Актерское искусство способно творить настоящие чудеса. Преображаясь, актер может даже исполнить мечту всех людей – помолодеть лет на 10. Если сейчас для решения такой задачи применяют спецэффекты, то раньше создатели фильмов могли рассчитывать только на грим, мастерски выставленный свет и, разумеется, талант артиста. Иногда это вызывало шутки у коллег и самих исполнителей. Например, Георгий Вицин немного подправил название фильма, в котором разница его возраста с героем составила больше 20 лет.
Надежда Румянцева «Девчата», «Королева бензоколонки»
Кадр из к/ф «Девчата», 1961 год
Выпускнице кулинарного училища Тосе Кислицыной по сюжету лишь 18 лет. Сниматься в «Девчатах» мечтали молоденькие Валентина Малявина, Екатерина Савинова и жена режиссера Наталья Кустинская. Однако некоторое время спустя Юрий Чулюкин был вынужден сообщить супруге, что съемки уже в самом разгаре, и в главной роли – 30-летняя Надежда Румянцева. Впрочем, Надежда Васильевна всю жизнь выглядела как девочка-подросток, и год спустя она так же блестяще сыграла не менее молодую «королеву бензоколонки». А озвучивала девушек прекрасная актриса даже в пожилом возрасте: Румянцевой было 59, когда ее голосом заговорила главная героиня фильма «Частный детектив, или операция „Кооперация“».
Ирина Муравьева «Карнавал», «Москва слезам не верит»
Кадр из к/ф «Карнавал», 1981 год
Фильм «Карнавал» вышел на экраны в 1982 году. На роль 17-летней девушки, поехавшей покорять Москву, без проб утвердили 32-летнюю Ирину Муравьеву. Татьяна Лиознова, режиссер картины, безапелляционно заявила, что «не она первая, не она последняя будет играть героиню моложе себя». Действительно, волосы, собранные в два хвостика, и несколько месяцев строгой диеты превратили актрису в недавнюю школьницу. Подобный опыт у Ирины Вадимовны уже был – буквально за пару лет до того она играла Людмилу в фильме «Москва слезам не верит», где в начале картины все три главные героини очень молоды, хотя на самом деле «подруги» на тот момент были гораздо старше: Муравьевой уже исполнилось 30 лет, Раисе Рязановой — 35, а Вере Алентовой — 37.
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит», 1979 год
Янина Жеймо «Золушка»
Кадр из к/ф «Золушка», 1947 год
Одной из лучших Золушек мирового кинематографа является, несомненно, образ, созданный Яниной Жеймо в тяжелые послевоенные годы. Актриса рассказывала в интервью:
«— Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери.»
Актриса просила назначать съемки на вечернее время – ей казалось, что после обеда она выглядит свежее, а длинные перчатки, в которых Золушка приехала на бал, на самом деле скрывают ее руки. Небольшие уловки ли помогли, или Янина Болеславовна и правда владела рецептом вечной юности, но именно эта версия старой сказки для многих из нас до сих пор остается самой любимой.
Георгий Вицин «Женитьба Бальзаминова»
Кадр из к/ф «Женитьба Бальзаминова», 1964 год
Георгий Вицин, оказывается, мог любой актрисе показать чудеса омоложения. Родился он в 1917 году, и на момент съемок в «Джентльменах удачи» актеру уже исполнилось 54 года, он был старше всех своих партнеров по площадке (кроме Эраста Гарина). А в 46 лет Георгий Михайлович прекрасно сыграл молодого и недалекого Мишу Бальзаминова, который вместе с маменькой мечтает о браке по расчету. Кстати, «маменька», Людмила Шагалова, была на 6 лет его моложе. После каждого длительного сеанса гримирования Георгий Михайлович шутил, что этот фильм надо называть «Женитьба забальзамированного».
Наталья Тенякова и Нина Дорошина, «Любовь и голуби»
Кадр из к/ф «Любовь и голуби», 1984 год
Еще одну пару актрис, «поменявшихся возрастом», можно увидеть в фильме «Любовь и голуби». Нина Дорошина, сыгравшая Надежду, в год выхода кинокартины отметила 50-летний юбилей, а вот ее кинематографический неверный муж, Александр Михайлов, и баба Шура, Наталья Тенякова, были ровно на 10 лет моложе. Актриса очень переживала, что разница в возрасте будет заметна, но оказалось, что зря. Кстати, Людмиле Гурченко – роковой разлучнице – тоже было тогда уже немало, 49 лет, так что прекрасные русские актрисы в этом фильме лишний раз доказали, что биологический возраст для женщины не так уж и важен.
«Скворец и лира», Любовь Орлова
Правда, не все «омоложения» в советском кинематографе проходили удачно. Звезда 40-х Любовь Орлова всегда крайне болезненно относилась к вопросу возраста. Актриса тщательно скрывала любые изменения в своей внешности и подолгу заставляла выставлять свет на съемочной площадке, чтобы выглядеть как можно лучше. Последний фильм с Орловой вышел в 1974 году. Режиссер – все тот же Григорий Александров, который когда-то зажег эту ярчайшую звезду на советском кинонебосклоне. Однако не все подвластно магии кинематографа. 72-летняя актриса напрасно попыталась сыграть роль 30-летней разведчицы. Не помогли ни грим, ни вуаль и перчатки, под которыми героиня, якобы, скрывала последствия аварии.
Кадр из к/ф «Скворец и лира», 1974 год
Съемки длились так тяжело и долго, что острые на язык коллеги успели прозвать его «Склероз и климакс». Лента так и не дошла до зрителей:
«Говорили, что фильм оказался столь дурного качества, что даже видавшее виды начальство развело руками. И, естественно, закрыло картину, дабы не компрометировать важную, государственного значения тему, а заодно и Александрова с Орловой, репутацией которых оно весьма дорожило.» (Кушниров, Шпагин «Двадцать лет спустя»)
Брак Орловой и Александрова казался настоящей сказкой, однако жизнь в кадре и за кадром очень отличалась: Что скрывалось за фасадом идеального брака
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: