На Западе его называют «отцом-основателем русского футуризма» и считают крупнейшей фигурой авангардного движения. Он был писателем, поэтом, перформансистом, редактором журнала и издателем, но прежде всего он был художником, открывшим миру великое авангардное искусство. Его творчество по сей день считается феноменальным, а его работы выставляются в коллекциях музея Метрополитен, Художественного института Чикаго и Смитсоновского института в Вашингтоне.
Родился с талантом от Бога и не мог не рисовать
Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Москва, 1914 год / Фото: odessa-memory.info
Давид Бурлюк родился в 1882 году в небольшом селе под Харьковом. Его отец был потомком украинских казаков, мать - белорусской художницей, стремящейся привить детям любовь к творчеству. Помимо Давида, в семье было пятеро детей, двое из которых - Людмила и Владимир - также стали художниками, еще один брат Николай - поэтом.
Давид был слепым на один глаз, который потерял еще в детстве, но сколько помнил себя, все время рисовал. Одноклассники прозвали его художником, а местный учитель рисования говорил его матери, что у мальчика «талант от Бога», который обязательно нужно развивать.
В пятнадцатилетнем возрасте Давид впервые попал в Третьяковскую галерею в Москве. Как он писал позднее в своих воспоминаниях, в течение следующих семи лет он находился под впечатлением от работ Репина, Шишкина, Серова, Куинджи и других русских художников, но впоследствии эти кумиры стали его противниками.
В 1902 году Давид вместе с сестрой Людмилой отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию искусств. Однако его постигла неудача - на экзамене ему досталось место в конце зала, откуда он почти не видел натурщика своим единственным «рабочим» глазом. Главой приемной комиссии был знаменитый русский художник Илья Репин. Он отметил способности Бурлюка, но в Академию не принял, и посмеялся над желанием одноглазого юноши стать художником.
Однако Давид не унывал, в течение первого десятилетия ХХ века он изучал искусство в Одессе и Казани, в Мюнхенской королевской академии искусств, и в Школе изящных искусств в Париже. Он проводил по 20 часов в день за рисованием и, казалось, никогда не уставал. Даже его учитель как-то сказал ему, что это не искусство - это фабричная штамповка.
Ранние картины Давида Бурлюка
Но юный художник игнорировал подобные замечания, он просто не мог не рисовать. Находясь на трехмесячных летних каникулах в Одессе, он создал более 350 эскизов.
Его искусство было смесью влияний фовизма, кубизма и футуризма, которые он впитал в свое творчество и соединил со своей любовью к природе и увлечением формами и конструкциями скифской культуры.
Они знали друг друга с детства, но поженились только перед эмиграцией
Портрет Маруси, написанный Давидом Бурлюком / Фото: artchive.ru
Давид Бурлюк отличался неординарной внешностью, он был невысокого роста и массивного телосложения. Современники писали, что его лицо напоминало лицо толстой ящерицы, но Давид не страдал от своей внешности, отчасти он даже гордился своим стеклянным глазом, который придавал его взгляду надменное выражение.
К тому же он имел общительный характер, отличался уверенностью в себе, умел нравиться окружающим и никогда не был обделен женским вниманием, хотя всю жизнь любил только одну женщину, которую знал с детства.
Говорили, что он женился на Марусе по настоянию ее отца, который помог молодым эмигрировать из страны после начала Гражданской войны. Однако, согласно свидетельствам очевидцев, если этот брак и был по расчету, то он оказался счастливым.
Маруся поддерживала молодого художника во всех его начинаниях. Еще во время его проживания в Москве она помогала художнику в создании футуристической группы «Гилея». Тогда Бурлюк подружился с Владимиром Маяковским и Василием Каменским, вместе с которыми гастролировал по городам Российской империи, принимал участие в авангардных выставках.
Их экстравагантные выступления, включавшие чаепитие и чтение стихов на сцене, собирали переполненные аудитории. Многих они шокировали, но также привлекали новых поклонников авангардного искусства.
Бурлюк дружил с великими художниками-авангардистами Михаилом Ларионовым и Василием Кандинским и был членом нескольких групп, наиболее известной из которых была «Бубновый валет», куда входил Казимир Малевич. Маяковский называл Бурлюка своим учителем, который познакомил его с творчеством французских и немецких писателей и сделал его поэтом.
Давид Бурлюк и его жена Маруся
После Октябрьской революции Давид Бурлюк женился на Марусе и вместе с ней отправился в Сибирь, где провел несколько лет, путешествуя по разным городам, давая футуристские концерты, читая лекции и продавая свои работы.
Из охваченной огнем Гражданской войны России - в США
Авангардные работы Давида Бурлюка
Во время Гражданской войны Давид Бурлюк оказался во Владивостоке, затем перебрался в Японию, где жил в течение двух лет, писал картины, организовывал выставки и пропагандировал футуризм.
Еще во Владивостоке он планировал из Японии перебраться в Америку. Там еще не было развито яркое модернистское искусство, и успех его выставок в Японии побуждает художника отправиться в эту страну с целью - стать первым футуристом в истории США.
Однако у него не было достаточно денег на такое дальнее путешествие. Тогда на помощь ему пришел отец Маруси, который предложил оплатить переезд молодым, если они оформят законный брак.
В 1922 году Бурлюк вместе с женой переехал в Соединенные Штаты и поселился сначала в Нью-Йорке, где прожил до 1941 года, а затем в Хэмптон-Бэйс на Лонг-Айленде, где прожил последние два десятилетия своей жизни.
В Америке Давид нашел некоторую поддержку среди эмигрантов, но для нового зрителя его футуризм был чужд. В начале 1920-х годов американская живопись склонялась к холодному метафизическому искусству, присущему картинам де Кирико.
Давид Бурлюк с супругой Марией и их детьми / Фото: stuki-druki.com
Прошло много лет, прежде чем художнику удалось «встать на ноги». За это время ему пришлось писать монументальные полотна на социальные темы, работать в газете «Русский голос», издавать журнал «Цвет и рифма», в котором в первую очередь освещать свою деятельность как художника. Постепенно его работы начали продаваться, и мечта его семьи купить небольшой дом наконец-то сбылась.
Короткое возвращение на родину за два года до смерти
Одна из поздних картин Давида Бурлюка / Фото: moskva.bezformata.com
Находясь в изгнании, Давид Бурлюк говорил, что его сердцем всегда владели только две Музы - любимая жена Мария и Родина, которую ему когда-то пришлось покинуть. Он всегда внимательно следил за событиями в Советском Союзе и мечтал когда-то побывать на Родине.
В 1940 году Давид Бурлюк впервые обратился к советскому правительству с просьбой разрешить ему посетить СССР. Взамен он предложил значительную коллекцию архивных материалов, относящихся к его современнику и другу, поэту Владимиру Маяковскому, но его просьба была отклонена.
Его неоднократные просьбы опубликовать сборник его работ в СССР также были проигнорированы. Он отправлял свои картины в Союз художников СССР, но так и не получил ответа. Бурлюк был в недоумении и отчаянии: он не мог понять, почему его имя вычеркнуто из анналов созданного им самим искусства.
Ему разрешили посетить СССР только дважды - в 1956 и 1965 годах. В первый раз Давид вместе с супругой посетил СССР по приглашению Лилии Брик, но художник не нашел ни одного упоминания своего имени в большой экспозиции Музея Владимира Маяковского.
Имена учителя и друзей поэта были подвергнуты цензуре после его смерти, а его собственные лучшие полотна, созданные еще в юности, лежали глубоко в хранилищах музея. Давид Бурлюк предложил обменять их на свои новые работы, но получил отказ.
В последние годы своей жизни Давид Бурлюк много путешествовал по всему миру в сопровождении жены Маруси. В 1965 году он повторно посетил Советский Союз, проведя время в Ленинграде, Москве, Харькове и Крыму, где написал несколько натюрмортов, возможно, отдав тем самым последнюю дань уважения родной земле.
Давид Бурлюк с женой Марусей при посещении СССР / Фото: stuki-druki.com
Давид Бурлюк умер в 1967 году, в возрасте 85 лет. Он был посмертно удостоен чести стать членом Американской академии искусств и литературы, и до сих пор считается одним из ярких представителей феномена русского литературного и художественного Нью-Йорка, а его работы представлены во многих музеях и частных коллекциях Америки, Великобритании, Японии и других стран мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: