13 лет назад, 16 февраля 2008 г., ушел из жизни один из самых красивых и мужественных актеров, народный артист России Борис Хмельницкий, которого называли последним рыцарем российского кино. Большинству зрителей он запомнился в образе Робин Гуда, в котором появлялся в двух фильмах – «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Он был рыцарем и в кадре, и за кадром, но при этом в его характере совсем не было воинственности. Почему главному советскому Робин Гуду в театре дали прозвище Бэмби, чем он был обязан Вольфу Мессингу, и из-за чего сорвались его съемки в Голливуде – далее в обзоре.
Борис Хмельницкий в юности | Фото: fishki.net
О том, что Бориса ждет блестящее артистическое будущее, не могли подумать даже его родители – мальчик с детства страдал сильным заиканием. Однажды, когда он был у деда, тот привез в дом петуха, и ночью он прыгнул на спину ребенку, сильно его напугав. Сколько родители ни пробовали позже вылечить сына от заикания, ничего не помогало. Улучшения были только временными. С такими проблемами нельзя было и мечтать о поступлении в театральный вуз, но Борису Хмельницкому это удалось… благодаря Вольфу Мессингу!
Борис Хмельницкий в фильме *Кто вернется – долюбит*, 1966 | Фото: stuki-druki.com
Вольф Мессинг был другом их семьи, родителям Бориса он говорил: «Счастье, что вы у меня есть. Больше ни с кем не могу поддерживать отношений. Потому что «слышу», что люди думают». Что именно он сделал и применял ли гипноз – остается загадкой. Борис помнил только о том, что Мессинг, глядя ему в глаза, сказал всего одну фразу: «Никогда ничего не бойся и помни о том, что рядом с тобой всегда я». Сразу после напутствия Мессинга Хмельницкий отправился сдавать экзамены в Щукинское училище. К его удивлению, он был принят, несмотря на то, что пришел позже, чем надо, и не сдавал экзамен по технике речи. Позже актер часто говорил о том, что стал студентом театрального вуза благодаря Вольфу Мессингу, ведь именно он заставил Бориса поверить в себя. От заикания он так и не смог избавиться полностью, в моменты сильного волнения оно возвращалось.
Борис Хмельницкий в фильме *Кто вернется – долюбит*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru
Свою первую роль в кино Борис Хмельницкий сыграл в 25 лет, у самого Сергея Бондарчука в «Войне и мире». Правда, роль адъютанта отца Пьера Безухова была такой крохотной, что имя актера даже не упоминалось в титрах. Следующая роль, сыгранная через год в фильме «Кто вернется – долюбит», уже была главной. Еще через 2 года он исполнил главную роль в фильме «Вечер на Ивана Купала».
Кадр из фильма *Вечер на Ивана Купала*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Вот только если зрители его там и запомнили, вряд ли впоследствии узнали в нем того самого Робин Гуда, ведь в своих первых киноработах актер еще был без бороды, которая кардинально изменила его имидж. Бороду пришлось отпустить для съемок в фильме-опере «Князь Игорь», где Хмельницкий перевоплотился в главного героя. Как раз после этих съемок актер пришел в Театр на Таганке. Режиссер Юрий Любимов тут же ему заявил: «Значит так. Сбреешь бороду – уволю!» Шутки шутками, но именно в таком образе актер запомнился и полюбился миллионам зрителей.
Борис Хмельницкий в музыкальном фильме *Князь Игорь*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Актер в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Внешний облик актера органично совпал с образом его самого известного киногероя Робин Гуда. Трудно представить, кто бы еще так же органично выглядел в роли благородного разбойника. В фильме было множество трюковых сцен, поэтому на съемках работала группа каскадеров под руководством Николая Ващилина. Но Хмельницкий отказался от помощи дублеров, и все свои трюки выполнил самостоятельно. Свое решение он объяснил режиссеру так: «Понимаешь, Робин Гуд побеждал не только за счет ширины своих плеч. Он побеждал за счет внутренней силы. И зрители будут чувствовать мою внутреннюю силу, пока я все делаю сам». Под руководством Николая Ващилина ему действительно удалось блестяще выполнить трюки без дублера, при этом некоторые из них он придумал сам – например, тот, где его герой делает кувырок с натянутым луком в руках, а после этого сразу же пускает стрелу. Актер рассказывал, что его работу оценили даже англичане, признав его лучшим Робин Гудом в кино.
Борис Хмельницкий в фильме *Стрелы Робин Гуда*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Стрелы Робин Гуда*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Борис Хмельницкий мог бы стать не только всесоюзно известным актером, но и попробовать свои силы в Голливуде. В начале 1980-х гг. на кинофестивале в Югославии актер познакомился с режиссером Кирком Дугласом, который предложил ему сняться в голливудском фильме «Скалолаз». Гонорар был предложен баснословный – 1 млн долларов. Хмельницкий был готов отдать его руководству и сниматься только за суточные, но из Союза в США его так и не выпустили.
Борис Хмельницкий в фильме *Стрелы Робин Гуда*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Борис Хмельницкий в фильме *Баллада о доблестном рыцаре Айвенго*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Сердца миллионов зрительниц трепетали, когда на экранах появлялся этот романтический герой-рыцарь – сильный, мужественный, благородный борец за справедливость. Многие отождествляли актера с его самым известным кинообразом, и для этого были все основания. Он и за кадром был истинным рыцарем, всегда готовым прийти на помощь каждому, но отличался от своего героя тем, что в нем совершенно не было воинственности. Более того, Борис Хмельницкий тщательно избегал всех театральных склок и скандалов, никогда ни о ком не отзывался плохо, его коллеги говорили о нем как об очень доверчивом и ранимом человеке, и за эту наивность, миролюбие и доброту ему дали прозвище Бэмби.
Борис Хмельницкий в фильме *Баллада о доблестном рыцаре Айвенго*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Борис Хмельницкий в фильме *В поисках капитана Гранта*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru
Образ трогательного олененка слабо вяжется с фигурой Робин Гуда, но в актере действительно сочетались эти несочетаемые качества. Когда в Театре на Таганке, на сцене которого Хмельницкий выступал на протяжении 18 лет, назрел раскол труппы, он успел уйти раньше, чем это случилось, и смог сохранить хорошие отношения с обеими группами. Хотя поводы для обид у него были. В 1982 г. в Театре на Таганке вышла постановка «Мастер и Маргарита», где Хмельницкий играл Воланда. Отыграли несколько спектаклей – и вдруг актера решили снять с роли, заменив его другим артистом. И тот на вопрос о том, почему произошла замена, пренебрежительно ответил: «Так ведь он же – Бэмби! Какой из него Воланд? Такие роли надо выгрызать зубами!» Хмельницкий никогда ничего не «выгрызал зубами» и, никого не обвиняя и не устраивая разбирательств, после этого ушел из театра.
Кадр из фильма *Бейбарс*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru
Актер в начале 1990-х гг. | Фото: kino-teatr.ru
В кино он продолжал сниматься до последних дней, хотя стал гораздо избирательнее – не хотел сниматься в проходных сериалах. Его последней киноработой стала роль казачьего атамана в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба». Озвучить своего героя актер не успел – когда состоялась премьера фильма, Бориса Хмельницкого уже не было в живых. О том, что он боролся с онкологическим заболеванием, многие даже не догадывались. Актер не хотел, чтобы его жалели, самостоятельно боролся с недугом, и даже когда у него стали отказывать ноги, до последних дней оставался активен и занимался организацией в Доме кино юбилейного вечера памяти Владимира Высоцкого.
Борис Хмельницкий в сериале *Одна любовь души моей*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru
Народный артист России Борис Хмельницкий | Фото: fishki.net
Его коллега, актриса Алла Демидова, после его ухода сказала: «Это был уникальный человек, удивительно добрый и открытый. Он бесконечно любил людей, и его любили все. Он всегда находился в центре всех актерских компаний, с его уходом от нас ушла душа».
Последняя роль актера в фильме *Тарас Бульба*, 2009 | Фото: fishki.net
Народный артист России Борис Хмельницкий | Фото: fishki.net
Несмотря на 65 сыгранных киноролей, самой главной и важной для актера всю жизнь оставалась роль отца: Папы-одиночки, воспитавшие детей без мамы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: