Ивана Федорова принято называть «первым русским книгопечатником». На самом деле, это не совсем соответствует истине. И до него в стране печатали бумажные издания. Разница в том, что Федоров первым указал исходные данные и себя как автора. Те же издания являлись анонимными. Но это ремесло не принесло народного признания Ивану.
В стиле Эдгара По
Начать рассказ о столь удивительном и интересном человеке стоит с истории его фамилии. В шестнадцатом веке фамилий как таковых в Русском царстве не было. Чаще всего человек указывал чьим сыном он являлся. Так вот Иван был сыном Федора. Отсюда и пошло, что он Федоров. Сам же книгопечатник в качестве аналога современной фамилии указывал «Москвитин» - из Москвы. Со временем эта приписка отпала, уступив место Федорову.
Точная дата рождения Ивана неизвестна. Принято считать, что он появился на свет между 1510 и 1530 годами (обычно используется промежуточный вариант – 1520 год). Хорошо хоть сам Федоров неоднократно упоминал Москву, как «отечество и род», а то бы и место его рождения осталось бы на обочине истории.
Вообще, его жизнь была удивительной. В ней нашлось место и тайне, и драме, и преступлению. А великолепно сгущает краски суровый и мрачный шестнадцатый век, в котором жил наш герой. У Евгения Гришковца и Александра Цекало есть такой замечательный спектакль под названием «По По». Так вот про Федорова можно смело сказать, что он жил в стиле родоначальника детективного жанра Эдгара Алана По.
Почтовая марка с изображением первопечатника.
Итак, тайна №1. О детстве и юности Ивана Федоровича не сохранилось никаких достоверных фактов. Сплошь вымыслы и легенды. Вроде бы он получил образование в Кракове. Но вот какое именно – загадка. При этом человеком он был очень умным, продвинутым и просвещенным для своего времени. Федоров не являлся самоучкой, который при помощи березы, лаптей и сена «случайно» изобрел станок для печатания книг. Нет. Он познакомился с «чудо-машиной», скорее всего, именно в Кракове. Здесь работала типография Швайпольта (Святополка) Фиоля (сам основатель славянского книгопечатания умер в 1525 или 1526 году), которая занималась печатанием книг на кириллице. Возможно, был знаком Федоров и с Франциском Скорина, благодаря которому образованные люди западной части Русского царства познакомились с книгами.
В 1552 году Ивана IV Грозного осенило – в Европе в ходу напечатанные книги, значит, должны они быть и у нас. Сей прекрасный порыв государевой души поддержал митрополит Макарий. Возможно, он и не разделял восторга царя, но кто бы осмелился перечить Грозному? Но хотеть – это одно, а реализовать – совсем другое. Известно, что мастера книгопечатного дела пытались найти у себя, но не вышло. Поэтому, по привычке, послали гонцов на север, за новым, так сказать, Рюриком. И вскоре из Дании прибыл типограф или переплетчик Ганс Миссингейм. Буквы и печатный станок выписали из польских земель.
Началась работа. Насколько она оказалась продуктивной – судить сложно. Вроде как было выпущено несколько (менее десятка) анонимных книг, на этом дело и закончилось. Причем даже не осталось сведений о том, где находилась типография. А в один прекрасный момент датчанина на боевом посту сменил Маруша Нефедьев, который работал вместе с гравером из Новгорода по имени Васюк Некифоров. Скорее всего, у них в учениках ходил и молодой Иван Федоров.
«Звездный час» Федорова пришел позже – в 1563 году, когда Иван Грозный распорядился открыть Печатный двор. Государь видел в нем перспективу и возможность поднять престиж страны в Европе, поэтому финансированием не обидел. Здесь и начал трудиться Иван Федорович. Над своей книгой под названием «Апостол» он вместе с помощником Петром Мстиславцем работал около года. И в свет она вышла весной 1564 года. Именно «Апостол» считается первой точно датированной печатной книгой в России. Еще через год вышло еще одно издание - «Часовник». Обе эти книги являлись церковными.
Франциск Скорина./Фото autogear.ru
Тайна №2. Появление печатных книг вызвало бурную реакцию. Причем не совсем такую, как ожидал Федоров. Новшество было воспринято в штыки… духовенством. Сам Иван Федорович часто говорил о нападках со стороны священнослужителей, мол, они считали печатные книги «бездушными». Самая сильная агрессия была со стороны, как несложно догадаться, монахов-переписчиков. Их работа шла медленно, а стоила очень дорого. В лице печатного станка они увидели конкурента, который предлагает продукт более дешевый. Да и скорость у него была не сопоставима с ручным трудом. Это по одной из версий привело к серьезному конфликту.
Этой версии придерживался и английский дипломат Джильс Флетчер. Он утверждал, что именно переписчики стояли за тем пожаром. Флетчер считал, что они просто не могли честным путем конкурировать с печатной продукцией Ивана Федоровича, поэтому и отважились на поджог. Правда, англичанин не застал все эти события. В своем послании он опирался не некие источники, а также на воспоминания самого Федорова. Поэтому утверждать однозначно, что факт поджога произошел из-за конфликта — нельзя.
Но факт остается фактом. Поджог типографии был, конфликт печатника с духовенством - тоже. А об истинных причинах остается только догадываться. Вот что еще интересно: во время пожара ни гравировальные доски, ни шрифты не пострадали. Федоров успел их спасти. Значит, в момент возгорания он был в типографии или же где-то поблизости.
По поводу вражды Ивана Федоровича и духовенства есть еще одна любопытная версия. Академик, советский историк-славист Михаил Николаевич Тихомиров считал, что Федоров нарушил правила. Первопечатник принадлежал к белому духовенству, то есть к числу священнослужителей, не дававших обет безбрачия (этот удел являлся выбором представителей черного духовенства). Но ограничения все же существовали. Например, после смерти супруги представитель белого духовенства не мог вступать во второй брак и обязан был уйти в монастырь. Так вот Федоров, став вдовцом, в монахи не постригся.
После всех этих событий Иван Федорович не задержался в Москве. Вскоре он (компанию ему в путешествии составил верный «оруженосец» Петр Мстиславец) перебрался в соседнее государство — Великое княжество Литовское, а именно, в городе Заблудов.
Борьба за выживание
Тайна №3. Почему первопечатник выбрал именно этот населенный пункт — точно неизвестно. Есть версия, что переезд Федорова в Заблудов — это инициатива самого государя. Так, по крайней мере, считал все тот же академик Тихомиров. Дело в том, что Иван Грозный делегировал печатника на Запад в целях пропаганды православия, позиции которого были сильно ослаблены католицизмом. Но так ли это на самом деле — неизвестно. Сам же Федоров в качестве причины отъезда в послесловии к Львовскому Апостолу в 1574 году говорил о напряженных отношениях с чиновниками и священнослужителями. И из-за этого ему пришлось покинуть Москву.
На чужбине печатника встретили как родного. При непосредственном покровительстве гетмана Ходкевича в Заблудове появилась типография, где и начали свою работу Федоров и Мстиславец. В 1568 году они выпустили «Учительское Евангелие», а в 1570 - «Псалтырь с Часословцем». Кстати, последняя книга стала пособием для обучения грамоте. Но спокойная творческая жизнь оказалась недолгой. После того как королевство Польское и Великое княжество Литовское решили объединяться в Речь Посполитую, заключив знаменитую Люблянскую унию, Ходкевич резко изменил свое отношение к русским печатникам. Он заявил, что типография не нужна, а Федорову с Мстиславцем посоветовал постичь премудрости земледелия.
Памятник Ивану Федорову./Фото: www.syl.ru
Вскоре печатники переселились во Львов. Иван Федорович понадеялся на местных богатых купцов, но его «проект» их не впечатлил. Они не видели смысла в «бумажках». Посочувствовали Федорову лишь некоторые православные священники да прихожане. Но их помощь, конечно, оказалась скудной. Кое-как Иван сумел напечатать второе издание «Апостола» в 1574 голу. В послесловии печатник-то и рассказал о своей незавидной судьбе и гонениях. Он утверждал, что виновники всех его бед и несчастий – священнослужители, которые считали, что его книги – ересь.
Продавалась книга плохо. Поэтому Федорову пришлось попробовать выйти на рынки других городов. Например, Кракова. Но печального положения это не спасло. И в 1579 году типография и более сотни книг были заложены ростовщику за четыре сотни польских золотых. Иван оказался на краю экономической пропасти. Его старший сын Иван пытался продавать книги во Львове, а сам Федоров перебрался в Острог по приглашению местного князя. Здесь печатник издал «Острожскую Библию», которая стала первой полной Библией на церковнославянском языке. Затем ему пришлось отойти от книжных дел.
Иван решил поправить финансовое положение за счет денег от своего изобретения — многоствольной мортиры. С этим проектом он побывал у императора Рудольфа II в Вене. Кроме этого Иван Федорович трудился еще в Кракове и, скорее всего, в Дрездене. Но, скажем так, техническое творчество было лишь средством для заработка. Федоров мечтал вернуться к любимому делу. Но этому уже не суждено было осуществиться. В конце 1583 года он вернулся во Львов, где вскоре умер. По официальной версии — из-за проблем со здоровьем. По неофициальной — к этому причастны многочисленные конкуренты.
Памятная советская монета./Фото: newcoin.ru
Незавидной оказалась и судьба его сына Ивана. Он пошел по стопам отца и прогорел. Печатный бизнес во Львове оказался убыточным. Друкаревич (сын печатника) пытался спасти положение, а в итоге оказался в долговой тюрьме. Там он сильно подорвал здоровье и умер в 1583 году. Правда, смерть Друкаревича тоже покрыта тайной. Есть версия, что на тот свет его отправила вовсе не болезнь, а конкуренты (монахи-переписчики), решившие раз и навсегда покончить с производством «ереси». А как было на самом деле — неизвестно. Так что, вот и еще одна тайна.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: