Она была удивительно красива и талантлива, в Японии актрису буквально носили на руках. Но в тот момент, когда Ёсико Окада находилась на пике славы, она поверила словам любимого человека о том, что только в Советском Союзе ещё сохранилась настоящая театральная школа. Они решили уехать в СССР, перешли нелегально границу, сняв сапоги и ступая по снегу босыми ногами. Если бы Ёсико Окада и её муж знали, какая судьба их ждёт, они не допустили бы и мысли о побеге.
Восхождение к славе
Ёсико Окада. / Фото: www.hatenablog.com
Она родилась в Хиросиме в 1902 году в простой семье. Отец её был журналистом, мама занималась семьёй, а происходила она из семьи фермеров. Пока Ёсико была ещё маленькой, семья не раз переезжала с места на место, они жили какое-то время даже в Корее. Девочка с детства мечтала стать актрисой, но ей было непросто идти к своей цели. Она хорошо училась, хоть это было непросто, ведь из-за постоянных переездов Ёсико сменила 8 школ. Взгляды её формировались под влиянием отца, который отличался независимостью и объективными оценками действительности. Видимо, он не был сторонником монархии, потому что, когда класс Ёсико должен был посетить Императорский дворец, отец оставил дочь дома, и это была его принципиальная позиция.
Ёсико мечтала стать актрисой, но отец её был категорически против. И она не стала противиться его воле, после получения начального образования поступила в Частную женскую школу изящных искусств Дзёсиби. Это было единственное учебное заведение подобного рода, где могли учиться женщины. В Токийском университете искусств вплоть до 1946 года получать образование имели право исключительно мужчины. Когда Ёсико закончила учиться, отец её уже занимал пост главного редактора газеты Hokumon Nippo, сюда и пришла девушка работать репортёром. Но красота её, изысканный вкус и прекрасные манеры обращали на себя внимание, и вскоре Ёсико стали приглашать принять участие в любительских театральных постановках для благотворительных мероприятий.
Ёсико Окада. / Фото: www.sakh.com
Ёсико была влюблена в театр, а отец, видя страсть дочери, сдался. Ей было 17 лет, когда он привёз её в Токио, чтобы она могла учиться театральному мастерству у известного драматурга Китидзо Накамуры. Вскоре о юной актрисе заговорили, а спустя время она стала самой настоящей звездой, слава о которой гремела по всей стране. Когда в 1920-е годы в кино стали снимать женщин (до этого все роли исполняли мужчины), Ёсико Окада стала появляться на экранах. Её игру в фильме «Городской маг» критики оценили как идеальную, хотя сама она считала, будто в нём вовсе не были раскрыты все её актёрские способности.
В её карьере были взлёты и падения, она однажды едва не покончила с собой после того, как режиссёр грубо отругал её на глазах у толпы на съёмочной площадке фильма «Дама с камелиями». Актрису уволили из кинокомпании, и она была вынуждена вернуться на театральную сцену, чтобы зарабатывать на жизнь. Она основала «Театральную труппу Ёсико Окада», гастролировала не только на родине, но ещё в Китае и Корее. После распада труппы она основала собственную продюсерскую компанию, стала ставить ток-шоу, которые только входили в моду. Продолжала актриса сниматься и в кино.
Судьбоносное решение
Ёсико Окада. / Фото: www.ja.wikipedia.org
Ёсико Окада была талантлива, успешна и красива. У неё было множество романов, в молодости она даже родила сына, но отказалась выходить замуж за его отца, и ребёнок был в результате зарегистрирован как ей брат. Были у неё и другие романы, и брак с актёром, продлившийся 9 лет. Но в 1936 году она влюбилась в коллегу и преподавателя актёрского мастерства Рёкити Сугимото, поклонника системы Станиславского и члена Компартии Японии. За него актриса вышла замуж.
Рёкити Сугимото. / Фото: www.bunshun.jp
С началом японско-китайской войны он попал в немилость у властей, фильмы с его участием подверглись цензуре, а за ним самим уже следили. У Рёкити Сугимото были все причины опасаться ареста, поэтому супруги решили бежать в СССР. Накануне наступления нового 1938 года они отправились на Сахалин, южная часть которого в то время принадлежала Японии, а северная – Советской России. Они 3 января пересекли границу Советского Союза во время сильной метели, причём предварительно сняв обувь. По древней японской традиции входить в новый дом нужно непременно босиком. Правда, они даже не догадывались о том, что ждёт их в «новом доме».
Японская шпионка
Ёсико Окада. / Фото: www.bessmertnybarak.ru
Беглецов очень быстро взяли под стражу пограничники. Актёры объяснили свой побег стремлением играть в театре у Мейерхольда, и это было их роковой ошибкой. В то время Всеволод Мейерхольд уже не считался благонадёжным, его театр был закрыт через 5 дней после того, как Ёсико и её муж пересекли границу Советского Союза. Супругов разлучили через три дня после того, как их взяли под стражу, и больше они никогда не виделись. Руководство СССР рассматривало Японию как потенциальную угрозу, и актёров быстро записали в шпионы.
Супруг актрисы не выдержал допросов и пыток, он признался в том, что прибыл в Советский Союз для шпионажа, назвал шпионами работавших в Москве японских драматургов Сэки Сано и Ёси Хидзиката. Всеволода Мейерхольда его тоже заставили назвать японским шпионом. Ёсико тоже во всём «созналась»: якобы она имитировала побег по заданию генштаба, в её задачу входило знакомство с военными и выяснение всех военных тайн советской части Сахалина.
Ёсико Окада. / Фото: www.bessmertnybarak.ru
Заключение давалось ей нелегко. Она писала множество прошений, сокрушалась из-за плохого самочувствия и просила белого хлеба с маслом. Ещё она хотела, чтобы ей дали японско-русский словарь и приструнили бы сокамерниц, постоянно над ней издевавшихся. Ничего из просимого она не получила. Во время суда в 1939 году актриса каялась и просила оставить её в Советском Союзе. Суд учёл её раскаяние и приговорил к 10 годам лагерей. Её супруг во время суда, состоявшегося в тот же день, что и у актрисы, заявил о том, что себя оговорил под пытками. Его приговорили к высшей мере, но Ёсико узнала об этом лишь много лет спустя. Она была слишком умной для того, чтобы не догадываться о случившемся, но слишком романтичной, чтобы не надеяться на чудо.
Она провела в Вятлаге 3 года, после написала прошение о помиловании, заявила об оговоре себя. Она писала о том, что 10 лет — не такой уж большой срок, она в состоянии его выдержать, однако куда страшнее для неё было носить всю жизнь клеймо шпионки. Именно его она просила с себя снять. В январе 1943 года её перевели в тюрьму в Москве, а спустя почти 4 года освободили, причём её не выслали за 101-й километр, а позволили жить в столице. Говорили, будто в тюрьме НКВД, где она провела последние годы заключения, у Ёсико Окада была какая-то секретная и очень важная миссия. Но после освобождения она никогда и никому не рассказывала об этой части своей жизни, в театре, где она позже работала, даже не знали о том, что она была в лагерях.
Новая жизнь
Ёсико Окада и космонавты Андриян Николаев и Валентина Терешкова. / Фото: www.rbth.com
Через два года после освобождения Ёсико-сан получила советское гражданство, её приняли на работу на Московское радио, которое позже было переименовано в «Радио России». Появление известной японской актрисы в отделе вещания на Японию, по свидетельству коллег, было сродни волшебству. Впоследствии многие японские деятели не раз задавали вопрос сотрудникам, правда ли у них работает «сама Окада-сан»? Она не просто работала, она стала «Голосом России» в Японии.
Несмотря на пережитые испытания, она сохранила и жизнелюбие, и здоровый оптимизм, и даже мечты о выходе на сцену советского театра. Ёсико Окада была поистине стойким оловянным солдатиком. В 53 года она снова села на студенческую скамью, поступив на режиссёрский факультет ГИТИСа. Практику перед получением диплома она проходила в Театре имени Маяковского, где она впоследствии работала больше 15 лет. Сотрудничала она с советским кинематографом, однако звездой экрана, как на родине, Ёсико-сан так и не стала.
Ёсико Окада и Синтаро Такигути. / Фото: www.bessmertnybarak.ru
Не обошлось в советской действительности Ёсико Окада и без новой любви. Её мужем стал Синтаро Такигути, он был моложе супруги на 11 лет, во время Второй мировой войны попал в плен, начал сотрудничать с советскими властями и категорически отказался возвращаться в Японию. Он был актёром, как и Ёсико, работал на радио в Хабаровске, а после был переведён в Москву. Говорили, будто переводу его активно способствовала Окада-сан. К сожалению, муж актрисы скончался в 1971 году. Через год после его смерти актриса впервые после своего побега прилетела в Японию. На родину она привезла прах любимого мужа.
Ёсико Окада. / Фото: www.liganu.com
Её везде встречали как королеву, люди помнили её и любили, хотя и удивлялись её словам о том, что у неё теперь две родины: Япония, в которой она родилась и выросла, и Советский Союз, воспитавший её. Через два года она вновь прилетела в Японию, в тот момент казалось, что она останется там навсегда. Актриса ставила спектакли, снималась в кино, часто давала интервью, рассказывала о том, как в СССР скучает по Японии, а в Японии – по Советскому Союзу. За эти высказывания она подверглась острой критике со стороны правых радикалов, обвинявших её в измене родине и любви к захватчику исконно японских земель. В итоге актриса вернулась в Москву. Здесь закончились дни этой удивительной женщины. Она ушла из жизни в феврале 1992 года, не дожив всего пару месяцев до своего 90-летия. Её прах позже похоронили в Японии, героиней которой она быть не перестала.
Япония на самом деле удивительная страна, где есть дорожки для черепах, «Телефон ветра» и ещё много всего интересного.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: