«Капричос» Гойи — это мир, в котором нечисть и демоны становятся олицетворением человеческих пороков и страстей. Эти гравюры, полные мракобесия, создают пугающий калейдоскоп из чудовищ, ведьм, сатанинских созданий и искаженных лиц. Гойя, словно безжалостный хроникёр, показывает социальные язвы через призму внутренней тьмы своих современников, питающей их страхи и суеверия. Создавая адский бестиарий, художник недвусмысленно говорит, что бояться нужно самого человека и демонов в его душе.
Тьма и чудовища: Гойя и его «Капричос» как зеркало пороков общества
Имя Франсиско Гойи неразрывно связано с мрачной атмосферой ужаса и безысходности, пронизывающей почти все его творчество. Созданные им произведения одновременно революционные и интимные, инфернальные и откровенно человеческие. Франсиско Гойя не боялся заглянуть в темную глубину человеческой натуры и души, отражая её самые зловещие уголки.
Ф. Гойя. Все погибнут. Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
Монументальная и станковая живопись, графика – всё в творчестве художника наполнено ночными кошмарами. Эта исключительная для своего времени, можно сказать, визионерская мрачная эксцентричность привлекала внимание современников Франсиско Гойи, вызывая неподдельный интерес. Откровенность художника часто играла против него самого.
«Капричос», ровно как и «Черная живопись» из Дома Глухого, наполнена парадоксами и загадками. Эта серия гравюр была создана в самом конце XVIII века, и чрезвычайно тревожные образы, воплощенные Гойей, озадачивают зрителей с тех самых пор. Эти работы стали результатом личного кризиса художника, а также глубокого разочарования в политической и социальной реальности Испании того времени. Гойя прошел через множество испытаний: болезни, личные трагедии и политические потрясения, которые оставили неизгладимый след на его мировоззрении.
Ф. Гойя. Как её ощипывают! Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
В «Капричос» Гойя выражает свой внутренний протест против лицемерия общества. Этот цикл стал своеобразным откровением, аллегорическим ответом художника на пороки, абсурдность социальных норм, политические действия государства и религиозный фанатизм.
Всего в цикл входит 80 листов, но ни в одном из них художник не говорит со зрителем прямо. Он использует язык карикатуры. Гойя не описывает никого конкретно и описывает всех, создавая универсалии. На первый взгляд монстры, созданные художником, напоминают нам дидактические средневековые бестиарии, где изображения людей также заменялись устоявшими иконографиями животных. Однако Гойя ломает устоявшиеся ассоциации, включая в серию новые образы.
Каждый офорт цикла приглашает зрителя разгадать, какие страхи и фантазии зашифровал в них Франсиско Гойя. Демоны, ведьмы, оборотни, безумные сцены, мифологические злые духи, словно вышедшие из наших кошмаров, привидевшихся во время лихорадки, - это зеркало, которое художник ставит перед своими современниками.
Ф. Гойя. Он хорошо натянут. Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
В этих монстрах он отразил жадность, лицемерие, невежество и жестокость человеческой натуры. Гойя показывает миру уродливую правду, скрытую за фасадами благопристойности.
Весь цикл «Капричос» пронизан чувством безнадежности и разрушения иллюзии о человеческом разуме. Окружающий художника мир – это место, где царит абсурд. Гойя указывает на пороки, которые превращают людей в монстров, как в прямом, так и в переносном смысле.
1. Сон разума рождает чудовищ
Самый известный лист из цикла офортов является личным манифестом Франсиско Гойи.
«Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», - писал он.
Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ. Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
На гравюре изображён человек, сидящий за письменным столом с головой, опущенной на руки, как будто погружённый в глубокий сон. Некоторые считают, что Гойя изобразил здесь самого себя, задремавшего во время своей работы. Его лицо скрыто от зрителя, но из его головы, словно плод безумных мыслей, вырываются ночные кошмары — совы, летящие как демоны, кошмарные фигуры, странные гибриды и ужасающие существа. Одно из этих существ — чудовищная фигура с крыльями и хвостом, олицетворяющая хаос и безумие, порождаемое тёмными силами разума, которые обретают силу тогда, когда он спит.
«Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес».
2. Они говорят «да» и протягивают руку первому встречному
Этот офорт – один из тех, в которых Франсиско Гойя исследует тему лицемерия и лжи в отношениях между мужчинами и женщинами. Оба героя получили то, чего хотели. Девушка рада, потому что только что устроила свою жизнь: она вышла замуж не по любви, а по расчету, пусть и за мужчину, значительно старше её самой. Он же счастлив от обладания и подтверждения своей власти.
Ф. Гойя. Они говорят да и протягивают руку первому встречному. Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
«Лёгкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нём более свободно, чем раньше!»
3. Чего не сделает портной!
Важной проблемой для Франсиско Гойи были отношения с церковью, с одной стороны, и суевериями, с другой. Художник сочувствовал идеям Просвещения и поддерживал их наступление на веру в сверхъестественное, из-за чего еще в конце XVIII века в Испании продолжала действовать инквизиция. Выйдя с открытой критикой этой охоты на ведьм и ереси, Гойя сам попал под удар суда церкви. И хотя жизнь ему сохранили хорошие отношения со двором (которую, несмотря на это, он также критиковал в «Капричос»), серия офортов была снята с печати.
Ф. Гойя. Чего не сделает портной! Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
«Они смиренно стоят на коленях перед рясой, но надета-то эта ряса на трухлявое дерево!»
4. Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…
«Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем, кто имеет с ним дело. Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнёт спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее».
Ф. Гойя. Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то...Офорт / Фото: ru.wikipedia.org
Франсиско Гойя бесстрашно выступал против властьимущих, чиновников и аристократов. Он высмеивал одержимость родословной, лицемерию, коррупцию, гордыню и моральную деградацию, свойственную им.
Гойя изображает аристократов как людей, чьи поступки и поведение основываются на поверхностных ценностях, отрывающихся от реальной жизни. В гравюре «Кто их будет учить?» он показывает аристократов, которые не обладают ни образованием, ни моральными устоями, но уверены в своём превосходстве. Эта сцена изображает аристократию как «слепую» и «глухую» к необходимости изменений. Гойя подчеркивает, что в высших кругах царят пороки и безумие, скрытое за фасадами блеска и богатства.
Больше об искусстве читайте в статье «Что можно узнать о Пушкине из его портретов и кто написал самые известные образы поэта?»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: