Вышивка, латынь и запрет на смех. Как воспитывали будущих легендарных королев.
Многие королевы Европы вошли в легенды. Одними восхищаются, других до сих пор вспоминают как безумных или жестоких. В любом случае, каждая королева сначала была маленькой девочкой. И тайна характера часто заключена в детстве этих легендарных женщин.
Анна Австрийская
Королева, которую мы знаем как дарительницу алмазных подвесок из романа Дюма, осталась в истории, прежде всего, регентшей при малолетнем Людовике XIV по прозвищу Солнце. Её детство, несмотря на звание «Австрийской» принцессы, прошло в Испании, она была дочерью Филиппа III, того самого, при котором из Испании изгнали морисков и цыган. Король Филипп был до безумия влюблён в разные правила и церемонии, и это превращало жизнь его семьи в ад.
Маленькая Анна Австрийская изнывала от правил.
Маленьких принцесс Испании растили в строгости. День был расписан строго по часам, ни шагу прочь от графика. Им запрещали смеяться, бегать и играть, чтобы это не уронило их высокого достоинства. Кроме того, девочки, включая Анну, с малых лет носили жёсткие тесные корсеты и неудобные платья со шлейфами, волочащимися по земле. Баловали принцессу только заморским шоколадом. Позже она приучила к нему всю Францию.
Луиза Мекленбургская
Королева Пруссии Луиза известна тем, что с ней был вынужден вести переговоры сам Наполеон. Именно она, а неё её муж, фактически возглавила военное сопротивление французам. Кроме того, она была известна редкой красотой, но это уже был вопрос природы, а не воспитания.
Луиза не очень любила учиться, но, когда стала королевой, взялась за ум.
Луиза потеряла мать в шесть лет, но эта травма не сделала её замкнутой или угрюмой. Наоборот, она была весёлой и проказливой девочкой. Как и положено девочкам её происхождения (её отец был из дома герцогов Мекленбург-Стрелицких), в детстве она обучалась придворному этикету, французскому и английскому языку (второе — с учётом того, что именно среди прусских принцесс английские короли искали невест), родному языку, истории, живописи и игре на фортепиано.
Звёзд с неба, как считалось, Луиза не хватала, училась не слишком прилежно. Зато очень интересовалась современной ей литературой. Впрочем, больше любила книги, волнующие сердце, чем философские по духу и содержанию.
Удивительно, но, став королевой, Луиза взяла себя в руки и последовательно заполнила все пробелы в образовании, чтобы за неё не приходилось краснеть подданным. От бывшей легкомысленной проказницы такого упорства в труде никто не ожидал.
Изабелла Кастильская
Именно благодаря Изабелле Кастильской Колумб отправился в экспедицию через Атлантический океан и нашёл путь в Америку. Именно при Изабелле испанцы завоевали множество земель в Новом Свете, грабя и убивая местное население. Но детство будущей великой королевы проходило более, чем скромно. Её учили тому же, чему и большинство других знатных католических девочек: читать, вышивать и молиться. Все три занятия ей нравились. Они одинаково пригодились бы ей замужем за знатным сеньором или в монастыре — именно такие две возможные судьбы ей были уготованы.
Изабелла Кастильская в юности очень впечатлилась историями великих цариц прошлого.
Читала Изабелла сначала только то, что учителя подсовывали, а потом просто всё, что находила в библиотеке замка. Так она узнала о великих царицах прошлого: Семирамиде, Клеопатре и Феодоре. Их истории внезапно разожгли амбиции в сердце девочки, и она пообещала себе однажды их превзойти. Ну, может быть, не как правящая королева (этого не предполагалось), но хотя бы как соправительница. Подумать только, но она действительно встала в один ряд с этими царицами!
Мария-Антуанетта
Королева Франции, ставшая одной из самых известных жертв Великой французской революции, родилась и выросла в Австрии. Программу для её обучения составляла лично мать, Мария Терезия. Мария-Антуанетта была её пятнадцатым ребёнком. Предполагалось, что знать она будет буквально всё, от этикета и живописи до математики и нескольких иностранных языков. Но перед самой свадьбой с французским принцем оказалось, что за годы, проведённые под присмотром лучших учителей, девочка научилась примерно… ничему. Срочно её учили заново хотя бы этикету и французскому.
Мария-Антуанетте составили прекрасную программу обучения, но совершенно не проверяли, как она её усваивает.
Кристина, королева Швеции
Отец-король обожал дочурку, своего первенца, и заставил все сословия Швеции присягнуть, что, если король умрёт, не оставив сына, они признают девочку своей королевой. Поскольку сын не торопился рождаться, маленькую Кристину растили как будущую правительницу страны. Ей наняли лучших учителей.
Никто не знает точно, почему Кристина говорила, что мать её ненавидит, но в раннем детстве принцесса получила несколько травм.
К двенадцати годам принцесса свободно говорила на немецком, датском, голландском, итальянском, испанском, греческом и латыни, разбиралась в античной литературе и истории Европы, имела представление о политике и военном деле. Подростком увлекалась астрономией и коллекционированием монет. Кумиром Кристины была Елизавета Английская.
Но не всё было гладко в её детстве. В раннем возрасте она получила несколько травм. В результате одно плечо у неё было выше другого, и ещё Кристина заметно хромала. С учётом того, что, как она сама вспоминала, мать её ненавидела и в какой-то момент Кристину перевезли жить подальше от матери, возможно, таинственные травмы были результатом нанесённых побоев или дурного обращения.
Кристина восхищалась Елизаветой Английской. Портрет Елизаветы в тринадцать лет.
Хотя королеву Кристину шведы до сих пор вспоминают с восторгом, правила она в итоге недолго. Отреклась в двадцать три года от престола в пользу двоюродного брата, и никто до сих пор не знает точных причин.
Мария и Елизавета Тюдор
Дочь Генриха VIII Марию поначалу воспитывали как будущую королеву. Для укрепления тела она много ездила верхом, а для крепости духа — читала биографии святых дев и античных воительниц. Но в её образовании был серьёзный пробел, особенно важный в свете того, что однажды она, действительно, села на трон. Ей совершенно не преподавали основы управления государством.
Король Генрих со своими детьми. Картина Маркуса Стоуна.
Её младшей сестре, будущей королеве Елизавете I, которой так восхищалась позже принцесса Кристина, повезло больше. Она занималась вместе со своим младшим братом, наследным принцем Эдуардом, и узнала всё, что требуется будущему правителю.
А ещё из одной английской принцессы, которую держали на чёрством хлебе, выросла королева, которой подчинялся мир. Но много поколений спустя.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: