фото: vsegda-pomnim.com


Тщетные поиски

Тем, кто предпринимал поиски, было известно, что «Принц» представлял собой новенькое парусно-винтовое трехмачтовое судно с паровым двигателем и что его корпус, в отличие от других, деревянных судов, был стальным. Именно по этому признаку его пытались найти водолазы.

В 1875 году французы вытащили на берег десять затонувших кораблей, но это были другие суда, а не «Принц». Их корпуса оказались деревянными. В начале прошлого века поиски продолжились – на этот раз уже итальянцами. Руководил работами знаменитый изобретатель Джузеппе Рестуччи, придумавший специальный скафандр, способный погружаться на большие глубины и на продолжительное время. С его помощью были обнаружены и подняты на поверхности фрагменты металлического корпуса. Один из водолазов даже уверял, что смог прочитать на затонувшем корабле фрагменты слов «Черный» и «Принц», однако, как известно второе слово к названию прикрепилось уже позже, так что слова водолаза не вызвали доверия. Ну и золота, конечно, там не нашли.

Балаклавские берега на карте. /Фото: kartaslov.ru

Балаклавские берега на карте. /Фото: kartaslov.ru


Пару лет спустя Рестуччи возобновил свои поиски и нашел еще один стальной корпус, уже в другом месте. Но и этот корабль оказался не «Принцем» – золота там тоже не было.

В советские годы ныряльщикам иногда удавалось находить в Балаклавский бухте единичные золотые монеты, и каждый раз такая находка сопровождалась истерией по поводу «золотого клада» англичан. Заканчивались такие «сенсации» неизменно разочарованием и насмешками. Ну а тех, кто верил в возможность найти британское золото, такие новости только еще больше раззадоривали.

Пытались найти ценный груз и на государственном уровне. Так, инженер Владимир Языков с одобрения ОГПУ в лице Генриха Ягоды (тот очень серьёзно отнесся к этой идее) получил разрешение на поиски и долго исследовал морские глубины. Был разработан специальный гидростат, рассчитанный на троих человек, который опустился на максимально большую глубину, но даже несмотря на то, что Балаклавская бухта была прочесана вдоль и поперек, никакого «Принца» там не нашли.

Гидростат конструкции Евгения Даниленко в Балаклавской бухте, 1923 го. /Фото: histrf.ru

Гидростат конструкции Евгения Даниленко в Балаклавской бухте, 1923 го. /Фото: histrf.ru


Фото: Гидростат перед погружением. .Фото: histrf.ru

Фото: Гидростат перед погружением. .Фото: histrf.ru


После долгих поисков СССР отказался от таких работ, ведь они были очень затратны. Но тут попытать счастье решили японцы. Договорившись с Советским Союзом о том, что в случае обнаружения ими «клада» они отдадут 60% золота СССР, да еще и заплатят стране 110 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма), а также подарят глубоководные аппараты нового образца, иностранцы принялись за дело. Японцы и правда нашли на глубине металлический корпус и даже в результате ежедневных погружений извлекли находившийся на судне груз, только это было совсем не то, чего они ожидали. Снова «добычей» были несколько золотых монет, а также кое-что по мелочи - например, сабля и столовые приборы.

Противоречия и вопросы

О том, что «Принц» был не единственным судном с металлическим корпусом и что не стоит ориентироваться только на эту «примету», говорил еще писатель Михаил Зощенко, который тщательно изучал историю «Принца». Позже его утверждение подтвердилось: помимо «Принца», в тот страшный день в Чёрном море погибли металлические суда «Транспорт», «Резолют», «Виктория», «Ясон», причем «Резолют» во время бури находился недалеко от «Принца».

Более того, Зощенко не верил, что золото на борту «Принца» вообще было. Точнее, изначально корабль его вез, но еще до прихода в Балаклаву деньги были выгружены с Константинополе. Если придерживаться этой гипотезы, то искать «Чёрного принца» нет смысла. Британское правительство в свое время заявляло именно об этом – мол, золото до Крыма не дошло и осталось в Константинополе, однако у многих оно вызвало недоверие и было воспринято как пжелание просто остановить поиски.

Многие пытались найти это золото. /Фото: Erich Andres/United Images

Многие пытались найти это золото. /Фото: Erich Andres/United Images


Если говорить о хитрости, в которой подозревали англичан, то есть еще и гипотеза о том, что шедшие в Крым золотые монеты были разворованы, и поэтому их кражу было решено замаскировать под гибель «Принца». Само судно якобы вовсе не тонуло, а в ту злополучную бурю ушло далеко в море.

Есть и еще одна версия о судьбе золотых монет. Согласно ей, еще перед революцией золото было извлечено на поверхность, и именно на эти деньги большевикам удалось совершить переворот и построить Советское государство.

Однако поскольку точных сведений о судьбе ценного груза нет, гипотетическая вероятность того, что у берегов Балаклавы (теперь уже понятно, что не в самой бухте, а на подходе к ней) все еще лежит такое богатство, остается. Так что мечта о золоте по-прежнему поражает воображение и не дает покоя романтикам-кладоискателям. В продолжение темы утраченных ценностей, местонахождение которых неизвестно по сей день, прочитайте про 8 мировых шедевров, пропавших без вести: Что известно о них в наши дни.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1749
15.06.2024 09:33
В закладки
Версия для печати




Смотрите также