Существует легенда 18 века, согласно которой в Восточной Сибири, в городе Жиганске проживала женщина, которую боялось все местное население. Была она русской, умела колдовать и звалась Аграфеной. Что же такого было в этой таинственной даме, что она держала в кулаке всех местных жителей? Читайте в материале, почему якуты так боялись эту женщину, что называли ее божеством и старались во всем угодить.
Кто она: сосланная татарка, русская колдунья или призрак местной туземки
Об Аграфене Жиганской слагали различные легенды. /Фото: tstosterone.ru
Первые упоминания об Аграфене относятся к 1786 году, когда участник экспедиции Биллингса, некто Сарычев, писал о якутской шаманке, которую почему-то звали Аграфена. В те времена ее уже не было в живых около тридцати лет.
Писатель Уваровский также говорил о страшной колдунье, правда назвал ее Агриппина. В книге 1848 года «Воспоминания» он называет ее знакомой своей бабушки. Говорит, что русская «Агриппина» имела огромное влияние на людей и жила в доме на скалах, возвышающихся над Жиганском. Мало кто мог позволить себе пройти мимо жилья колдуньи.
Еще одна версия: позднее, примерно в середине XIX века этнограф по фамилии Худяков оказался в Якутии и назвал Аграфену татаркой, которая была за какие-то проступки выслана в Сибирь. И что была она седьмой из «сестёр-ведьм». Про жилище колдуньи Худяков писал так: градоначальник Жиганска, обеспокоенный деятельностью женщины, не разрешил Аграфене проживать в Жиганске, так как считал ее дьяволом. Он отправил ее подальше от людей, вынудив поселиться на острове Столб (Остолбо), что находился почти в ста километрах от города.
И еще одно мнение: Аграфена — туземка из местного населения, которую звали Чуонах. И была она дочерью одного шамана, жившего в Верхоянске. Женщина одно время проживала в Тобольске, где ее и назвали Аграфеной. Потом она вернулась в Якутию. Но произошел несчастный случай, корабль, на котором Чуонах плыла домой потерпел крушение и утонул, и шаманка сгинула в глубине вод, будучи молодой. Но не исчезла, а стала призраком острова Столб.
Как выглядела Аграфена и что умела
При непримечательной внешности Аграфена имела огромное влияние на людей.
Уваровский писал, что тот человек, который нравился Аграфене, становился счастливым. Получить расположение шаманки считалось большой удачей. И наоборот, если ее чем-то обижали, то можно было ждать несчастья. Это была сильная колдунья. При этом Аграфена обладала обычной внешностью: маленького роста, очень полная, с изуродованным осинами лицом. Голос же был очень громким, буквально гипнотизирующим.
Странно, но такая непримечательная на вид женщина держала в страхе все окрестности. Опасаясь гнева колдуньи, якуты старались задобрить ее подарками. Тот, кто прошел мимо домика Аграфене и не оставил подаяния, мог быть превращен ею в черного ворона или в пылевой вихрь. Лучше уж принести подарок, не так ли? А лодки, которые проплыли слишком близко от острова Остолбо, якобы терпели крушение и тонули в волнах реки Лены.
Как якуты задабривали Аграфену
Якуты так боялись Аграфену, что старались задобрить ее всевозможными подарками.
Аграфена настолько пугала население, что все ее слова местные жители считали божьим голосом. Страх не ушел и после смерти женщины. Власти были сильно обеспокоены усилением шаманизма, и даже был отдан приказ, чтобы тело Аграфены было выкопано и сожжено.
Тем не менее, жители города и его окрестностей, которые направлялись вверх по Лене, все так же оставляли подарки для колдуньи. В основном это были распространенные в России презенты: свечи, ткани, табак. Легенда про колдунью «расползлась» по огромной территории Якутии, вселяя ужас. Люди утверждали, что и после смерти великая Аграфена способна вселиться в человека и заставить его страдать. В этом она напоминала блуждающих духов-юёр, о которых говорится в якутском фольклоре.
Худяков писал, что якуты удостаивают колдунью самыми разными титулами и зовут ее огромной Аграфеной, великой Чуонах, госпожой Широкий столб, Островом с молоком и так далее. Все названия полны почтения и порой страха. Сарычев же отмечал, что якуты боятся Аграфену, боготворят ее и стараются делать для нее жертвоприношения, и что она «русского не боится, да и якутом не побрезгует». Чтобы не попасть под горячую руку колдуньи, следовало преподнести ей хороший презент.
Как возник миф об Аграфене
Скорее всего, Аграфена — сплетение нескольких легенд воедино. /Фото: yt3.ggpht.com
Происхождение Аграфены всегда интересовало исследователей Сибири. По мнению Снежаны Руфовой и Агафьи Захаровой, старинное поверье о колдунье основывается на трех источниках. Самым первым можно считать тунгусскую легенду о смотрительницах, хранивших остров на реке Лене. Это были сестры, которых связывало единое дело.
Есть мнение, что легенды о жившей в 17 веке колдунье и знахарке Аграфене, которая могла быть и русской, и татаркой, сплелись с легендой о таинственном призраке острова Остолбо: дух юёр посетил остров в то время, когда (уже в 18 веке) утонула якутская девушка Чуонах (имя при крещении — Аграфена). Все эти варианты перемешались и миру явилась Аграфена, ставшая божеством и хранительницей Заполярья. Сегодня многие якуты по-прежнему верят в нее. Чаще всего это представители старшего поколения. Молодежь же не слишком то боится злых духов.
Сегодня точно сказать, кто такая Аграфена, как она жила, откуда появилась, и куда ушла, просто невозможно. Некоторые якуты говорят, что колдунья прожила долгую жизнь и умерла от инфекции, когда ей было уже за восемьдесят. За триста лет появилось немало легенд об Аграфене и рассказов, какой была ее непростая судьба. В народе ей нередко приписывают диаметрально противоположные качества и биографии, которые противоречат друг другу. Чему верить — каждый решает сам.
А ведь в войне солдатам очень помогали четвероногие друзья, совершающие настоящие подвиги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: