Как ни странно, великий Микеланджело, известный своими уникальными шедеврами искусства, не любил живопись. Он ее просто ненавидел, потому что считал себя скульптором, а живопись называл забавой для дам. Но именно ему принадлежат одни из самых впечатляющих картин в мире, которыми расписан потолок Сикстинской капеллы. Что заставило его создать этот шедевр при таком отношении к живописи?
Творчество Микеланджело
Автопортреты Микеланджело в юности
Величайший мастер эпохи Возрождения и всей европейской истории искусств Микеланджело ди Лодовико Буонаротти Симони родился и вырос во Флоренции в многодетной дворянской, но обедневшей семье. Он с детства проявлял интерес к творчеству, причем навыки лепки из глины приобрел до того, как научился читать и писать.
В тринадцатилетнем возрасте его отдали учеником к художнику Гирландайо. После трех лет работы помощником в его мастерской Микеланджело открыл собственную мастерскую, расположенную недалеко от знаменитых садов Медичи, заполненных греческими и римскими статуями. Эти шедевры оказали огромное влияние на юного художника и зажгли его любовь к скульптуре.
Впоследствии Микеланджело практически полностью игнорировал живопись, он не любил писать пейзажи, натюрморты и портреты, и всегда говорил, что это «забава для дам, детей и необразованных людей». Он любил повторять, что «чем больше живопись похожа на скульптуру, тем больше она мне нравится, и чем больше скульптура похожа на живопись, тем меньше она мне нравится».
Одна из первых работ Микеланджело Мадонна у лестницы / Фото: http://worldgenius.ru/
Но как же так получилось, что Микеланджело, который презирал живопись, написал один из величайших шедевров всех времен? Ответ прост - его принудил к этому Папа Римский.
Роль Папы Юлия Ⅱ в росписи Сикстинской капеллы
Папа Римский Юлий II
Папа Юлий II был сварливым и высокомерным человеком, жаждущим славы и мечтающим оставить такой след на земле, чтобы его имя помнили в веках. Для этого он пригласил тогда уже известного скульптора Микеланджело в Рим, чтобы тот построил для него грандиозную гробницу, которая должна была содержать 40 статуй.
Однако после того, как Микеланджело провел 8 месяцев в горах, собирая тонны камня для этой гробницы, Папа Римский передумал и отложил свой проект, что привело скульптора в ярость. Он потребовал денег за напрасно потраченное время, но Папа ему отказал.
Микеланджело приходил к Папе в течение четырех дней, но, кроме испорченных отношений, ничего не добился. Тогда разгневанный и финансово пострадавший он вернулся во Флоренцию.
Через некоторое время от Папы Юлия II пришло письмо с требованием, чтобы Микеланджело немедленно вернулся в Рим, но теперь скульптор отказался выполнить его просьбу. После многочисленных препирательств отношения между ними были испорчены, и потребовалось несколько писем папы Римского, чтобы заставить Микеланджело изменить свое решение.
Кадры из фильма Муки и радости о взаимоотношениях Папы Юлия II и Микеланджело
Папа Юлий II предложил скульптору необычную идею - расписать потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. И хотя живопись не особенно вдохновляла Микеланджело, к тому времени он очень нуждался в деньгах и устал от споров с Папой.
Шедевр Сикстинской капеллы
Кадр из фильма Муки и радости: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы / Фото: litinstitut.ru
Микеланджело согласился расписать огромный сводчатый потолок капеллы, хотя работа была нелегкой - 10 000 квадратных футов с высоты 70 футов от земли! На протяжении четырех лет, которые занял этот проект, он оставался обиженным на Папу и постоянно ворчал, лежа на спине под сводчатым потолком, либо стоя на лесах, вытянув руки над головой - расстояние между ним и гигантской фреской составляло не более нескольких футов.
Он увлекся работой и делал ее на совесть, спроектировав библейскую фреску, включающую 343 мускулистые фигуры и представлял, что лепит эти скульптуры. К библейским историям он добавил некоторых персонажей греческой мифологии, и каждая фигура, которую он создавал, казалось, оживала после ее завершения.
Микеланджело рисовал один, не прибегая ни к чьей помощи, а Папа оставался недоволен тем, что работа продвигается медленно. Один раз он даже ударил художника палкой от нетерпения, но тот не собирался торопиться.
Он продолжал «оживлять» персонажей своей фрески, изображая падение Адама и Евы, триумф Давида над Голиафом и другие истории Ветхого Завета. Между панелями некоторые фигуры изображались как зрители или вечные, неземные хранители рассказываемых историй.
Завершенная фреска действительно впечатляет. Папа Юлий II прожил всего 4 месяца после завершения этой грандиозной работы, но этого времени ему хватило, чтобы оценить величие художника.
Сикстинская капелла и великолепные фрески Микеланджело / Фото: turpoisk.ua
Микеланджело не остался в долгу, после смерти Юлия он построил для него гробницу, украшенную мощной фигурой Моисея у входа. Потоки людей начали стекаться к гробнице Папы, чтобы увидеть удивительное творение художника.
Поздний период жизни и изменение взглядов Микеланджело
Гробница Папы Юлия II, созданная Микеланджело
После смерти Папы Юлия II Микеланджело еще много раз возвращался в Рим, чтобы заниматься украшением Ватикана архитектурными шедеврами. Он подружился со вдовой итальянского кондотьера и поэтессой Витторией Колонна.
Хотя у них никогда не было романтических отношений, Микеланджело дорожил этой женщиной. Виттория была убежденной христианкой, которая заботилась о стареющем художнике. Они часто навещали друг друга, часами обсуждая свою веру или говорили об искусстве.
Микеланджело нуждался в такой дружбе. Поглощенный своей работой, он не уделял много времени друзьям и не имел семьи. Микеланджело читал Евангелие, рисовал сцены из него для церкви, но не принимал его полностью до последних лет. Борьба в его душе наиболее отчетливо видна в одной из последних его работ.
Вернувшись в Сикстинскую капеллу, он написал сцену под названием Страшный суд. В ней Микеланджело изобразил безумие человеческого греха и его последствия. Многие считают, что сцена была вдохновлена поэмой Данте «Ад». Возможно, это правда, потому что сам Микеланджело писал стихи и восхищался творчеством Данте.
Как будто признавая свою собственную порочность, 66-летний Микеланджело изобразил себя в виде бьющейся пустоты Святого Варфоломея, висящей перед Христом.
Микеланджело и Виттория Колонна / Фото: radiovan.fm
Смерть Виттории принесла глубокие перемены в сердце стареющего художника. Хотя он продолжал рисовать и лепить, он делал это только во славу Божию. В то время художник писал, что ни лепка, ни живопись больше не могут успокоить его душу.
Принято считать, что терзания художника вызваны его многочисленными болезнями, но самый темный секрет Микеланджело, по-видимому, заключался в том, что он не мог найти пути к Богу. Наконец, примирившись с собой, Микеланджело, казалось, обнял Спасителя. В феврале 1564 года усталый и измученный художник скончался.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Слышь те Культурология помалкивайте со своим Бредом Величайший Итальянец Микеланджело обожал живопись обожал он был в ней гением истинным гением обожаю !!!!