Экономические кризисы, международные конфликты, войны и эпидемии – что может притягивать больше внимания, чем эти неприятные и исключительно важные для человечества события? Вопрос этот возник не сейчас, и когда-то, в действительно сложные времена, у фотографа Энсела Адамса нашелся свой ответ. Правильный он или нет – решать каждому для себя, но этот человек вписал свое имя в историю, а еще – в сердца миллионов простых людей, почитателей его таланта.
Как увлечение непоседливого мальчишки превратилось в призвание
Черно-белый формат фотографии не мешает видеть пейзажи Адамса во всем их великолепии
Его произведения почти всегда оставались черно-белыми – даже в те времена, когда была распространена традиция раскрашивать отпечатанные снимки, даже тогда, когда изобрели цветную фотографию. И сейчас, когда речь идет о самых любимых и уважаемых американских фотографах, имя Энсела Адамса вспоминают в числе первых.
Он родился в 1902 году – тогда фотографию вообще еще не считали за искусство. Дед по отцовской линии владел успешным бизнесом, связанным с лесопереработкой, и впоследствии Энсел осуждал деятельность семьи – из-за того, что под топор бывали пущены редкие и ценные виды деревьев.
Фотография 1935 г.
Детство Энсела прошло в Сан-Франциско, там же он получил травму, последствия которой «украшали» его лицо всю жизнь – во время землетрясения ударился о стену забора и сломал нос. Когда мальчику было пять, семья переехала в дом на побережье – в дом с великолепными видами. Природу Адамс любил с детства. Непоседливый, гиперактивный, неусидчивый, он доставлял много неприятностей родителям и учителям, зато находил покой во время прогулок, в которых мальчика никогда не ограничивали. С матерью Энсел общался не особенно много, зато с отцом их сблизило общее увлечение: оба интересовались астрономией и много времени проводили за телескопом. Философия семьи, к которой приучали мальчика, предписывала вести жизнь скромную и неприхотливую, не забывать об ответственности перед миром и другими людьми.
Вдохновением для фотографа служили виды национального парка Йосемити
Именно отец подарил Энселу его первую фотокамеру, он же забрал сына из школы на домашнее обучение, поскольку школьный режим совершенно не давался Адамсу-младшему. Оказалось, что в этих условиях мальчику проще себя проявить, он смог выучить языки и серьезно увлекся музыкой. Кстати, соседом, что вдохновил Энсела на занятия фортепиано, был шестнадцатилетний тогда и знаменитый впоследствии Генри Коуэлл. Несколько лет Адамс разрывался между двумя главными увлечениями – музыкой и фотографией.
Фотограф и основатель нового стиля в искусстве создания фотоснимков
Водопад в Неваде. Фото 1947 года
Одним из самых сильных впечатлений, полученных Адамсом в детстве, было посещение национального парка Йосемити, который славится своими живописными ландшафтами. По времени это совпало с первыми фотоэкспериментами. Адамс стал много времени проводить в фотолаборатории, изучать технику съемки, читать специализированные журналы, посещать собрания в фотоклубе.
В семнадцать лет Энсел Адамс вступил в клуб «Сьерра», который объединял защитников памятников природы. В качестве материалов клубом использовались и фотографии Адамса. Сам же он освоил дополнительные полезные навыки – например, скалолазания. Вообще, одной из основных черт Энсела Адамса стала его способность постоянно учиться новому, приобретать новые умения.
В тридцатые годы прошлого века Энсел Адамс уже был известным фотографом
Количество работ увеличивалось, и в 1927 году Адамсу удалось создать первое портфолио, которое имело успех. В начале тридцатых фотографии Энсела выставлялись в Смитсоновском институте, была организована и его первая персональная выставка. Пришлось вникать в тонкости печати – чтобы мастерство фотографа не находилось в зависимости от небрежной печати. В 1933 году Адамс открыл свою собственную галерею в Сан-Франциско.
Листья в национальном парке Глейшер
Он был в числе тех, кто создал знаменитую «Группу F/64» - объединение фотографов, которые стремились новые возможности этого вида изобразительного искусства. Дело в том, что в те годы фотография ориентировалась главным образом на живопись и графику, в моде был рассеянный свет, мягкий фокус – все, что приближало фотоснимок к картине в импрессионистском стиле. Группа F/64 утверждала новые принципы. Целью фотографа должен был стать четкий и правдивый снимок, «честный» и чистый. Отсюда и название – так обозначалось самое крайнее в те времена значение диафрагмы, обеспечивающее максимальную резкость.
Энсел Адамс – эколог и защитник природы
Вечер на озере Макдональд, 1942 год.
Основной «моделью» Адамса по-прежнему оставалась природа – прежде всего национальные парки, леса, горные хребты и долины, озера и водопады. Каким-то удивительным образом эта работа сочеталась с событиями, которые происходили в мире и в жизни самого Энсела. Он фотографировал для Правительства США, создал резонансный фотоочерк о японцах, лояльных к американскому режиму.
После войны Адамс основал первый в США факультет фотографического искусства в Калифорнии. Он постоянно стремился передавать новым поколениям фотографов секреты своего мастерства и наработки, полученные за годы экспериментов, писал и выпускал книги, включая знаменитую трилогию «Камера», «Негатив» и «Отпечаток». Фактически именно Адамс сделал фотографию видом изобразительного искусства. Он знаменит и тем, что всегда по максимуму использовал оборудование, которое было в его распоряжении, извлекал лучшее из довольно скромных – если судить из двадцать первого века – возможностей фотографа прошлых десятилетий.
Энсел Адамс за работой
Среди работ Энсела Адамса было немало выполненных в цвете, но основным приемом творческого самовыражения он все же считал черно-белые снимки, считая, что цвета ограничивают возможности мастера. До настоящего времени дошло большое количество негативов и отпечатанных фотографий Адамса, включая и портреты, и индустриальные пейзажи, и изображения разных объектов, а все-таки известен он прежде всего как пейзажный фотограф.
Портрет Джойс Юки Накамура
К тому же, Адамс был настолько же художником, насколько и защитником окружающей среды. Именно он одним из первых привлек внимание к богатствам национальных парков, показал, какими сокровищами располагает человечество, и многие из знаменитых черно-белых пейзажей этого мастера и сейчас пытаются повторить туристы и фотографы-любители.
Смещение фокуса с общественных катаклизмов на величественные красоты бескрайних пейзажей оказалось оцененным по достоинству, да и нетипичный объект для съемки – пейзажи – вызвал интерес, как к самим фотографиям, так и к памятникам природы.
Хребет Титон и река Снейк
Не случайно поэтому одна из работ Адамса – фотография «Хребет Титон и река Снейк» - оказалась в числе шестнадцати, отобранных для занесения на золотую пластинку космического корабля «Вояджер», чтобы стать частью послания внеземным цивилизациям.
А Энсел Адамс, помимо прочего, еще и консультировал создателей камеры «Полароид» - ставшей еще одним привлекательным инструментом для художника-фотографа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: