Балетное искусство этой великой примы до сих пор очаровывает. Ее одухотворенное лицо, грациозные, выверенные до мелочей движения, создают ощущение легкости и беззаботности. А между тем, чудесная сказка, которую она показывала на сцене, принесла не только мировой успех, но и стала ее личным кошмаром. Что довело молодую красавицу до сумасшествия? Почему близкие и знакомые потеряли ее из вида на двадцать лет?
Первые потери, первые беды
Спесивцева родилась в южном городе Ростове-на-Дону, в многодетной семье. В мир волшебного искусства Ольга попала случайно. В шесть лет у девочки умер отец. Чтобы хоть как – то прокормиться, мать с детьми перебирается в Санкт-Петербург. Здесь они обосновываются в приюте для сирот актеров, которым руководит Мария Савинова.
Здесь, вместе с начальным образованием, гимназистам преподают азы балетного искусства. Маленькая, внешне хрупкая, невесомая Ольга вдруг ощущает в танце силу самовыражения. Одаренная ученица готова часами репетировать движения, целеустремленно усовершенствовать их. Ольге нравится все: необычные слова, тренировки, выступления.
Спесивцева запомнилась зрителям как хрупкая балерина с горящими глазами на петербургской сцене императорской балетной труппы. / Фото: avatars.mds.yandex.net
В какой-то момент, репетиции заменили живое общение с другими воспитанниками. Необычная сиротка покорила сердце Савиновой. Мария стала брать Ольгу к себе домой на выходные, угощать вкусностями, дарить игрушки, ходить с ней в гости и на прогулку в парк. Девочка привязалась к ней.
Однако, вскоре поползли слухи, что Савинов родной отец сиротки. Мария приревновала сиротку, резко прервала с ней общение. Когда Ольга вырастет, то в своем дневнике напишет об этом с горечью. Это было, по сути, первое предательство от любимого ею человека.
Балет —это образ жизни.
После начального образования, Ольга заканчивает театральное училище, талантливую балерину принимают в Мариинский театр. К тому времени ее увлечение балетом переросло в страстную одержимость. Она старается стать идеальной танцовщицей. Вокруг бурлят политические события, началась первая мировая война, на улицах ходят солдаты, ездят повозки с раненными.
Они живут с мамой в театре, который не отапливается. От голодной смерти выручают наставники, делятся продуктами. Ольга ничего этого не замечает. Вокруг девушки практически нет друзей, она не выносит простого обывательского разговора. В ее мыслях только музыка и танец.
Возможно, поэтому она сдружилась с театральным критиком Акимом Волынским. Ольга делится с ним своими наработками, он дает ей советы, призывает следовать только классической школе. Спесивцева жаждет каждое слово либретто рассказать при помощи танцевальных движений.
Спесивцева в костюме лебедя. Балет «Лебединое озеро». / Фото: upload.wikimedia.org
Отношения с Волынским в театре стали обрастать слухами. Артисты говорили про них, что они живут гражданским браком, и Ольга боготворит его. Впрочем, так и было. Долгое время решающее слово оставалось за ним. Например, ее позвали выступать в Америке, Волынский велел остаться в России.
Ольге обещали первые роли, но Аким был не приклонен. Более того, он стал прилюдно критиковать ее выступления, и устраивать сцены ревности к партнерам. Это было обидно, не приемлемо для Спесивцевой. Вскоре Ольга и Аким расстались. Она уехала с Дягилевым, которого так терпеть не мог ее бывший бойфренд, балетный критик.
Ольга Спессива, прима-балерина, и компания Dandre-Levitoff, Сидней, 1934 г. фотограф Сэм Худ. / Фото: upload.wikimedia.org
Партнером и другом на чужбине становится балетный артист Вацлав Нижинский. Если про семью принято говорить, что пара понимает друг друга с полуслова, то эта пара чувствовала друг друга и воспринимала все с полужеста. По возвращении в театре Ольге повышают статус актрисы до ведущей балерины.
Революционные преобразования в стране мало коснулись расписания и жизненного цикла балетной труппы. Бесконечные совместные тренировки сменялись репетициями индивидуальными. Поменялся состав зрителей, но новая публика простых рабочих реагировала на происходящее на сцене даже больше и лучше.
Испытание чувствами
Ольге нравилось, что ее выступление вызывает открытый смех или искренние слезы. Вживаясь в роль, балерина не сразу приходила в себя за кулисами. Постановка «Жизель» оказалась роковым началом для здоровья примы. Для того, чтобы правдоподобно съиграть сошедшую с ума героиню, кто-то посоветовал ей сходить в больницу к психиатрически не стабильным людям.
Спесивцева так и сделала. Она часами наблюдала, зарисовывала в блокнот движение, а душой сострадала и жалела несчастных. В тоге - выступление произвело фурор. На одном из показов ее познакомили с поклонником ее таланта - Каплуном, у них начался роман. Петр был работник Петросовета, имел широкие полномочия и деньги. Для своей дамы и ее товарищей не жалел ничего.
Ольга Спесивцева и Антон Долин в постановке "Жизель". Фото: lovers-of-art.livejournal.com артисты балета. / Фото: dosaresecrete.ro
Он заваливал Ольгу фруктами, сладостями, деликатесами. Благодаря стараниям Каплуна актерам назначили хорошее жалование, театр снова стал отапливаться. Однако, Спесивцева была страстной натурой только на сцене, в жизни же вела себя робко и сдержано. Чтобы как-то расшевелить ее, Каплун везет невесту в крематорий.
Там, торжественно, с пафосом, предлагает ей выбрать из горы трупов один, который сожгут при них. Ольга ужаснулась его цинизму, выбежала, и всю дорогу домой прорыдала. Отношения дали трещину. Каплун жутко рассердился на поведение актрисы, и присмотрел себе другую пассию.
В центре фотографии Спесивцева и Каплун в Петрограде в 1921 году. / Фото: ic.pics.livejournal.com
Вскоре Ольга простыла и тяжело заболела. Он с легкостью отправил уже не настолько любимую даму на лечение, за границу. Перед отъездом он даже не объяснился со Спесивцевой. Так сложилось, что домой балерина больше не вернулась.
Во Франции, не зная хорошо французского, Ольга подписала длительный контракт.
Когда обман директора вскрылся, балерина впала в депрессию. Меланхолию усугубило еще и известие о новом увлечении Каплуна. Партнер по сцене Серж Лифарь пожалел Спесивцеву, стал ухаживать за девушкой. Ольга ожила, потянулась к нему всей изломанной душей.
Лифарь и Спесивцева в дуэте из «Лебединого озера», 1927г. / Фото: i.pinimg.com
Однажды выяснилась вопиющая вещь, он оказывается спит с мужчиной. Факт, что ее использовали как ширму, переполнил чашу терпения. Ольга попыталась выброситься из окна, но ее успели удержать. Спесивцева стала часто болеть, мало репетировать и забывать свои партии.
Вскоре Ольга была вынуждена уйти из театра. Чтобы хоть как-то заработать, она соглашается на гастроли, которые для нее организовал американец Браун. Леонард Джордж признался в любви, но вместо замужества, предложил бизнес – турне.
Восхождение на «Голгофу»
Браун спешит заработать на ней, она это понимает, это давит на нее. Ольга едет, старается, выкладывается по полной, пока однажды не упала совсем. Теперь, обессиленная, она не нужна Брауну. Больную, со спутанным сознанием, балерину привозят в Париж. А там, мать уехала на родину, не оставив даже записки. За что? Почему так? - вертится в голове у Ольги.
Тут на пороге появляется Борис Князев. Русский танцовщик и педагог предлагает стать его женой и партнером. Нет, уже не страсть, не чувства, скорее инстинкт самосохранения срабатывает, и Ольга соглашается. Чем дольше находится она вместе с Борисом, тем противнее ей ото всего.
Борис Князев; Ольга Спесивцева. / Фото: fsd.multiurok.ru; media.sddf.ru
Бесконечная рутина, домашний быт и чужие тренировки, нет не об этом она мечтала. В один из серых для нее дней, она случайно на улице столкнулась с Брауном. Бывшие любовники наконец то объяснили чего хотят друг от друга. Браун забирает Спесивцеву в Америку, обещает сделать наследнице своих капиталов, даже завести детей.
Однако, счастья не случилось, не успели они оформить отношения, как Леонарда Джорджа убили на улице. Когда Ольга с трудом поняла пришедших к ней родственников Брауна, здравый смысл покидает ее. Педанты соседи отправляют сумасшедшую русскую в клинику, не посчитав нужным даже сообщить ее имя.
Ольга Спесивцева и Александра Толстая. / Фото: n1s2.hsmedia.ru
Так, поиски чистой любви и страсть к балету, на двадцать лет спрятали звезду с мировым именем. Возможно, мир так бы и не узнал всю правду о ней. Однако, юный артист, Ферн Дейл, случайно увидел фото, а потом и видео с гениальным выступлением русской балерины. Пытливый юноша кропотливо опросил всех, кто мог бы знать о Спесивцевой и нашел ее.
Чистая душа, влюбленная в балет, оплатил лечение Ольги и перевез ее в пансионат для престарелых русских граждан, проживающих в Америке. Здесь, в окружении соотечественников, она прожила до самой смерти, почти до ста лет, с благодарностью вспоминая всех, кто помогал ей стать примой балета, кого любила сама, и кто любил, но погубил ее.
Как талант и красота могут превратить жизнь в ад: Трагические судьбы знаменитых балерин прошлого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: