Имя Лермонтова на века вписано в историю русской поэзии. Но редко кто вспоминает, что во время Кавказской войны Михаил Юрьевич стоял у истоков зарождения в России спецназа и проявил себя эффективным боевым командиром. Непростой регион Кавказ, где действовала «банда Лермонтова», требовал не только военных навыков, но и глубокого понимания дипломатии. И поэт преуспел во всем сразу, правда, награды за высокие заслуги так и не дождался из-за давнего конфликта с императором.
Кого набирал в отряд русский классик
Лермонтов снискал большое уважение среди горцев.
Некоторые историки смело и прямо называют Лермонтова основателем прообраза российского спецназа. Классик близко общался с коллегой по перу Денисом Давыдовым, возглавлявшим партизанскую войну в ходе наполеоновских нашествий. Так что поэт-подпольщик щедро делился с младшим товарищем боевым опытом. Видимо, Лермонтов хорошо усвоил военные уроки, раз едва приехав на Кавказ, стал налаживать контакт с местным населением. В отличие от недоумевающих офицеров из его окружения, поэт хорошо знал, что поддержка горцев станет залогом успешной партизанской борьбы. Параллельно он формировал собственный боевой отряд, который прозвали «лермонтовской бандой».
Портрет этой самой банды хорошо прорисован в рассказах современников о жизни Михаила Юрьевича. Представителями лермонтовского окружения, как правило, были молодые люди 22-27 лет: друзья, гвардейские офицеры и просто хорошие знакомые по Петербургу. Практически все представляли известные аристократические фамилии – Столыпины, Мартыновы, князья Трубецкой, Гагарин, Васильчиков, Барятинский, Долгорукие, граф Ламберт, брат Пушкина Лев и др. Цели прибытия на Кавказ были разными: кто за военной романтикой, кто за честь Родины, кто за наградным крестом. Большая часть отряда в боевых действиях участвовала впервые, по причине чего формировалось спаянное кровью боевое братство. Постепенно к молодежи примыкали служивые постарше из декабристов, имевшие гвардейский опыт. Примыкали к Лермонтову и ветераны-кавказцы с высокими чинами, по разным причинам отстаивающие российские позиции и полезные знанием горских традиций. Так что слаженность «банды» легко объяснялась менталитетным равенством, примерно одинаковым уровнем образованности, давним общением и часто даже родством. В свободное от службы время вся эта монолитная компания сопровождала Лермонтова на балах, пикниках, за картежным столом и на коллективных встречах-свиданиях с пятигорскими красавицами.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Почему не получил третье звание Героя Советского Союза легендарный лётчик Амет-хан Султан: Гордость крымских татар.
Как действовала "банда" и Лермонтов-командир
Лермонтов наладил тесные связи с кавказскими аборигенами. /Фото: lermontov-lit.ru
Для честолюбивого Лермонтова командование спецотрядом стало возможностью отличиться в бою, благополучно выйти в отставку и посвятить себя литературной работе. В Чечне группировка поэта использовалась в качестве разведотряда и в партизанских целях. Действовать приходилось в аулах и горах, по причине чего потомственный дворянин Лермонтов терпел самые суровые условия. Питался из общего солдатского котла, спал прямо на земле, запустил обычно безупречный внешний вид и стал неотличим от кавказца. В бой Михаил Юрьевич традиционно надевал шелковую красную рубашку – форму горских повстанцев.
Как писал в воспоминаниях Константин Мамацев, участник Кавказской войны, отряд Лермонтова напоминал «блуждающую комету», неожиданно появляющуюся в самых опасных местах. Когда в октябре 1840-го артиллерия Мамацева в самый разгар сражения лишилась прикрытия, откуда ни возьмись появились «абреки» Лермонтова и решили исход боя. Они были готовы разделаться с чеченцами одними кинжалами, но воодушевленный поддержкой Мамацев сумел расстрелять противника картечью. Плотно сотрудничая с местными и владея развединформацией, «лермонтовцы» много раз спасали орудия от захвата и заходили в глубокие вражеские тылы, уничтожая чеченские отряды с самых неожиданных направлений.
Тактика «банды» разительно отличалась от традиций регулярных частей. Армия привычно воевала на поле боя в лобовых столкновениях. Лермонтов же действовал иначе, переняв горский опыт. Его отряд использовал тайные тропы, делал лесные завалы, устраивал засады, захватывал «языков», вел переговоры с местными по сдаче лидеров группировок. Лермонтов-командир в плане военной стратегии значительно опередил время, так что служить в его подразделении многие считали за честь.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как коты спасали блокадный Ленинград: Ярославская «мяукающая дивизия».
Почему Николай I отказал Лермонтову в заслуженных наградах
Николай I отказал Лермонтову в заслуженных наградах. /Фото: forma-odezhda.com
Михаил Лермонтов слыл человеком язвительным и жёстким, по причине чего часто вступал в конфликты с окружающими. Но будучи при этом уважаемым и известным поэтом, вынуждал высшее начальство с ним считаться. Изначально Лермонтов был отправлен на Кавказ не для военных свершений, а чтоб о нем позабыли в столице. Поэт изначально прикрепился к части, вообще никогда не принимавшей участия в боевых действиях. Михаил Юрьевич вполне мог вести спокойную жизнь, но предпочёл найти себя в общем деле и принес вместе со своим отрядом России большие успехи. Постепенно командование высоко оценило инициативы Лермонтова-военачальника.
Его многократно представляли к наградам, но Николай I отказывался
утверждать наградные листы. Конфликт поэта с императором имел цензурный характер и уходил корнями к появлению «На смерть поэта», где автор пригрозил всем божьим судом. Наместником Господа на земле официально считался царь, имея полное право этот суд вершить. Увидев в стихах Лермонтова посягательство на верховенство собственной власти, Николай негодовал. Именно по этой причине Михаил Юрьевич не получил ни одной награды за блестящие Кавказские операции. И это несмотря на бесчисленные ходатайства не только его непосредственных начальников, но и высоких чинов из приближенных царя. Николай I не только остался непреклонен до последнего, но и потребовал возвращения поручика на службу в полк и отстранения от кавказской экспедиции. А по расхожей легенде, после сообщения об убийстве Лермонтова на дуэли император произнес: «Собаке – собачья смерть».
В 1957 году романтическая фотография, сделанная во время заезда Mille Miglia, оказалась последним снимком знаменитого гонщика Альфонсо де Портаго и получила название «Поцелуй смерти».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: