В 1954-м Никита Хрущёв решил подарить Крымскую область Украине. Ему посмел возразить лишь один чиновник - первый секретарь обкома партии на полуострове Павел Титов. Сегодня имя этого человека вспоминается редко, хотя в его служебную бытность дела на полуострове шли строго вверх. Несмотря на это, мнение Титова было воспринято в штыки, и повлиять на ход истории партийцу не удалось. А вот заплатить за дерзость пришлось дорого.
Трудолюбивый паренек
Титов предупреждал о последствиях. /Фото: i.pinimg.com
Павел Титов был родом из Пскова. Он рос в семье потомственного железнодорожника. Отец погиб, когда Павлу только исполнилось шестнадцать. Юноше пришлось взять на себя ответственность за содержание семьи, и он ожидаемо устроился на железную дорогу.
На тот момент Павел успевал думать лишь о том, как заработать на хлеб и не оставить голодными родных. Ни о каких карьерных амбициях тогда и речи не шло. Но главной чертой характера с молодости было трудолюбие, что не могло остаться не замеченным. Он стал двигаться от должности к должности, и уже в девятнадцать начал расти по партийной линии. Его бросали на самые сложные участки по разным областям, а в 1949-м, сразу после завершения учебы в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), Титова избрали первым секретарем областного комитета партии Крыма. На полуострове чиновник взлетел к вершине, там же началось и его падение.
Титов быстро прослыл сильным руководителем, который в самых сложных ситуациях старался разбираться сам, не хватаясь за телефон на Москву. Ему удавалось решать массу задач, причем, избегая промедления и бюрократии, присущях советской номенклатуре. Титов не был просто ответственным исполнителем на месте. Павел Иванович инициировал десятки успешных проектов. Один из нереализованных – смена названия полуострова. Титов считал, что Крым должен именоваться Тавридой, что соответствовало давней истории. Он даже обращался с таким предложением лично к товарищу Сталину, и тот обещал рассмотреть вопрос, но вскоре скончался.
Выступление против
Единственным оспорил решение Хрущева Титов.
Роковую роль в жизни Титова сыграл в тот период второй секретарь Крымского обкома Дмитрий Полянский, с которым у Павла Ивановича давно возникали конфликты. Когда новый лидер страны Хрущев стал действовать в пику Сталину, он решил отделить Крымскую область от Москвы и присоединить полуостров к Украинской Республике. По рассказам Георга Мясникова, 2-го секретаря Пензенского обкома КПСС, Хрущев даже встретился по этому поводу Титовым и Полянским. Последний выразил в адрес идеи Никиты Сергеевича восторг, посчитав ее гениальной. Понятно, что никакого собственного мнения он не имел, а лишь в очередной раз продемонстрировал преданность руководителю. Активно рукоплескали этому предложению и все остальные политики.
К слову, услужливый Полянский через время с той же готовностью поддержал свержение Хрущева. Павел Титов, выразивший громкий протест против передачи Крыма Украине, был уверен, что столь важную стратегическую территорию покидать никак нельзя. Его мнение услышали, но никого этот глас вопиющего не заинтересовал. Все было решено. На заседании Президиума ЦК КПСС 25 января 1954-го утвердили проект указа. И если бы не голос «против» Титова, решение было бы принято единогласно в течение 15 минут. Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» подписал Климент Ворошилов.
Сговор трех
Хрущева не интересовало мнение крымчан. /Фото: mf.b37mrtl.ru
Интересно, что Хрущёв, приближенные высокопоставленные чиновники и депутаты того периода мнения многонационального народа не спрашивали. Как и отвергнувшего идею первого лидера Павла Ивановича Титова. В том же 1954-м на пленуме обкома чиновника сняли с давнего поста за неугодные взгляды и отправили в Москву на место замминистра совхозов. Титов не понимал Хрущева, который взмахом руки избавился от того, что с 18 века завоевывали кровью солдаты Потёмкина и подданные Екатерины Великой. Понятно, что пришедший к власти Хрущев нуждался в лояльных элитах. Самая крупная из них находилась на Украине и была готова оказать любое содействие. Оставалось лишь дать фору. Так и зародилась в корне ошибочная идея принести в жертву собственным интересам крымские земли.
Одна крымчанка в мартовской передаче на «НТВ» тогда говорила, что Крым подарили, как коробку конфет, не поинтересовавшись ни одним мнением жителей полуострова. Большая часть людей считали такой шаг исторической и нравственной несправедливостью. Титов еще тогда смог предвидеть недобрую перспективу таких решений. И спустя десятилетия произошло то, о чем он всех предупреждал. Великое государство вмиг распалось, последовала Беловежская Пуща, где вместо объединения Ельцин, Кравчук и Шушкевич украдкой развалили Советский Союз и на радость Западу подписали договор «О создании Содружества Независимых Государств». Кравчук тогда уточнил у Ельцина: «Как с Крымом поступим?» Ответом стал щедрый пьяный жест: «Забирай!»
Последствия и опала
Все политики поддержали Хрущева в передаче Крыма. /Фото: fbm.ru
Некоторые историки считают, что возражения Титова носили исключительно характер хозяйственного плана. Планы развития Крыма на годы вперед увязывались с сопредельными территориями РСФСР, а не Украины. Но свидетели событий видели в позиции Титова куда более глубокий смысл. После того снятия Титова в начале 1954-го ему не удалось переизбраться в Верховный Совет. С тех самых пор Павел Иванович уже не поднялся до прежнего уровня в партийном устройстве. Он какое-то время занимал кресла заместителя министра совхозов СССР, помощника министра сельского хозяйства, заместителя министра заготовок, заведующего несколькими структурами Совета Министров. Но к действительно ответственной и руководящей работе его никто не допускал.
Даже после смещения Хрущева опала не отступила от Титова. В 1969-м Павел Иванович вынужденно ушел на пенсию, навсегда распрощавшись с политикой. Он скончался в 1990-м, застав лишь старт событий, которые предрекал давным-давно. А еще стал свидетелем кулуарных дискуссий, впервые оспоривших крымские инициативы Хрущёва, за возражение которым поплатился карьерой.
Советская сторона ловила нацистских преступников и на своей территории в послевоенные годы: На чем прокололся последний бандеровец Страны Советов: Иван Гончарук.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: