+1 0
0
-1 0

Догнать девушку и разорвать одежду: Какие ещё странные испытания устраивали для женихов на Чукотке


У чукчей групповые браки и многоженство ранее считались нормой, но в то же время парень обычно серьёзно подходил к первой свадьбе. Ведь ему предстояли суровые проверки, которые могли тянуться три года, а порой и целых пять лет. И перенести все испытания было не так уж и просто. Но, как говорится, любовь способна двигать горы. Что же должен был делать мужчина (а чаще совсем юный парень), чтобы получить разрешение жениться на своей избраннице?

Решил жениться — иди невесту «хватать»


У чукчей всегда учитывалось согласие невесты.

У чукчей всегда учитывалось согласие невесты.

Жених сам брал инициативу в свои руки. В книге Е. И. Якушкина «Обычное право русских инородцев» подчёркивается, что у этого народа не было сложных свадебных церемоний, особенно тех, что касались сватовства. Парень лет пятнадцати, заранее присмотревший себе девчонку, заходил к её родне и прямо говорил, что хочет на ней жениться. Но И. С. Вдовин в своих работах отмечал, что без согласия самой девушки ничего не получалось, потому что женщины у чукчей были довольно свободными и независимыми.

К тому же, вопреки словам Якушкина о полном отсутствии предсвадебных ритуалов, в «Сибирском этнографическом сборнике» описан странный обряд, который назвали «хватанием». После получения одобрения от родителей невесты парень должен был прикоснуться к её интимным местам, но это было не так-то просто, поскольку сёстры и тётки девушки активно её защищали. Похожие «штучки» практиковали ительмены и коряки. А по данным К. Мерка, чукчи тоже практиковали «хватание».

Итак, жених должен был догнать девушку, разорвать на ней одежду и дотронуться до нее, чтобы получить право на брак. Причем дотронуться до запретных мест. Для современного человека это может показаться чрезмерно откровенным, но в традициях чукчей всё имело свой смысл и порядок. Если же семья или сама невеста не желали свадьбы, они всячески мешали жениху: девушка могла быть закутана в большое количество одежды, в рыболовные сети и так далее. Это делало поимку максимально сложной. Так что добиться своего было иногда далеко не просто и требовало немалого упорства.
Работы у чукчей всегда много, надо кормить семью.

Работы у чукчей всегда много, надо кормить семью.

Сегодня этот обряд почти не встречается в своей исконной форме, но его отпечатки продолжают жить в песнях, сказаниях и обычаях северных народов. Он по-прежнему занимает важное место в этнографическом наследии узы.

Работать, словно Золушка


Жених много работал и занимался оленеводством.

Жених много работал и занимался оленеводством.

Ритуал «хватания» был только началом — впереди ждало куда больше испытаний. Павел Головачев в своём труде «Сибирь. Природа. Люди. Жизнь» рассказывает, что у чукчей не практиковали калым в прямом смысле слова, но парень должен был работать в семье у семьи девушки определённый срок. Головачев называет 1–2 года, Якушкин — 3–5 лет, а Владимир Богораз, этот известный знаток Севера, говорит о периодах от пары месяцев до трёх лет. В книге «Чукчи» Богораз уточняет: через 2–3 месяца возвращались домой лишь те, кому родители девушки дали от ворот поворот. Но таких было немного — прийти обратно без невесты означало полный позор.

Поэтому большинство парней не сдавались, даже когда возможные тещи и свёкры лишали их жилья и пропитания. Проверки заключались в тяжелом ежедневном труде. По словам Богораза, жених поднимался раньше всех в семье и засыпал последним: выполнял всю домашнюю рутину, перетаскивал тяжести (включая набитые нарты) и большую часть дня пас стада. К тому же, он обязан был во всём потакать родственникам будущей супруги. С учётом взрывного чукотского темперамента, это удавалось не каждому. За провинности могли вышвырнуть на улицу и оставить голодным. Но если парень проявлял себя достойно уже в первые месяцы, отец девушки обязательно шёл на уступки и облегчал ему условия.

Пастушество за жену


Оленеводство помогает чукчам выживать.

Оленеводство помогает чукчам выживать.

На Чукотке каждый парень заранее понимал, что ему предстоит в доме будущей тёщи до свадьбы, поэтому такие союзы обычно получались осознанными и крепкими, как скала. И что интересно — сам жених не держал зла на родителей девушки. Борис Попов в своём исследовании «Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии» объясняет, почему так: у оленных чукчей эта традиция служила компенсацией потерь для отца невесты. Ведь отдавая дочь замуж, он терял не только надёжного помощника в хозяйстве, но и долю стада с её личным клеймом. Это воспринималось как должное. Более того, сами чукчи не считали отработку каторгой или принуждением — они называли процесс «пастушеством за жену».

Для чукчей оленеводство — это древняя традиция, которая кормит и спасает. Они гоняют огромные стада, где оленей может быть до нескольких тысяч голов. Ведь в таких жестоких условиях без них никуда: эти животные — настоящий кладезь ресурсов для выживания. Из их шкур шьют крепкую обувь и одежду, а высушенные сухожилия идут на нитки для шитья. Плюс олени — идеальный транспорт: запряги их в упряжку, и вот ты уже мчишься сотни километров по снегу, преодолевая любые расстояния. Вот и пасли оленей желающие жениться юноши.
Если жених хорошо работал, его принимали в семью.

Если жених хорошо работал, его принимали в семью.

А ещё усилия и стойкость молодца часто щедро вознаграждались! Как отмечается в «Записках сибирского отдела императорского русского географического общества» под редакцией Е.И. Ламанского (1857 год), если отец девушки проникался уважением к жениху, он мог позволить ему сблизиться с дочерью ещё до окончания срока. Плюс ко всему, по завершении «пастушества» парень получал от тестя оленей в дар — чем больше работал, тем богаче подарок. И это помимо тех животных, которые забирала сама невеста у отца.

Кстати, иногда жених мог вовсе избежать этой практики. От неё освобождались зажиточные претенденты, уже женатые парни (ведь у чукчей было многожёнство) и те, кто постарше. Да, в чукотских традициях всё зависело от кошелька: для парней из обеспеченных семей эта «отработка» за невесту была чистой формальностью — символическим жестом, который мог уложиться в один день. А если жених уже был женат и сватался ко второй супруге, то вообще никаких трудов не требовалось, особенно если он был богатым оленеводом с внушительным стадом.

Чукчи — очень интересный народ: Почему у чукчей женщины и мужчины говорят по-разному и как при помощи слов и звуков жены защищают своих мужей от демонов.
0
1592 просмотров
В закладки
Версия для печати