История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Известность Вере Мухиной, подопечной французского мастера Бурделя, принесла созданная ею скульптурная композиция «Рабочий и колхозница». В эпоху 30-40-х годов, когда преобладало простое, наглядное восприятие реализма, Мухина выступала за использование символов и образов в художественном творчестве. В период с 1940 по 1950 годы она пять раз была удостоена Сталинской премии за свои достижения. Но какую же судьбу прожила эта женщина?


Ранняя потеря родителей и тяга к искусству


Вера с детства стремилась к изобразительному искусству.

Вера с детства стремилась к изобразительному искусству.


В 1889 году в Риге появилась на свет Вера Мухина. Спустя всего два года она потеряла мать, а в 1904 году осталась и без отца. Вместе с родной сестрой они были взяты под опеку родственниками из Курска.

Через три года после переезда в Москву Вера Мухина начала обучение искусству рисования и живописи, погрузившись в атмосферу художественных сообществ. Однако вскоре Вера осознала, что её призвание — не живопись. Её интерес к глине пробудился в 1911 году под влиянием работы в ателье скульптора Нины Синицыной. Именно она вдохновила её на мечту об обучении скульптуре в Париже. Но ее мечта могла никогда не исполниться, ведь опекуны были настроены против. Они считали, что девушке не стоит путешествовать одной. Гораздо лучше для неё будет подумать о замужестве. Но в дело вмешался случай.

Несчастный случай, подаривший надежду


Несчастье, открывшее путь к искусству.

Несчастье, открывшее путь к искусству.


В конце 1912 года во время рождественских торжеств произошло несчастье с молодой художницей на санях под Смоленском. Она столкнулась с деревом, сильно повредив нос. После девяти операций и восстановления она была так удручена своей внешностью, что совсем потеряла надежду на замужество.

Чтобы хоть как-то поддержать Веру, родственники разрешают ей отправится во Францию. Именно там она становится ученицей Эмиля Бурделя, знаменитого скульптора. Это помогает ей значительно продвигаться в изучении скульптуры, осваивать основы и тонкости мастерства. Мухина, путешествующая с коллегами из Франции в Италию для изучения арт-традиций Возрождения, сделала остановку в Москве с намерением возвратиться в Париж.

Юная медсестра и судьбоносная встреча на фронте


Вера встречает на фронте любовь.

Вера встречает на фронте любовь.


Однако из-за внезапного начала Первой мировой войны она осталась в России и присоединилась к медицинскому персоналу госпиталя. Именно там она встретила Алексея Замкова, будущего мужа и отца их сына Всеволода. Он был доставлен в госпиталь с тифом. Мухина ухаживала за ним до его выздоровления, что стало началом их семейной истории.

В начале XX века художница Вера Мухина начала своё сотрудничество с Александром Таировым и его Камерным театром, изначально создавая скульптурные элементы для декораций. Её скульптура «Крестьянка» изображающая женщину с руками мужчины, которые были взяты за образец с рук её супруга, и ногами, словно укоренившимися в земле, вызвала особый восторг. Это произведение, представленное в Венеции, после войны обрело место в Ватикане. Тем временем Третьяковская галерея получила копию «Крестьянки» первоначально ставшую местом её хранения.

Гормональное лекарство и ссылка в Воронеж


Вера всегда оставалась верна и предана своему супругу.

Вера всегда оставалась верна и предана своему супругу.


Супруг Мухиной внес значительный вклад в медицину, создав первое промышленное гормональное средство. Однако его успех вызвал ревность и недоброжелательность среди коллег, что привело к преследованиям.

В 1930 году семью попытались выслать из СССР, но об этом стало известно только спустя десятилетия благодаря доносу. Несмотря на попытки депортации, благодаря поддержке известных личностей, Замков был отправлен в Воронеж. Всего на три года вместо планируемого изгнания. Вера решила следовать за мужем, хоть и имела возможность остаться в Москве. Их возвращение в столицу произошло раньше запланированного.

Конкурс, подаривший известность


Знаменитая скульптура, покорившая французов.

Знаменитая скульптура, покорившая французов.


Вера Мухина стала победителем конкурса, целью которого было создание скульптуры для будущего павильона на мировой выставке во Франции. За идею проекта отвечал Борис Иофан, архитектор павильона Советского Союза. Он видел в основе концепции символику крестьян и рабочих - серп и молот, объединенные в скульптурной композиции крестьянки и рабочего.

Вера предложила уникальное решение, вдохновленное античностью: стремящиеся к небу обнаженные скульптуры. Вопреки требованию добавить одежду, ключевые элементы проекта - простор между фигурами, обеспечивающий ощущение легкости, а также маховой шарф, добавляющий движение - остались неизменны. Несмотря на длительные процессы утверждения, статую сумели создать за три недели в спешке. Мухина вручную изготовила макет по частям, который затем был увеличен в размерах. После сборки статую разбирали на части, отправляли в Париж и снова собирали, устанавливая на 34-метровый постамент.

Весь процесс вызвал большой интерес прессы. Особенно в контексте соперничества СССР и Германии, чьи павильоны расположились друг напротив друга. Франция выразила желание приобрести скульптуру Веры Мухиной, однако Советский Союз отказался. В процессе доставки элементы произведения серьезно пострадали. В результате скульптура была восстановлена из более крепких стальных пластин. Первоначально ее разместили на Всесоюзной аграрной выставке (ныне ВДНХ) где она стояла на 10-метровом постаменте, что лишило ее визуального эффекта полета. Только в 2009 году, после того как произведению обеспечили новую опору, напоминающую павильон в Париже, оно снова обрело свою динамику.

Главные потери и наставление потомкам


Мухина творила до последних дней своей жизни.

Мухина творила до последних дней своей жизни.


В 1942 году мир потерял Алексея Замкова, обвиняемого в ненаучном подходе к медицине. Следом за ним ушла Надежда Ламанова, близкая подруга Мухиной. В трудные времена Вера нашла утешение и новое направление в искусстве, работая со стеклом.

За период с 1941 по 1952 год она пять раз была отмечена Сталинской премией. Помимо своих произведений, Мухина также поделилась мудрым советом в письме министру Вячеславу Молотову, подчеркнув значимость изобразительного искусства наравне с кино и литературой, призывая не бояться экспериментировать для развития советского искусства. Путь женщин в искусстве нередко был не так прост. Вспомнить хотя бы как скромная девочка стала примой-балериной абсолютного класса: История успеха неповторимой Марго Фонтейн.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2467
16.06.2024 12:53
В закладки
Версия для печати




Смотрите также