Как с пользой провести время в тюрьме. Фреска «Apokaluptein: 16389067» Джесси Краймса (Jesse Krimes)
«Apokaluptein: 16389067» Джесси Краймса (Jesse Krimes)
Отбывая тюремный срок, американский художник Джесси Краймс (Jesse Krimes) создал монументальную фреску из тех скромных материалов, к которым имел доступ: вырезок из газет «Нью-Йорк Таймс», геля для волос, пластиковых ложек и тюремных простыней.
Работа «Apokaluptein: 16389067» масштабна и по физическим параметрам, и в нарративном плане. Фреска размером с автобус визуально делится на три части: голубое небо с парящими среди облаков обнажёнными фигурами, средняя часть с гигантскими фотомоделями, перешагивающими через сцены с изображениями из новостных секций, и нижняя часть, заполненная картинками из рекламы предметов роскоши. Пастельная палитра и апатичная мечтательность женских фигур контрастирует со сценами жестокости и насилия. Трёхчастная композиция, традиционно использовавшаяся в религиозной живописи, вызывает ассоциации с «Садом земных наслаждений» Иеронима Босха.
«Apokaluptein: 16389067» напоминает «Сад земных наслаждений» Босха
В 2009 году Краймс был приговорён к 70-ти месяцам тюремного заключения за хранение и попытку распространения кокаина. Судья рекомендовал отправить Джесси в тюрьму нестрогого режима в Нью-Джерси, чтобы тот мог регулярно видеться с семьёй и новорождённым сыном, но федеральное бюро распорядилось иначе, и он оказался в тюрьме усиленного режима в Северной Каролине.
Создание фрески заняло у Краймса 3 года
Методом проб и ошибок Краймс нашёл способ переносить изображения из «Нью-Йорк Таймс» на тюремные простыни. Сначала он пытался использовать воду, но цвета растекались. Нужная вязкость обнаружилась у геля для волос. Из-за особенностей технологического процесса все фотографии отпечатываются на поверхности в зеркальном отражении.
Для того, чтобы перевести одну картинку, нужно 30 минут
«Это было изображение реальности в той искажённой форме, в которой она существует внутри тюрьмы, — говорит Краймс, — попытка перенести внешнюю реальность внутрь, а позже, когда я отправил работу домой в надежде, что если со мной что-то случится, и я не вернусь, она будет говорить за меня, — мой личный способ побега».
Краймс отправлял работу домой по кускам контрабандой
Краймс рассказывает, что этот долгосрочный проект помогал ему оставаться психически здоровым, собранным и дисциплинированным. Переведение каждой картинки занимало полчаса. Фреску составили несколько тысяч. Художник работал с одним фрагментом за раз, а площадь рабочей поверхности определялась размером столешницы, на которой он растягивал простыню. Готовые куски Краймс отправлял домой. До самого освобождения он ни разу не видел их вместе.
Переведённые фотографии из «Нью-Йорк Таймс» художник дополнил ручной графикой
Сам процесс отправки был связан с определёнными рисками, потому что, строго говоря, по правилам тюрьмы такого рода посылки считались контрабандой. Краймсу помогало то, что во внутренний тюремной иерархии художники пользовались неожиданно высоким статусом. К тому же, он начал вести художественный кружок для тех товарищей по несчастью, которые не попали в другие образовательные программы, что положительно сказалось на его отношениях с персоналом тюрьмы.
Пастельная палитра и апатичная мечтательность женских фигур контрастирует со сценами жестокости и насилия
Название «Apokaluptein: 16389067» состоит из греческого слова, означающего «открывать» или «разоблачать» и тюремного идентификационного номера Крайста. На символическом уровне оно сочетает в себе идею снятия «покровов» (представленных простынями) с тюремной системы и личного апокалипсиса, который переживают заключённые, лишённые права считаться полноценной личностью.
«Apokaluptein: 16389067» Джесси Краймса (Jesse Krimes)
Крайст просидел в тюрьме больше пяти лет, но и гораздо менее длительного пребывания достаточно, чтобы серьёзно повлиять на мировосприятие, особенно для художника. Среди работ, в которых материализовался подобный опыт — шесть инсталляций, в которых китайский художник Аи Вейвей рассказывает историю своего трёхмесячного заключения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: