30 лет отдал одному театру, сыграл Кису Воробьянинова в фильме «12 стульев», но был незаслуженно забыт: Николай Боярский

Этот актер советской эпохи запомнился зрителям всего по нескольких ролям в кино, и сейчас мало кто помнит, что он состоялся, прежде всего, как театральный режиссер. Актерская карьера Николая Боярского началась уже после Великой Отечественной войны, которую он прошел от начала и до конца, попав на фронт после первого курса театрального института, получив множество боевых наград, и, возможно, стал бы Героем Советского Союза, если бы не считался сыном «врага народа». Во всяком случае, так сказал его командир, который отправлял документы на представление к наградам.
Тяжелое детство и случайная роль, определившая судьбу

Николай Боярский в день победы
Он родился в 1922 году в небольшом городке Колпино под Петроградом, в семье выпускника духовной академии Александра Боярского, который был преподавателем в Ленинградском Богословском институте, пытался адаптировать религию к социалистическому строю, но все равно попал в немилость к советской власти. Его мама Екатерина Бояновская, происходившая из дворян, была прекрасно образована, знала несколько языков и прививала своим детям любовь к искусству. Недаром трое из четверых детей в семье позднее выбрали актерское ремесло.
В 1932 году отец семейства был отправлен в качестве настоятеля в Троице-Успенскую общину Кинешмы, а фактически - в вынужденную ссылку, семья последовала за ним. Там, на берегу Волги, прошла часть детства Коли Боярского, там же он получил свою дебютную роль в кино, которая во многом определила его судьбу.
Однажды недалеко от того места, где жили Боярские, проходили съемки фильма «Бесприданница». Когда для одной из сцен потребовался мальчик, режиссер Яков Протазанов обратился к группе ребят, собравшихся возле съемочной площадки поглазеть на происходящее. Его выбор пал на Колю, который к восхищению режиссера безупречно сыграл небольшой эпизод.
Когда Николаю исполнилось 14 лет, его отец был арестован за «антисоветскую агитацию», а затем тайно расстрелян в тюремных застенках, мама продолжала ждать его много лет, каждый вечер готовя для него ужин и ставя лишний прибор на стол.
После первого курса театрального попал на фронт и прошел всю войну

Николай Боярский и его супруга Лидия Штыкан
После окончания школы Николай поступил в Ленинградский театральный институт, где проучился всего год - началась война, и восемнадцатилетнего студента призвали на фронт.
Пройдя ускоренную боевую подготовку и получив распределение в стрелковый полк, уже в октябре 1941 года Николай принял участие в своем первом бою, который чуть не закончился для него трагически. Получив тяжелое ранение в грудь, он оказался в госпитале на операционном столе. Врачи сказали, что пуля прошла всего в нескольких сантиметрах от сердца.
Более чем полгода ушло на восстановление, после чего Николай вернулся в свой стрелковый полк и был отправлен на оборону Ростова-на-Дону. С тяжелыми боями город пришлось оставить, но при отступлении полк попал в окружение, и Николай оказался в плену. Когда его в составе колонны конвоировали по улицам города, ему удалось сбежать и спрятаться в подвале у местной жительницы. На этом его везение не закончилось. Перейдя линию фронта, Николай смог добраться до своих, и по возвращении в часть избежать штрафбата, который грозил каждому, кто попадал в плен. При оформлении документов ротный политрук оказался земляком Николая и записал, что он бежал не из плена, а «из под конвоя» - оказывается, это имело значение.
Впоследствии Николай Боярский участвовал в боях за Сталинград, в штурме Турецкого вала, в битве за Днепр, получил шесть боевых наград, и это при том, что числился сыном «врага народа» - таких старались лишний раз не представлять к наградам и в звании не повышать. Войну он закончил в Восточной Пруссии в чине старшего сержанта пехоты.
30 лет на сцене Ленинградского драматического театра

Николай Боярский на сцене театра
После окончания войны Николай вернулся в Ленинград, восстановился в институте, который окончил в 1947 году и был приглашен в труппу драматического театра, где уже служил его старший брат Сергей - отец будущего актера Михаила Боярского. Этому театру Николай отдал более тридцати лет, сыграл более двухсот ролей, участвовал в таких спектаклях, как «Женитьба Бальзаминова», «Цимбелин», «Василий Теркин», «Преступление и наказание» и многих других. В середине 1960-х он также сотрудничал с театром имени Ленсовета, играл в спектакле «Жили-были старик со старухой».
Из-за своей репутации театрального актера и большой занятости в театре он начал сниматься в кино достаточно поздно. Его дебют в телевизионной версии спектакля «Дон Сезар де Базан» состоялся в 1957 году, когда актеру было уже 35 лет. Потом опять был большой перерыв в съемках, а в середине 1960-х годов, после того как Николай Боярский снялся в комедии Павла Кадочникова и Геннадия Казанского «Музыканты одного полка», предложения от кинорежиссеров посыпались одно за другим. В кино у него не было главных ролей, но все его персонажи были яркими и запоминающимися.
Всего Боярский сыграл в 32 фильмах, не считая фильмов-спектаклей. Лучшими его ролями считаются роль Кисы Воробьянинова в фильме «12 стульев» и роль Адама Козлевича в «Золотом теленке».
«Если Коля умрет, я жить не буду» - сказала жена Лида, но умерла раньше супруга

Николай Боярский
Вернувшись после войны в театральный институт, Николай Боярский первым делом женился на своей однокурснице Лидии Штыкан, с которой они встречались еще на первом курсе. Лида также ушла на фронт медсестрой, когда началась война, и тоже вернулась в родной институт после ее окончания, стала актрисой, всю жизнь проработала в Александринском театре имени Пушкина. В 1967 году, на год раньше своего супруга, стала Народной артисткой РСФСР.
Позднее Николай скажет в одном из своих интервью: «Я воевал за Родину и за Лиду!». Ее образ помогал ему в самые трудные минуты, ей он посвящал свои стихи, которые начал писать на фронте, с мыслями о ней ходил в атаку на врага. С ней, в любви и согласии, прожил 37 лет. В их семье родилось двое детей - сын Олег и дочь Екатерина.
В 1980 году у Николая Боярского обнаружили онкологическое заболевание. В течение восьми лет он боролся с болезнью, не терял духа, продолжал играть в театре и сниматься в кино. Его супруга Лидия тогда сказала: «Если Коля умрет, я жить не буду», но умерла раньше него от остановки сердца, когда находилась с театром на гастролях в Перми.
Николай Боярский пережил супругу на шесть лет, он скончался в 1988 году и был похоронен с ней рядом на кладбище в поселке Комарово Ленинградской области.
Их дочь Екатерина пошла по стопам родителей, стала театроведом, литератором и написала книгу о своей семье, одной из самых многочисленных актерских династий в российском кино и театре.


