Завел любовницу на 7 лет старше, но не мог обеспечить семью: О чём молчит звезда «Ликвидации» Константин Лавроненко

Мировая известность пришла к Константину Лавроненко, когда ему было уже за сорок. Он стал единственным российским актёром, получившим приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале, но его путь к признанию был непростым и тернистым: в течение 20 лет он вообще сидел без ролей и был готов навсегда проститься с профессией. Столь же сложной оказалась и личная жизнь актёра. Он разбил семью своей будущей жены, а потом с горечью констатировал, что им надо расстаться.
Детская мечта

Константин Лавроненко с лучшим другом в школьные годы.
Он родился в 1961 году в самой обычной ростовской семье. Его отец трудился мастером на заводе, а мама работала в издательском отделе научно-исследовательского института. Жизнь с родителями и старшей сестрой протекала без особых излишеств, но и без нужды. У них было много родственников, и маленький Костя навсегда запомнил, как в выходные дни, если позволяла погода, они собирались все вместе за огромными длинными столами прямо на берегу Дона. Взрослые вели задушевные разговоры, пели песни, а у детей, включая маленького Костю, кипела своя бурная жизнь с игрой в прятки под столами, беготнёй и казаками-разбойниками.
Константин рос, как миллионы его сверстников: лазал по деревьям, катался с горки зимой, занимался в спортивных секциях, ходил в музыкальную школу, где осваивал игру на баяне. Только ещё с детсадовского возраста он точно знал, кем станет. Уже в то время он мастерски пародировал всех вокруг, а в средней школе его пародии стали осознанными, и лучше всего ему удавалось имитировать голос и интонации Аркадия Райкина. Родители удивлялись: откуда в сыне этот явный актёрский дар, если семья у них никакого отношения к искусству не имела? К слову, Райкин был кумиром Константина, и спустя много лет ему довелось увидеть мастера в «Сатириконе» и даже совсем немного поработать под его началом.
В 14 лет Константин Лавроненко по настоянию сестры пришёл в драматическую студию. Ольга сама её посещала, но она видела, насколько одарён её брат, и привела его практически за руку на первое занятие. Руководила детской студией при дворце пионеров Галина Жигунова, мать будущего «гардемарина» Сергея Жигунова. Именно в студии Константин получил первые в жизни уроки актёрского мастерства, окончательно утвердившие его в выборе жизненного пути.
Школа жизни

Константин Лавроненко.
Получив аттестат, Константин Лавроненко отправился штурмовать легендарное Щукинское училище, но его не приняли. Пришлось возвращаться в родной город, где он поступил в областное училище искусств. Проучиться там удалось недолго — на втором курсе молодого человека призвали в армию. Служба, вопреки ожиданиям, стала для него своеобразной творческой школой.
Он попал в ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа, где не только выступал, но и организовывал концерты, ставил спектакли и работал конферансье. Этот уникальный опыт стал отличной практикой и подготовкой к новому штурму Москвы. Демобилизовавшись, Лавроненко успешно поступил в Школу-студию МХАТ, и казалось, что его мечта уже сбылась.
Ещё в студенческие годы Константин Лавроненко дебютировал в кино, получив роль в мелодраме «Ещё люблю, ещё надеюсь». Увидев себя на экране, Лавроненко испытал жестокое разочарование. Его собственная фактура, голос и игра показались ему неподходящими для кинематографа. Это впечатление оказалось настолько сильным, что на два десятилетия вперёд оно определило его отношения с киноиндустрией, ведь режиссёры на кастингах вежливо отказывали ему, ссылаясь на «неподходящий типаж».

Константин Лавроненко
После окончания Школы-студии МХАТ он сосредоточился на театре, но и тут было не всё гладко. На дипломном показе выпускников заинтересовался «Ленком», но на этом всё и закончилось: приглашения в труппу он не получил. А в «Сатириконе» ему просто очень повезло — труппе срочно потребовался актёр, умеющий играть на баяне.
Но театральная деятельность серьёзно увлекла его. Очень плодотворным оказалось его сотрудничество с творческой мастерской Владимира Мирзоева при СТД, которую после отъезда режиссёра за границу возглавил Владимир Клименко и преобразовал в «Мастерскую Клима». С этой труппой Лавроненко проработал семь лет, ездил на гастроли в Германию и Бельгию. Эта работа была творчески насыщенной и интересной, но практически не приносила денег.
Финансовая неустроенность послужила главной причиной ухода актёра из театра. Чтобы содержать семью, Константин Лавроненко стал частным извозчиком. Однако возить людей, несмотря на возможность зарабатывать, творческому человеку быстро наскучило. Затем была должность водителя и мерчандайзера в фирме, продававшей молочную продукцию. Позже однокурсник позвал его в ресторанный бизнес — сначала на позицию заместителя директора, а затем и директора ресторана при МХАТе имени Горького. Деньги, наконец, появились, но вместе с ними пришло ощущение внутренней пустоты и тоски по настоящему делу.

Константин Лавроненко.
Этот период сопровождался глубоким личностным кризисом. Актёр погрузился в жуткую депрессию, которую впоследствии называл кризисом среднего возраста. Он написал себе своеобразную памятку о собственной никчемности, окончательно порвал с театральной средой и попытался построить жизнь заново, вне профессии.
Но именно это вынужденное изгнание помогло ему осознать, что он не представляет себя вне творчества, и театр нужен ему, как воздух. Вдохновения в ресторанных делах он не нашёл, что в итоге заставило его извиниться перед приятелем и сделать шаг к возвращению в профессию.
Испытание любовью

Константин Лавроненко и Лидия Петракова в день свадьбы.
Свою единственную любовь Константин Лавроненко встретил в начале театрального пути, практически сразу после института. Работа в «Сатириконе» предполагала постоянные гастроли, и маленькая труппа, проводящая вместе целые дни, стала очень дружной. Через год общения Константин осознал, что его чувства к коллеге Лидии Петраковой давно переросли простую симпатию. Его не остановили серьёзные обстоятельства: Лидия была старше его на семь лет и на тот момент состояла в браке с актёром Степаном Старчиковым. Лавроненко начал настойчиво ухаживать за девушкой, и она не устояла перед его обаянием.
Первый муж Лидии позже рассказывал, что жена стала всё чаще задерживаться в театре, а потом он обнаружил её личный дневник, где она писала о своих нежных чувствах к другому мужчине. Степан Старчиков собрал вещи и уехал к маме, а с женой они позже тихо развелись. Лидия Петракова вскоре переехала к Константину, а в 1987 году они поженились.
Первые годы совместной жизни оказались крайне непростыми. Супруги были импульсивны и вспыльчивы, они не привыкли подавлять свои эмоции, поэтому страсти в семье кипели нешуточные. По квартире летали тарелки и другая домашняя утварь, а в мастерстве нецензурной брани могли бы посоперничать друг с другом. Константин, по его собственному признанию, был патологически ревнив и часто устраивал жене сцены.

Константин Лавроненко и Лидия Петракова
Ситуация усугублялась хроническим безденежьем. Лавроненко пропадал сутками в театре, участвуя в проектах «Ленкома» и «Мастерской Клима», но это почти не приносило дохода. Напряжение нарастало, и однажды, в ответ на справедливые упрёки жены, Константин заявил о необходимости расстаться и ушёл из дома. Он устал от скандалов, непомерных требований и вечного недовольства жены. К счастью, Лидия уже на следующий день в театре пришла к нему мириться. Год спустя после этого кризиса в семье родилась дочь Ксения.
Однако финансовые проблемы никуда не исчезли. Порой на обед у семьи не было ничего, кроме чашки макарон. Лавроненко тяжело переживал свою неспособность обеспечить близких, срывался, между супругами снова случались серьёзные ссоры и временные разрывы. Но, как он сам позже подчёркивал, из дома он уже больше не уходил. Эти испытания не развели их, а научили ценить главное.
Нежданная слава и новая реальность

Константин Лавроненко в фильме «Возвращение».
В 2003 году режиссёр Андрей Звягинцев, подыскивая исполнителя на главную роль в своём дебютном фильме «Возвращение», вспомнил об эффектном актёре, чья внешность когда-то поразила его в театре. Для самого Лавроненко, к тому времени окончательно разуверившегося в своей востребованности в кино, это приглашение стало неожиданностью. Ему было уже сорок два года, и он не ждал никакого чуда. Однако именно работа в этой картине принесла ему мировую известность. Фильм «Возвращение» получил главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва». Актёр внезапно оказался в центре внимания международного кинематографического сообщества.
Четыре года спустя успешное сотрудничество с Звягинцевым продолжилось. Режиссёр вновь пригласил Лавроненко на ключевую роль в драме «Изгнание». Работа над этим фильмом стала для актёра глубоким внутренним испытанием. Он играл, что называется, на разрыв аорты, и получил заслуженную награду за это — приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале. Эта самоотдача была отмечена высшей наградой — призом за лучшую мужскую роль. Константин Лавроненко стал единственным российским актёром, удостоенным такой чести.
После триумфа картин Звягинцева профессиональная жизнь Константина Лавроненко изменилась кардинально. Режиссёры, прежде проходившие мимо, стали наперебой приглашать его в свои проекты. Он получил редкую для артиста возможность совмещать участие в авторском кино с работой в крупных, популярных у зрителя картинах. В 2007 году на экраны вышел сериал «Ликвидация», мгновенно завоевавший статус культового. Лавроненко сыграл в нём одесского бандита по кличке Чекан. Это был отрицательный персонаж, но благодаря пронзительной истории любви и трагизму он вызывал у аудитории живое сочувствие.

Константин Лавроненко в сериале «Ликвидация».
Вслед за этим последовали другие значимые работы. В сериале «Исаев» о молодости разведчика Штирлица актёр перевоплотился в военного министра Василия Блюхера. В шпионской драме «Китайская шкатулка» ему снова досталась сложная негативная роль — предателя, согласившегося на сотрудничество с нацистами и подготовку покушения на Сталина. Фильмография Лавроненко начала стремительно пополняться разноплановыми образами в картинах «Однажды в Ростове», «Три мушкетёра», «Цена жизни», триллере «Чикатило», сказочном блокбастере «Последний богатырь» и остросоциальной комедии «Содержанки».
К выбору ролей актёр всегда подходил с большой внутренней избирательностью. Он сравнивал профессию артиста с работой психоаналитика. Для него каждый новый проект становился процессом извлечения из собственного внутреннего мира определённых, часто скрытых от самого себя качеств. Лавроненко был убеждён, что в каждом человеке, а значит, и в нём самом, сосуществует и хорошее, и плохое, и искусство заключается в честном исследовании этих противоречий.
Как перфекционист, он всегда тщательно просматривает отснятые дубли, стремясь довести каждую сцену до идеала. Его главной гордостью в личной жизни остаётся семья. Особые, сдержанно-тёплые отношения сложились у актёра с дочерью Ксенией. Она сначала получила образование в МГИМО и поработала на телевидении, но в итоге последовала внутреннему призванию, поступив в Школу-студию МХАТ. Её выбор отец принял с уважением.

Константин Лавроненко с дочерью.
В жизни Константин Лавроненко всегда оставался очень закрытым человеком, редко давал интервью и не любил публичных обсуждений всего, что не касается его творчества, за что в прессе давно получил неофициальное звание «главного молчуна российского кино». Впрочем, главной радостью последних лет актёр всё же поделился: Ксения в сентябре родила первенца Павла, а сам он теперь может гордо называть себя дедом.

Константин Лавроненко.
Сегодня он продолжает активно работать, оставаясь востребованным и разноплановым артистом. Его беспокойство связано исключительно с новыми ролями и проектами, где он, как и много лет назад, продолжает вглядываться в сложную природу человека, чтобы снова и снова представать перед зрителями в новых образах.
Константин Лавроненко вернулся в профессию благодаря Андрею Звягинцеву, а сам режиссёр в жизни прошёл через многое, а однажды в прямом смысле слова находился на грани житзни и смерти.


