Тулуз-Лотрек с натурщицей в его студии на Монмартре. Фотограф Морис Жюбер
В картинах великого постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) был воплощен дух эпохи конца ХІХ в. и его личный опыт. Большую часть времени художник проводил на Монмартре, в кабаре и публичных домах. Картины Тулуз-Лотрека автобиографичны, на них можно увидеть тех людей, которые окружали его в повседневной жизни: танцовщицы кабаре и певицы, пьяницы и проститутки, аристократы и прачки.
В салоне на улице де Мулен, 1894 г.
Анри де Тулуз-Лотрек родился в богатой и знатной семье – его отец происходил из старинного аристократического рода, который жил в окрестностях Тулузы с ХІІ века. Мальчик рос болезненным и хилым, в результате кровосмешения – его отец и мать были двоюродными братом и сестрой. В подростковом возрасте он сломал обе ноги, в результате чего остановился в росте (до 150 см) и навсегда остался калекой. Тем не менее, это не мешало ему всю жизнь быть страстным поклонником женского пола, за что он и получил прозвище «горбатого донжуана».
Музы Тулуз-Лотрека
Работницы публичного дома на Монмартре
С не меньшей страстью Тулуз-Лотрек увлекался живописью. Больной, прикованный к постели, он говорит: «Рисую и пишу так много, насколько могу, пока рука не падает от усталости». Несмотря на возражения родителей, он перебирается жить в бедный квартал Парижа, излюбленное место творческой богемы – Монмартр, район художественных мастерских, кабаре и публичных домов.
Рыжеволосая женщина на коленях, 1897 г.
Женщина, лежащая на спине. Усталость. 1896 г.
Лежащая обнаженная, 1897 г.
Иногда художник проводил в публичных домах по несколько недель подряд. Его друг Морис Жуаян писал: «Некоторые публичные дома стали его основной квартирой. Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни обитательниц этих заведений». Только здесь он забывал о собственных увечьях и болезнях, только здесь чувствовал себя как дома. А на все укоры отвечал: «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!»
Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами, 1892 г.
Улица Мулен, медицинский осмотр, 1894 г.
Одним из самых любимых заведений Лотрека было кабаре «Мулен Руж». На тот момент самой популярной танцовщицей здесь была Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю. Художник страстно влюбился в нее и писал ее портреты сутки напролет. Впрочем, она была не единственной его музой – позже объектом его страсти стала Рыжая Роза (заразившая его сифилисом), затем – танцовщица Джейн Авриль и певица Иветт Гильбер.
Туалет, 1896 г.
В картинах Лотрека не было ни вульгарности, ни сентиментальности, ни морализаторства. Он изображал повседневную жизнь проституток, их обычные занятия – утренний туалет, ожидание клиентов, игру в карты, танцы, медицинский осмотр. Говоря о своих работах, он утверждал: «Я старался передать правду». И это ему бесспорно удалось!
Танец в Мулен Руж, 1889-1990
В таких условиях рождались шедевры французского искусства, уже ставшие классикой. Какие еще тайны хранит темная сторона жизни французской богемы на рубеже веков?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: