Эмиль Антуан Баярд, Дело чести (первая часть диптиха)
Как ни странно, но слабый пол в старые времена мог, оказывается, постоять за себя с оружием в руках. Благородные дамы и девицы в случае разногласий частенько разрешали вопрос с помощью дуэли. Правила и атрибутика при этом были те же, что и у мужчин, но пикантности намного больше, ведь иногда дамы дрались топлес. Одна из самых известных дуэлей произошла между княгиней Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в 1892 году.
Цветы раздора
Повод для ссоры был невероятно женским и совершенно не романтическим – никакой ревности, никаких мужчин, просто две дамы занимались подготовкой Музыкальной и Театральной Выставки в Вене и не сошлись во мнениях относительно декора, точнее, конфликт возник из-за цветов, хотя подробностей история не сохранила.
Княгиня Паулина Клементина фон Меттерних, которой на тот момент исполнилось уже 56 лет (!) была почетным президентом Выставки. Эта светская львица считалась законодательницей мод в Париже и Вене, причем с ее легкой руки французские и австрийские дамы научились курить сигары и кататься на коньках.
По воспоминаниям современников, княгиня фон Меттерних не отличалась классической красотой, но обладала несомненной харизмой. Ее портреты писали многие живописцы. Этот принадлежит кисти Дега.
З2-летняя Анастасия Кильмансегг, жена штатгальтера Нижней Австрии, была председателем Женского Комитета той же выставки и также слыла дамой весьма уважаемой. Их конфликт перерос в настолько бурную ссору, что выяснять отношения высокопоставленные спорщицы решили на дуэли.
До первой крови
Это событие произошло в середине августа 1892 года в столице Лихтенштейна Вадуце. Роли секундантов согласились выполнить графиня Кински и княжна Шварценберг-Лихтенштейн. Так на дуэли должен был присутствовать врач, к ней привлекли еще одну даму – дипломированного доктора баронессу Любинскую, которая для этого специально прибыла из Варшавы. Именно она настояла на том, чтобы спорщицы оголились, так как по распространенному тогда мнению ткань могла стать причиной инфекций в ране. Чтобы соблюсти приличия, женщины придумали, чтобы все кучера и лакеи, присутствующие на дуэли, отошли на некоторое расстояние и отвернулись.
Эта дуэль получила широкую огласку и стала сюжетом нескольких известных картин и рисунков
О том, как происходила дуэль, сохранились подробные воспоминания, изложенные в мемуарах участниц. Сначала произошли две короткие схватки, и уже в третьей более опытная княгиня Меттерних ранила свою соперницу в нос. Правда, тут женская природа в ней возобладала, или она просто решила, что с первой кровью дуэль завершена, но она бросила шпагу и кинулась к графине, чтобы помочь ей. Но та в пылу схватки ничего не поняла и нанесла безоружной княгине удар, ранив ее в руку.
Примирение
Тут в дело вмешалась прислуга, оставленная вдалеке. Мужчины услышали крики и поспешили на помощь своим хозяйкам, но так как дамы все еще были обнажены до пояса, они получили щедрую дозу брани и ударов зонтиком от баронессы Любинской.
Эмиль Антуан Баярд, Примирение (вторая часть диптиха)
Дальше та же баронесса выполнила свои обязанности врача, перевязав раны, - к счастью, обе были не опасными. Дуэлянтки обнялись и пришли к примирению. Победительницей признали Меттерних, и выставка в Вене, подготовленная недавними смертельными врагами, имела огромный успех.
Этот случай показывает, что дамы из высшего общества в 19 веке, как минимум, владели шпагами, причем, судя по всему, не намного хуже мужчин, раз даже ставили свою жизнь на кон. История женских дуэлей действительно достаточно обширна. Причем слабый пол, как всегда, проявлял и в этом деле изобретательность и неженскую твердость. Подробнее об этом в обзоре Женские дуэли: апофеоз жестокости или дело чести?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жуть.