У древних греков существовал ряд ритуалов, связанных с войной и сражениями. Среди них особое место занимают особые военные танцы, из которых древнейшим и наиболее знаменитым из задокументированных, безусловно, является пиррихий (πυρρίχιος, пирров танец). В чём же главный секрет этого ритуального танца, который делал легендарных воинов-спартанцев столь непобедимыми в бою?
Откуда взялся пирров танец
Это был военный танец, вероятно, дорийского происхождения, который прославлял храбрость и мастерство на поле боя. Использовали его в основном как некую форму подготовки к сражениям. Танцоры всегда были в полном боевом снаряжении. Более всего этот танец прижился в Спарте. Там этому искусству обучали детей с пятилетнего возраста. Также пиррихий практиковали в Афинах и ещё в некоторых городах греческого мира.
Пирров танец, картина Лоуренса Альма-Тадемы (1869). / Фото: Wikimedia Commons
По поводу происхождения ритуального военного танца существует три версии. Все они берут свои корни в древнегреческих мифах. Согласно одной из них, когда Зевс был ещё младенцем, куреты танцевали вокруг маленького бога, производя большой шум своим оружием и щитами, чтобы помешать Кроносу, который пожирал своих детей, услышать крик младенца.
Куреты танцуют со своим оружием и щитами вокруг младенца Зевса, иллюстрация Вильгельма Генриха Рошера (1890 г.). / Фото: Wikimedia Commons
Вторая версия гласит, что во время погребения царя Кизика самые молодые из аргонавтов, следуя указанию Орфея, танцевали вооружёнными. Они составили аккуратный строй и так активно размахивали своими щитами и мечами, что заглушали погребальный плач по монарху.
Статуя царя Спарты Леонида. / Фото: russian7.ru
Согласно, третьей легенде, во время осады Трои Ахиллес танцевал пирров танец на деревянном помосте, прежде чем предать тело Патрокла погребальному огню. Также и Пирр, сын Ахилла, танцевал этот танец под стенами Трои, празднуя смерть Эврипила.
В своих трудах этот ритуальный танец описывали такие древнегреческие историки и философы, как: Платон, Страбон, Ксенофонт. Платон описывает его, как имитацию боя, включающую защитные и наступательные движения, с использованием всевозможного оружия.
В чём секрет пиррихия
Карта древнегреческих государств. / Фото: wikipedia.org
Военный танец отличается от мирного и по праву носит название пирров. Он имитирует способы уклонения от ударов мечом и стрел путём падения или уступки, или прыжка в сторону. Также танец включает и имитацию нападения. Страбон приписывает изобретение пиррихия Фалесу Критскому, музыканту и лирику, который познакомил с ним спартанцев. Фалес был родом с острова Крит, получил приглашение от спартанского законодателя Ликурга поселиться в его городе.
Основание с посвящением статуе (утерянной) победителей пиррова танца около 375 г. до н.э. в Национальном археологическом музее Афин. / Фото: Wikimedia Commons
Однако сами спартанцы считали, что танец создали Диоскуры, Кастор и Поллукс, братья-близнецы мифической Елены, развязавшей Троянскую войну. Лукиан считал, что именно Неоптолем, сын Ахилла, которого за светлые волосы прозвали Пирром, придумал этот вид танца.
Интересно, что этот танец исполняли и женщины. В Спарте было принято, чтобы они его танцевали обнажёнными. Афиней Навкратийский, писавший в начале III века нашей эры, утверждает, что в его время пирров танец практиковался только в Спарте, а в остальной Греции от него отказались. Спартанцы же активно практиковали его и обучали ему своих детей. Именно в этом и кроется его секрет. Танец был своего рода воинской подготовкой, а обучали ему детей с 5 лет. С такого юного возраста дети постигали искусство ведения войны.
Как ритуальный танец превратился в фарс
Сегодня этот танец более мирный. В таком виде он дошёл до наших дней. В эпоху Римской империи пирров танец стал своего рода драматическим балетом, исполняемым мужчинами и женщинами. Он был во всём похож на римские пантомимы, которые представляли в основном мифологические темы. Для представления нанимали профессиональных танцоров.
Пирров танец на рельефе первой половины I века до нашей эры, в музеях Ватикана. / Фото: Wikimedia Commons
Пиррихий превратился со временем в фарс, став пародией на те героические и торжественные образы, которые представляли спартанцы. В танце высмеивались традиционные боевые движения греков. Те представляли пиррихий как военный марш, наполненный твёрдыми и в то же время элегантными движениями, демонстрируя полное хладнокровие и идеальное владение пространством. Пирров танец оставил свой след в греческой культуре на протяжении веков. Лорд Байрон упоминает об этом в своём стихотворении «Греческие острова», восхваляя его способность укреплять души и сердца.
Сегодня именно понтийские греки сохранили традицию пиррова танца, хотя и в более мирной форме, без доспехов и оружия. Эту версию можно было увидеть на церемонии закрытия Олимпийских игр в Афинах в 2004 году.
Легендарное государство Спарта во многом было особенным, например, в своих гастрономических предпочтениях. Прочтите в другой нашей статье об этом подробнее и узнайте, в чём секрет легендарной чёрной похлёбки - кушанья спартанцев, которое делало их непобедимыми.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: