Язык непрерывно эволюционирует под воздействием времени, но вместе с тем сохраняет древние значения и символы. При детальном рассмотрении этих архаичных элементов открывается неожиданно широкий спектр значений. Например, обыденное выражение "чересчур" оказывается отголоском языческих убеждений наших пращуров.
Происхождение слова «чересчур»
Славянский оберег с символом Чура. / Фото: www.avatars.mds.yandex.net
Слово "чересчур" очень старое. Оно упоминается в словарях с XVIII века. Это наречие, которое переводится как "чрезмерно" или "слишком". В разговорах оно может использоваться как обозначение действия, выходящие за рамки социальных норм и правил.
Слово состоит из двух частей. Предлог "через" является широко используемым в русском языке. Он означает "сквозь" или "поверх чего-либо", когда с помощью действия преодолевается какая-то преграда. Например, можно пройти через лужу, возвести мостик через ручей или передать тарелку через стол.
Вторая часть слова, "чур" — более загадочна. Это устаревшее слово, которое сегодня встречается только в некоторых привычных выражениях, таких как, например, "Чур меня!". В разговорной речи это слово означает кого-то или что-то, защищающее защищает от угрозы или устанавливающее определенные правила и права. В общем смысле слово "чересчур" в современном русском языке означает превышение или нарушение определенных границ, ограничений, правил и норм, которые были определены Чуром, переход за пределы допустимого. Но кто же такой этот самый Чур?
Чур как языческий полубог
Земледельцы на Руси почитали Чура. / Фото: www.avatars.dzeninfra.ru
Ученые ведут жаркие дискуссии о природе загадочного Чура, оставившего заметный след в русском языке. Некоторые исследователи считают его древним божеством, которому поклонялись славяне в дохристианские времена, в то время как другие полагают, что это добрый пращур или даже символ мужской силы.
Знаменитый историк Ключевский выдвинул гипотезу, что славяне-язычники возвели в ранг божества своего предка, известного как Чур (или Щур). И что именно так возникло слово "пращур", которое сегодня ни у кого не вызывает удивления. Если придерживаться такой версии, то предки поклонялись Чуру — духу предков, охраняющему семью и традиции. Следовательно, нарушение каких-либо норм и правил означает преступление против старинных законов, которые установили пращуры.
Филолог Никита Толстой представил альтернативную точку зрения на природу Чура. В своей научной работе "Русские чур и чушь" он отметил, что славяне часто упоминали мужские гениталии в выражениях, пизванных защищать от злых сил. Согласно Толстому, Чур не является языческим божком или духом предков, а представляет собой мужской половой орган, воспринимаемый в старину как символ плодородия и защитник от мистических существ.
Некоторые исследователи считают, что Чур может быть идентичен Черту, рогатому демону, которого славяне боялись упоминать. Потому изменили слово до неузнаваемости, и Черт стал Чуром. Однако большинство специалистов убеждены, что Чур является языческим божком.
Правда, он не был «высокопоставленным» божеством, который необходим для охотников, рыболовов и собирателей. Представители этих профессий полностью зависели от Матери-Природы. С ней была связана их деятельность, и они полагались на ее благосклонность. В их жизни Чур не играл значительной роли, поскольку они не нуждались в его защите и благословении. Но он был очень важен для пахаря. Чур был важным персонажем в защите сельскохозяйственных границ, которые пахарь выиграл в борьбе с дикой природой. Он занимался охраной границ между различными хозяйствами, что способствовало поддержанию добрососедских отношений, развитию оседлого образа жизни, товарообмена и разделения труда.
Славяне, как земледельцы, высоко ценили свои земельные участки, которые были для них основным источником жизни и благосостояния. Для обозначения границ своих владений они устанавливали специальные столбики, которые назывались чурбанами, и на которых были вырезаны имена хозяев. Изначально чурбаны изображали языческого идола Чура. Считалось, что он сурово карал тех, кто самовольно захватывал чужую землю.
Это можно видеть в выражениях типа "Чур пополам!" или "Чур вместе!", которые отражают важность Чура в поддержании гармонии и справедливости в обществе.
Чур как защитник и покровитель
В старину Чура считали защитником от злых сил.
Этнограф Сергей Максимов своих работах изложил легенду о Чуре как о языческом полубоге. Этот мифический персонаж, почитаемый нашими предками, был широко известен в древней Руси. Согласно легенде, Чур был знаменит своими магическими способностями и считался защитником от злых сил. Он вызывал страх и уважение, поскольку был ответственным за установление и охрану различных границ (границы земельных наделов, лесов, озер). Они включали в себя не только физические барьеры, но и метафизические «линии», отделяющие потусторонний мир от человеческого. Чур был способен наказать любого, кто не следовал установленным им правилам. Это делало его мощным и авторитетным персонажем в древней Руси, связанным с Матерью-землей. Знахари призывали Чура, рисуя специальные магические круги на земле. Эти фигуры предназначались для защиты людей от злых сил.
Сегодня, когда человек восклицает «Чур меня!», он призывает на помощь древнюю языческую силу, способную обезопасить его от негативного влияния. Говоря «Чур мое!», он обращается к полубогу как к свидетелю, чтобы тот подтвердил, что найденный объект теперь принадлежит ему. Исследуя происхождение слова «чересчур», можно сделать шаг вглубь веков и узнать много интересного о древней культуре наших предков, живших на Руси до принятия христианства. Правда, в настоящее время многие люди вообще не знают ничего о полубоге, от имени которого образовалось наречие «чересчур», тем более, что пишется оно через букву «с».
Иногда не слишком грамотные люди пишут «через чур», и, возможно, это не из-за того, что они плохо учились в школе, а потому что в генетической памяти возник суровый Чур.
В старину славяне верили, что в каждой избе обитает незримый дух — хранитель:
Место для домового, икон и непослушных детей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: