Советский актер и режиссер Борис Ливанов
Фамилия Ливанов у нашего поколения ассоциируется, конечно, с самым лучшим Шерлоком Холмсом, великолепно сыгранным Василием Ливановым. Однако люди чуть более старшего возраста, возможно, помнят роли его отца, Бориса Николаевича Ливанова. Блистательный актер и режиссер театра и кино, лауреат пяти Сталинских и Государственной премий, этот человек отличался еще и незаурядным и очень смелым чувством юмора.
Почти вся творческая жизнь Бориса Николаевича прошла на сцене МХАТа. С театром связаны и многие веселые истории, превращенные постепенно в анекдоты, и передаваемые, как наследство, новому поколению актеров. Именно ему принадлежит, например, великолепный афоризм, выданный экспромтом по поводу объявления внутреннего радио. В ответ на скрипящую из динамика фразу: «Артиста Ливанова просят зайти в художественную часть», он мгновенно возмутился: «Это исключено! Художественное ЦЕЛОЕ не может поместиться в художественной ЧАСТИ!».
Борис Ливанов в роли князя Потемкина, «Адмирал Ушаков», 1953 г.
Чаще всего Борис Ливанов подтрунивал над коллегами, многие из которых, при всем своем огромном таланте, конечно, были склонны к «главной болезни русской интеллигенции» - то есть выпивке. Так, например, очень доставалось от него великому МХАТовскому старику Владимиру Белокурову (мы помним его по ролям Владимира Чкалова и боцмана из «Полосатого рейса»).
В. Белокуров в роли В.П. Чкалова, 1941 г.
Однажды Белокуров привез из Финляндии совершенно невероятной красоты свитер. Шедевр иностранных модельеров был выполнен в цветах финского флага – синий, с двумя белыми горизонтальными полосами на груди и в районе талии. Заслуженный артист гордо демонстрировал всему театру свое приобретение, а Борис Ливанов за его спиной пояснял коллегам шепотом и жестами значение полос: «Это линии налива: ДО спектакля… и ПОСЛЕ спектакля!». А когда Белокуров повесил на двери своей гримерки красивую новую табличку с подробной надписью: «Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии, профессор Владимир Вячеславович Белокуров», юморной коллега дополнил ее очень крепко приклеенной надписью: «Ежедневный приём от 500 до 700 граммов».
Борис Ливанов в роли М. Ломоносова, «Михайло Ломоносов», 1955 г.
Как и любой талантливый человек, Борис Ливанов был талантлив во многих видах искусства. В 2014 году в Москве прошла выставка авторских карикатур и шаржей, на которых запечатлена галерея его коллег – МХАТовцев.
Василий Ливанов на открытии выставки шуточных графических работ своего отца, Бориса Ливанова
Шаржи и карикатуры Бориса Ливанова на друзей - актеров
Василий Ливанов, кстати, относился к отцу как к учителю, считал, что многое из своего мастерства почерпнул именно у него. В воспоминаниях он тоже пишет о постоянных шутках Бориса Николаевича. Вот, например, одна, ставшая позднее анекдотом:
«В последние годы во МХАТе «старики» между собой почти не разговаривали. Бывало, сидят в антракте в закулисном фойе театра, в гримах и костюмах, молчат и думают каждый о своем. И вдруг один из «стариков», ни к кому персонально не обращаясь, начинает рассуждать вслух: «Ну чего у меня нет? Я -народный артист Советского Союза, член партии... орденоносец. Постоянно занят в репертуаре. Чего у меня еще нет? У меня прекрасная пятикомнатная квартира в центре... дача, очень хорошая... Две государственных премии... Да... еще у меня есть свой театр, я там художественный руководитель... меня на казенной машине возят... а еще у меня есть своя машина... «Волга»... На здоровье, тьфу-тьфу, не жалуюсь. Ну, чего у меня еще нет?» - И в повисшей тишине раздался голос Бориса Николаевича Ливанова: «Совести у тебя нет».
Борис Ливанов в роли Ноздрева, «Мертвые души», 1960 г.
Однако одна из его шуток стоит особняком, так как она вывела уровень театрального юмора на новый, очень высокопоставленный уровень. Дело в том, что МХАТовские корифеи, как мы теперь понимаем, имеющие в жизни уже все, что можно было бы желать, любили иногда порезвиться. В стенах этого заслуженного театра достаточно долго процветала одна хулиганская игра под названием «Гопкинс». Кстати, по одной из версий, смешное название произошло от фамилии известного американского политика Гарри Гопкинса. Смысл забавы заключался в том, что, когда кто-нибудь из актеров произносил это волшебное слово, все, услышавшие его, должны были в ту же секунду подпрыгнуть, независимо от того, чем они в этот момент занимались. Кстати, об этом развлечении сохранилось очень много воспоминаний, и в общем-то понятно – почему. Как люди творческие и слегка циничные, актеры доставали друг друга «гопкинсом» в самых неожиданных и неудобных местах, не исключая, конечно, сцены. Причем правила были очень жесткими. Проигравшие платили денежный штраф.
Апофеоз этой истории наступил в кабинете министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой. По одной из версий этого события, речь высокого начальства как раз и касалась неподобающего поведения заслуженных актеров. Среди собравшихся были самые известные МХАТовцы: Яншин, Грибов, Белокуров, Массальский и Ливанов. В самый драматический момент не кто иной, как Борис Ливанов произнес шепотом волшебное слово «гопкинс», после чего последовал дружный прыжок… Немая сцена… Занавес.
Каждому актеру в жизни приходится переживать и великие взлеты, и горькие разочарования. Для Бориса Ливанова таким непростым событием стало назначение на должность главного режиссера его родного МХАТа «темной лошадки» - Олега Ефремова. Он так и не сумел простить этого руководству и своим коллегам. Однако судьба нового главрежа в театре тоже складывалась нелегко. Подробнее об этом в статье «Одинокая звезда Олега Ефремова: чего близкие не могли простить знаменитому актеру и режиссеру»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: