В старинной поговорке о том, что «на Руси юродивых любят» святых безумцев постепенно заменили на «дураков». Однако это в корне неверно. Феномен юродства, распространенный в древности в нашей стране, нес важную социальную и духовную функцию. Интересно, что кроме России и Византии примеров подобного рода в истории немного, однако в разных культурах встречались порой эпатирующие маргиналы, которые пытались привлечь внимание к общественным или религиозным нормам, публично нарушая их.
Слово «юродство» происходит от старославянского «дурак, безумец». Однако смысл «юродства Христа ради» заключается в осознанном отказе от собственных добродетелей и нарушении законов человеческого мира. Это считается очень тяжелым служением. Целью такого мнимого безумия является обличение мирских заблуждений. Если говорить именно о целях и средствах и не искать глубинных различий, то примеры подобного поведения можно найти в истории, начиная с древнейших времен.
Например, законодатель Солон, один из «семи мудрецов» Древней Греции, еще за шесть веков до рождения Христа, сумел, прикинувшись душевнобольным, разрешить сложную ситуацию, связанную с завоеванием острова Саломин:
«После многих поражений афиняне установили смертную казнь для того, кто внесет закон о завоевании этого острова. Солон, боясь, что молчание его повредит государству, а выступление погубит его самого, притворился внезапно впавшим в безумие и решился, под предлогом невменяемости, не только говорить о том, что было запрещено, но и действовать. В растерзанном виде, какой имеют обычно лишившиеся ума, он побежал туда, где бывало много народа. Когда сбежалась толпа, он, чтобы лучше скрыть своё намерение, начал говорить стихами, что было в то время необычно, и подстрекать народ к нарушению запрета. Он до такой степени увлек всех, что тотчас же было постановлено начать войну, и после победы над врагами остров Саламин перешел во владение афинян.» (Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»»)
Диогена считают одним из примеров «безумного мудреца», нарушавшего законы общества из принципов
Многие пророки Ветхого Завета Библии вели себя подобно юродивым: ходили босыми и нагими, ели то, к чему обычно человеку даже неприятно притрагиваться, и даже спали с блудницами. Чего только не сделаешь, чтобы привлечь внимание обывателей к наболевшим проблемам! Надо сказать, что чаще всего подобное эпатирование было очень действенным средством и приносило свои плоды. События, описанные в Новом Завете, и подавно можно считать безумным изменением устоявшихся канонов и законов:
«Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел.» - считает Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых.
Затем, когда христианство уже стало нормой и превратилось в государственную религию, новые юродивые начали обличать общество и обвинять его в отступничестве от Христа. По мнению историков, первые подвижники, которых можно с полным правом назвать юродивыми, появились только в VI веке.
Истинное юродство считается тяжелейшим духовным подвигом
Юродивые – это «люди дела». Они появляются тогда, когда слова уже бессильны и пользу обществу могут принести лишь необычные поступки, выбивающие людей из «территории комфорта», если говорить современным языком. Блаженный Симеон ( VI век) прикидывался хромым, подставлял спешащим мимо горожанам подножки и валил их на землю; святой Василий Блаженный ( XVI век) бросался камнями в чудотворную икону и спорил с грозным царем; Прокопий Устюжский ( XIII век) под видом нищего калеки спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище, несмотря на то, что был богатым купцом. Платой за подобное, на первый взгляд, асоциальное поведение были не только холод, голод и лишения. Часто люди, не понимая причин их действий, подвергали юродивых поношению, а то и хуже. Василия Блаженного, например, за раскиданные по земле на ярмарке калачи народ сначала побил, а уж потом выяснилось, что плут-торговец подмешивал в муку мел. За сломанную икону, творившую чудеса, ему, вероятно, досталось бы и того хуже, если бы из-под святых ликов не показался нижний слой краски – иконописец, якобы, намалевал там дьявола, чтобы подшутить над православными. Кстати, этот пример является одним из первых упоминаний адописных икон, в существовании которых ученые до сих пор не уверены.
Графов В.Ю. «Московский чудотворец Блаженный Василий»
Интересно, что больше всего таких необычных святых было именно в нашей стране - в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Объяснения этому находят в нашем менталитете и темпераменте. Русский человек – правдолюбец, и в то же время очень жалостлив. Святых безумцев у нас почитали и редко обижали. Иностранные путешественники в XVI-XVII веках писали о том, что в Москве тех времен юродивый мог обличать любого человека вне зависимости от его социального статуса, и обличаемый принимал смиренно любое поношение. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрек ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. А в честь Блаженного Василия даже построили храм, красотой и величием которого до сих пор восхищается весь мир.
Антоша Юродивый на станции Черемхово. Почтовая открытка, 1900-е
В западной Европе такой тип близости к богу был не очень распространен. Однако отдельные примеры из жития святых тоже рассказывают о достаточно эпатажных поступках. Франциск Ассизский, основатель ордена Францисканцев, живший в XII веке, однажды «вошел в кафедральный собор с веревкой на шее, голый, в одной набедренной повязке, и велел тащить себя на глазах у всех к тому камню, у которого обычно ставили преступников, подлежащих наказанию. Он уверял, что является человеком плотских страстей и обжорой, что его все должны презирать...» Впрочем, заканчивая это описание, автор добавлял, что «смирение подобного рода должно быть предметом более восхищения, нежели подражания».
Джотто. Франциск Ассизский уходит от отца. Епископ Ассизи Гвидо покрывает его чресла своим плащом. (фрагмент фрески XIII века) и старейшее из известных изображений Франциска, созданное еще при его жизни (роспись на стене монастыря св. Бенедикта)
На Востоке сходным образом с христианскими юродивыми вели себя исламские мистики - суфии-маламати (то есть «достойные поношения»). Кастильский путешественник Перо Тафур в XV веке рассказывал о таких святых безумцах в Египте, «которые бреют головы... и выглядят как сумасшедшие. Говорят, что они делают это из святости... Некоторые носят рога, другие вымазываются в меду и перьях, с третьих свешиваются светильники... Мавры выказывают им большое почтение».
В XII веке в Центральной Азии расцвела секта пашупата. Ее адепты вели себя тоже очень похожим образом. Вот, например, какие наставления даются в одном из трактатов пашупата:
«Мудрец должен искать бесчестья, надо навлекать его на себя. Пусть о нем говорят: «Он изгой, он безумец, он лунатик, он дурак». Пусть он имеет вид безумца, будет похож на нищего, пусть его тело будет покрыто калом, пусть у него будут не остриженные борода, ногти и волосы, пусть он не заботится о теле...»
Индуистский аскет перед пещерой. Индия, XVIII век.
Исследователи считают, что практически каждое общество рано или поздно порождало элементы, разрушающие правила, установленные им самим. Клоуны и шуты – фигуры, известные почти во всех культурах. Где-то их почитают, где-то соплеменники глумятся над ними большую часть времени, но на время религиозных церемоний эти персонажи вдруг превращаются в могущественных жрецов.
Святой Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец. Русская икона начала XVIII века.
Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им». Феномен русского юродства в XV - XVII веках связывают с проблемами общества того времени, с необходимостью «пересмотра» внутренних ценностей. Сегодняшнее, часто только внешнее воцерковление нашего народа, которое порой приносит больше вопросов, чем ответов, как считают некоторые исследователи, тоже в скором времени потребует новых святых безумцев, которые смогут обличать проблемы и в обществе, и в самом институте церкви.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: