Россия всегда славилась выдающимися талантами, однако неоспоримым фактом является и то, что не всегда приходилось этим людям сладко и вольно на своей родине. Русская история помнит немало гениев, жизнь которых была загублена отечественной системой. Страшная участь выпала на долю иДмитрия Ивановича Виноградова, по праву считающегося отцом русского фарфора, который последние дни своей жизни провел прикованным цепью к печи для обжига.
Дмитрий Иванович Виноградов.
Родился мастер в древнем русском городе Суздале в 1720 году. В начале 1730-х годов отец мальчика, видя в сыне большие задатки к наукам, отправил его со старшим братом Яковом на учебу в Москву, где они обучались в Спасской школе при Славяно-греко-латинской академии. Нужно сказать, эта школа была одним из авторитетнейших учебных заведений государства того времени. В свое время в ней учились немало выдающихся личностей.
Именно там судьба свела двух будущих гениев - Дмитрия Виноградова и Михаила Ломоносова. Невзирая на девятилетнюю разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями. Непреодолимое желание учиться, целеустремленность и талант к естественным наукам помогли Дмитрию быстро догнать Ломоносова, а потом пройти с ним вместе за один год три класса.
В конце 1735 года братья Виноградовы и Михаил Ломоносов в числе других одаренных двенадцати учеников были направлены в Петербург для продолжения образования при Императорской Академии Наук.
Скульптура «Д.И. Виноградов». Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская. ЛФЗ. 1970-1975 гг.
И года не прошло, как Дмитрия Виноградова, Михайла Ломоносова и Густава Ульриха Рейзера, как отличников направляют от академии на учебу в Германию. Только вдумайтесь: мальчишку в возрасте шестнадцати лет, по предложению Тайного кабинета министров, по представлению Петербургской Академии наук, по указу императрицы - как одного из лучших!
При своей гениальности и стремлении к учебе Дмитрий отличался "... и неукротимым нравом, и буйным поведением, и расточительством, а также страстью к кутежам". Но наряду с этим он самоотверженно учился всему, что его увлекало. Осознавая, что теория без практики ничего сама по себе не стоит, он ездил по рудникам Германии, знакомясь с устройством шахт, работой механизмов. Нередко в этих шахтах работал и сам.
Набравшись колоссального опыта, просвещенным вернулся Дмитрий Виноградов в Россию, где был сразу же экзаменован Берг-коллегией во главе с президентом заведения В.С. Райзером. Приняв экзамен у талантливого технаря, Райзер отметил, что не может назвать имя ни одного европейского мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. После чего новоиспеченный специалист по горному делу был награжден чином бергмейстера, дающим право распоряжаться работами на рудниках. Однако на рудники Дмитрий Иванович не попал...
Пробная чаша Д.И. Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура. Около 1747 г.
Императрица Елизавета Петровна, прослышав о небывалом таланте Виноградова, распорядилась оставить его в Москве и направила на Порцелиновую мануфактуру для выполнения секретного дела - создания в России фарфорового производства.
Еще Петр I пытался организовать производство отечественного фарфора, прекрасно понимая, что для того, чтобы стать европейским государством, кроме военных побед нужно одержать и идеологическую. При жизни Петра этого свершить не удалось, зато желание отца целиком воплотила императрица Елизавета. В 1744 по ее указу была создана Порцелиновая мануфактура - первая в России и третья в Европе. Однако открыть - мало, нужно было выпускать на ней продукцию. А как делать фарфор в России тогда еще никто не знал. К слову сказать, о нем в российской империи тогда могли только мечтать, поскольку рецептура уже выпускаемых китайских и европейских фарфоровых изделий хранилась в строжайшей тайне.
Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.
В 1747 году Дмитрий Иванович начал работы над созданием заветного рецепта, путем многочисленных проб и опытов. И, чтобы разгадать рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий трудовой подвиг. Он изо дня в день, из года в год ставил опыты с глинами разных месторождений, менял условия обжига, сам конструировал печи и вводил их в эксплуатацию, пока не добился того, к чему стремился. А чтобы не утратить добытые многочисленными опытами результаты, и его преемникам не пришлось "вновь того в поте лица искать", свои эксперименты первооткрыватель изложил в рукописном рабочем дневнике, прибегая к шифрованию. Эти записи велись на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков.
И что любопытно, Виноградову удалось открыть не только секрет изготовления фарфора, но и исследовать различные отечественные месторождения глин. В инструкции изложил технологию промывки глин разных видов. Мастер подобрал самый оптимальный вид топлива для обжига изделий, сам проектировал специальные печи и горны, а после руководил их строительством, сам же открыл формулы красок и глазури для росписи. Одновременно Виноградов занимался и подготовкой кадров, он готовил специалистов, помощников и преемников разного уровня по изготовлению и декоративному оформлению фарфоровых изделий.
Что особо поражает в этой истории, так это то, в каких нечеловеческих условиях жил мастер. Его никуда не отпускали за пределы мануфактуры, ни родного города, ни свей семьи он уже никогда больше не увидел, своей семьи мастер также не создал. А все потому, что рецепт фарфора являлся государственной тайной. Поэтому Дмитрию Ивановичу ничего больше не оставалось как всецело отдаваться работе и только работе!
Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов. 1749 г.
Порцилиновая мануфактура заработала в 1753 году, и производство фарфора было поставлено на поток. Сначала производились мелкие, а затем стали выпускать более крупные изделия. Первый императорский сервиз "Каприз императрицы" был выполнен "по рецепту" Виноградова в 1756 году. В его состав входили столовые тарелки и вазы, супницы "с прелестницами" и чашки в комплекте.
Табакерка в виде яблока с надписью «Пастух и пряха». Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.
Трагедия жизни Дмитрия Виноградова
Однако такой самоотверженный труд не принес мастеру ни признания, ни статуса. Даже наоборот, он стоил Дмитрию Виноградову жизни. Постоянное непосильное напряжение, которое он пытался ослабить принятием алкоголя, привели к хроническому алкоголизму. Опасаясь, что мастер может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники тайной канцелярии распорядились никуда не выпускать его из цеха. Виноградова лишили жалованья и били плетьми за малейшую неудачу в производстве. Да к тому же у него отобрали шпагу, что тогда считалось за полное бесчестье! За ним постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь.
Табакерка в виде «комода» с изображением мопсов на крышке. 1752 г.
Больного, доведенного до галлюцинаций, физически и психически ослабшего Виноградова стали приковывать цепью к печи "на время обжигу... чтобы и спал там". "Просидев" так три дня, 25 августа 1758 года Виноградов скончался. Ему было 38 лет.
Что тут сказать, ужасная смерть гения, совершившего трудовой подвиг и умершего в забвении. Дело продолжил его ученик Никита Воинов.
Очень трудно поверить, что с выдающимся ученым, лучшим выпускником петербургской Академии наук, своим трудом составившим славу России, обращались как с колодником. К слову сказать, с Бёттгером, изобретателем европейского фарфора, в Саксонии поступили также. Он жил прикованным цепью за ногу к своей печи в замке Альбрехтсбург, дабы не сбежал и не передал секрет производства фарфора кому-либо еще.
Дикие нравы просвещенного восемнадцатого столетия!
Сервиз «Собственный», созданный для императрицы.
И наконец, хотелось бы отметить, что до нынешнего времени дошло всего лишь около десятка уникальных фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его трактаты, в которых мастер описал секреты производства фарфора. Эти старинные изделия, с авторским клеймом в виде года выпуска и начальной буквы фамилии создателя, на сегодняшний день оцениваются баснословными суммами.
Клеймо Д.И. Виноградова.
В продолжение темы о трагических судьбах гениев читайте: Как художник-самоучка Павел Федотов стал академиком и из-за чего закончил жизнь в психиатрической лечебнице.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: