Почему пленные немцы молились за русскую девушку, которая носила камень в кармане: И как жила «фройляйн Энгель» после войны

Зимой 1943 года части немецкой армии под командованием генерала Паулюса были окончательно разгромлены. Огромное количество фашистских солдат попали в плен, многие из них были ранены. Их помещали в специальные лагеря-распределители, где их лечением занимались советские медсёстры. Одной из таких была молоденькая студентка Московского мединститута по имени Евгения Соколова. Немецкие военнопленные называли её «фройляйн Энгель» (девушка-ангел) и молились за неё...
Ужасы войны
Евгения Соколова училась в мединституте, когда началась Великая Отечественная война. Сразу после её начала, почти все медики ушли на фронт. В тылу остались всего пара десятков медсестёр. Все они, как одна, завидовали своим сокурсникам, которые отправились на войну. Сначала никто не думал, что она затянется на годы...

Евгения Соколова.
Евгения проходила практику в военном госпитале. С самого начала она узнала, что романтики на войне нет, есть только боль, кровь, страх и смерть. Молоденькие медсёстры с ужасом познавали все ужасы войны. В госпитале была так называемая «палата слепых». Солдаты, которые здесь находились, ослепли из-за того, что пили антифриз, пытаясь согреться. Это было жуткое зрелище.
Соколова и её сокурсницы много раз просились на фронт, но им постоянно отказывали, говорили, что сначала нужно закончить учёбу — от недоучек на войне никакой пользы. Девушки днём учились, а по ночам дежурили в госпитале, где всегда хватало пострадавших от очередной бомбёжки. Евгения так уставала, что не реагировала даже на страшный вой воздушной тревоги. Обессиленная, она лишь засовывала голову за шкаф, чтобы хоть как-то защититься. Она думала, что потерю руки или ноги ещё можно пережить, а вот без головы — никак, ведь экзамены как-то нужно сдавать.
⠀
Сталинградское пекло

Армия Паулюса потерпела сокрушительное поражение.
После поражения армии Паулюса в феврале 1943 года, всех медиков отправили в Сталинград. Когда они туда прилетели, то были поражены — вокруг была выжженная пустыня, заметённая снегом. В кое-как сооружённых укрытиях ютились солдаты немецкой армии. Выглядели они довольно жалко. Несмотря ни на что, девушке было их жаль — хоть и фашисты, но люди же всё-таки...

Немцы были врагами, но всё же людьми.
Конечно, сложно было смириться с мыслью о том, что первыми пациентами их, студентов советского мединститута, станут враги. Поначалу Евгения их боялась, даже носила в кармане камень для самозащиты. Все передвижения по лагерю проходили под охраной вооружённых советских солдат. Но, к счастью, никто из пленных на медсестёр ни разу не напал.

Евгения Соколова работала без устали.
«Фройляйн Энгель»
Евгения Соколова сновала по территории бывшего овощехранилища в белом халате и выглядела как ангел. Она перевязывала раненых, разносила лекарства. Те, кто ещё вчера считал себя «сверхлюдьми», радовались её визитам как дети. В лагере бушевал тиф, несмотря на заботу медсестёр, многие умирали от заражения крови.

В лагере бушевали болезни, повсюду царила смерть.
Медсестра старалась сделать всё возможное, чтобы помочь раненым. Они ценили её заботу. Старались как-то отплатить — совали в карманы её медицинского халата какие-то сувениры, поделки, даже фотографии своих родных. Евгения учила в школе немецкий и кое-как могла объясниться с пленными. Они называли её «фройляйн Энгель» - девушка-ангел.
Хоть медики и старались беречься от болезней, но заражение было неизбежным. Вскоре и сама Соколова свалилась с тифом. После того как её привезли в госпиталь, оказалось, что у неё ещё и пневмония. С таким «чудным» букетом болячек шансов выжить практически не было. Почти всё время Евгения была в горячке и бреду. В те короткие моменты, когда приходила в себя, читала те молитвы, что смутно помнила с детства, когда их произносила её мама.
Когда пленные узнали, что их Ангел при смерти, они все вместе стали молиться за её выздоровление. Чудо случилось — она выжила. Пошла на поправку. Потом сама удивлялась, как ей это удалось. Сразу подумала, что благодаря маминым молитвам. Позже узнала, что не только благодаря маминым — Господь внял молитвам обречённых и спас их Ангела.
Что было потом
После выздоровления Евгения работала в московском госпитале и лечила уже советских раненых солдат.

Теперь она лечила советских солдат.
В 1944 году из-под Витебска в госпиталь привезли гвардии старшего лейтенанта Андрея Черкашина. Он был тяжело ранен, но когда врачи хотели ампутировать руку, оказал такое сопротивление, что его оставили в покое. Евгении поручили ухаживать за тяжёлым пациентом. Её забота в очередной раз совершила чудо — конечность удалось спасти.

Андрей Черкашин.
Когда Андрей выздоровел, то понял, что с этим Ангелом в белом халате хочет провести всю оставшуюся жизнь. Они поженились.
Спустя 10 лет после войны, офицер Черкашин оказался в Германии по долгу службы. Вместе с ним была и Евгения. Однажды на улице к ней подбежал немец. Мужчина говорил на ломаном русском вперемежку с немецкими словами: «Фройляйн Энгель! Сталинград! Мы молиться за вас!» Он подарил ей букет фиалок, целовал руки и не уставал благодарить за заботу, которую она проявила к ним, пленным врагам, обречённым на смерть.

Доктор Евгения Соколова (сидит в центре). Москва, 1944 год, военный госпиталь.
После возвращения из Германии, Евгения с мужем несколько лет жила в Белоруссии. Родила двух детей. Когда они вернулись в Москву, работала врачом-ортопедом в детской поликлинике и врачом неотложки. Вышла на пенсию уже в начале 1990-х годов. Вместе с супругом они написали книгу под названием «Обручённые войной. Записки из семейного архива двух фронтовиков». Её издал их сын.

Андрей и Евгения Черкашины.
⠀
Андрей Андреевич Черкашин покинул этот мир в 1993 году. Евгения Михайловна Соколова, Ангел в белом халате, пережила своего мужа на целых 25 лет. Она ушла из жизни в возрасте 98 лет, в 2018 году. Эти люди ушли, но память о них осталась.
Война стёрла грань между мужчинами и женщинами, воевали все наравне. Прочтите в другой нашей статье о том, как мстила за сына и стала Героем СССР ночная бомбардировщица Евдокия Носаль.


