История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В начале июля 1911-го российский подданный Онисим Панкратов отправился в кругосветное велопутешествие, которое продолжалось немногим более двух лет. Житель Харбина за 748 дней преодолел порядка 50 тысяч километров, став знаменитым на весь мир. Ему приходилось в прямом смысле рисковать жизнью и ходить по лезвию, и в разных странах к нему относились неодинаково.


Мечты родителя и старт велосипедиста

Через тайгу Онисим пробирался по шпалам. /Фото: ruspekh.ru

Через тайгу Онисим пробирался по шпалам. /Фото: ruspekh.ru


Герой рассказа – русский спортсмен Панкратов - родился в феврале 1888-го в семье крестьянина из пензенского района. В конце 19 века международной велоспортивной федерацией была учреждена бриллиантовая пальмовая ветвь, обещанная первому обогнувшему всю Европу спортсмену. Панкратов-старший уже тогда видел сына в роли потенциального претендента на высокую награду, и решил во что бы то ни стало сделать из 8-летнего ребенка чемпиона. Отец Онисима всеми силами вовлекал сына в различные виды спорта, воспитывая в Онисиме физическую выносливость и силу воли.

В 1906-м Онисим Панкратов перебрался в Харбин. Здесь он сразу стал членом нескольких обществ – харбинских спортсменов и пожарных-добровольцев. За несколько лет Панкратов превратился в профессионального пожарного, став обладателем золотого жетона за 300 успешных дежурств, отличительного знака за борьбу с чумой и звания брандмейстера пожарного общества. Онисим Панкратов был человеком, не умеющим сидеть месте, ему просто жизненно необходимо было участвовать в чем-то экстремальном. Весной 1910-го он с головой ушел в велосипедный спорт, получив к концу сезона статус лучшего гонщика местного велотрека. Поднакопив денег, мужчина купил дорожный велосипед, и, реализуя мечту отца, отправился в кругосветную поездку.

Сход всех участников с дистанции и через тайгу по шпалам

Панкратов в Сеуле среди русских студентов. /Фото: book.uraic.ru

Панкратов в Сеуле среди русских студентов. /Фото: book.uraic.ru


В начале лета-1911 Харбин торжественно провожал в путь нескольких велосипедистов. Вместе с Онисимом в велопутешествие отправились еще некто Воронинов, Сорокин и Цейберг. Один из них сошёл с дистанции спустя 100 километров, остальные, постоянно отставая, добрались с Онисимом до Читы, завершив на этом свой путь. Практически всю последующую дорогу Панкратов преодолевал в одиночестве. Исключение составляли участки в районе Москвы и Санкт-Петербурга, где путешественника сопровождали члены Русского клуба велосипедистов, а также водные переправы за пределами Российской империи. На протяжении всего пути злоключений Панкратову было не занимать.

Поначалу спортсмен столкнулся с тайгой, с неимоверными усилиями продираясь через нее на велосипеде. Проигрывая природе, Онисим принял решение ехать по железнодорожным шпалам. При этом передвигаться приходилось ночью, так как в светлое время суток его гоняли железнодорожники. В Панкратова стреляли охотники, жители натравливали на путешественника собак, Онисима грабили дорожные разбойники. Но его ничто не останавливало. По Европе Панкратов проследовал маршрутом в виде «восьмерки»: начав с Германии, направился в Турцию через Швейцарию, Италию, Австро-Венгрию, Сербию и Болгарию, Турция, а затем, вернувшись по кольцу уже достиг Франции, Испании и Португалии.

В Турции Панкратова за «шпионаж» арестовала полиция, в Италии он умудрился переболеть малярией и снова был задержан силовиками, швейцарцы вообще сочли его умалишенным, собравшимся штурмовать альпийские перевалы. Как Панкратову, не владеющему ни одним иностранным языком, удавалось убеждать власти в собственной невиновности и объяснять свои чисто спортивные намерения, до сих пор остаётся загадкой. Возможно, спасал путевой журнал, в котором Онисим преднамеренно просил глав посещенных городов и деревень оставлять свои штампы. Спать Онисиму чаще всего приходилось под открытым небом, а из еды неоднократно приходилось обходиться хлебом и водой. В начале 1913-го он переплыл на пароходе Па-де-Кале, добравшись до Англии. Оттуда на втором пароходе причалил к Америке. Через Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско он пересек США, снова по воде попал в Японию. Объехав на двух колесах всю страну, а затем и Корею с Китаем, 10 августа 1913-го вернулся в рукоплещущий Харбин.

Газеты о Панкратове и помощь небезразличных

Благодаря медиасопровождению, имя Панкратова узнали во всем мире. /Фото: shkolazhizni.ru

Благодаря медиасопровождению, имя Панкратова узнали во всем мире. /Фото: shkolazhizni.ru


Справлялся Панкратов с перипетиями велопутешествия не один. К счастью, у него была опора как в России, так и за рубежом. В Петербурге любители велоспорта собрали для его европейского путешествия неплохие деньги. С помощью публикаций в газетах, сопровождавших передвижения Онисима, деньги приносили прямо в редакции. Газета "К спорту!" сообщала, как Панкратов без копейки за душой покоряет дороги Италии. При этом журналисты поведали соотечественникам, что велосипедист тяжело простудился, преодолевая заснеженные горные перевалы. Панкратову тогда оказали поддержку проживавшая в Италии супруга Горького и авторитетный беллетрист Амфитеатров. В Англии же проживавшие там русские писатели помогли Онисиму опубликовать путевые заметки. Здесь же он поучаствовал в соревнованиях по велоспорту и борьбе, отправившись после нескольких побед дальше.

Попытка облететь мир на самолете и коррективы Первой мировой

Заметка о гибели летчика Панкратова. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Заметка о гибели летчика Панкратова. /Фото: ic.pics.livejournal.com


Вернувшись домой, Панкратов немного отдохнул и продолжил самосовершенствоваться. В Петербурге он учился управлять автомобилем, сдав экзамен на водителя-механика. Затем планировались авиакурсы, после окончания которых он задумал облететь мир уже на самолете. Но все намерения нарушила Первая мировая война. После Гатчинской авиационной школы Онисим отправился на фронт. Он сразу завоевал репутацию одного из самых искусных летчиков. Его задействовали и в качестве разведчика, и бомбардировщиком, имелись на счету Панкратова и сбитые вражеские самолеты. Доказательством храбрости летчика являются его награды: за полтора фронтовых года он дослужился до полного Георгиевского кавалера и был произведен в поручики.

Последний бой Онисима Панкратова состоялся под Двинском в сентябре 1916 года. Вступив в тяжелый воздушный поединок, Панкратов сумел сбить, по разным источникам, один-два немецких самолета, но ему не удалось увернуться от зашедшей с хвоста авиамашины. Высочайшим приказом Панкратов был посмертно награжден орденом святого Георгия четвертой степени.

Справедливости ради стоит сказать, что Россия не давала покоя иностранцам всегда. Чего только стоит серия карикатур на Российскую Империю, опубликованных журналом «Puck».

Чего только стоит серия карикатур на Российскую Империю, опубликованных журналом «Puck».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6869
17.07.2020 12:22
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Алексей Смирнов 18.07.2020 11:21    

    На второй фотографии не Онисим Панкратов, а Глеб Травин, тоже известный русский велопутешественник. Он объехал всю границу СССР, включая северную часть, на велосипеде.






Смотрите также