Не только Жанна д'Арк: рыцарь-дева, гайдучка, российская адмирал и другие героини-воительницы прошлого
Когда вспоминают о воительницах прошлого, обычно называют два имени — Жанна д’Арк и Надежда Дурова. Однако в европейскую военную историю вошло немало других женских имён. Одни из них принадлежат национальным героиням, другие — курьёзам своего времени. Первые, конечно, интереснее.
Суровые горянки
Один из любимых персонажей шотландцев в родной истории — Чёрная Агнес, графиня Данбар. В войне за освобождение Шотландии от англичан муж Агнес стоял на стороне Шотландии. Понятное дело, он не сидел дома, а вместе с войском бегал по горам и сражался. Агнес в это время оставалась в замке со слугами и небольшим количеством охраны. Когда к замку подошло крупной английское войско и графине предложили сдаться, логично было бы ожидать смирения. Но Агнес заявила: «Я буду хранить мой дом, пока он хранит меня» и взялась руководить обороной.
Англичане обстреляли замок из катапульт. Когда обстрел закончился, Агнес со своими служанками, как ни в чём не бывало, вышла на стены замка. Громко насмехаясь над поросятами-англичанами, они демонстративно смахивали со стен тряпками пыль и каменную крошку. Тем временем мужчины подбирали во дворе ядра и куски камней. Вдоволь налюбовавшись Агнес, командующий англичан приказал ввести в бой осадную башню. Но защитники сбросили на башню собранные камни и ядра, разбив её в щепу.
Прозвище графини Данбар очень прозаично: она была темноволоса.
Последней надеждой англичан была осада. Они думали, что голод заставит обитателей сдаться. Но или закрома у замка были очень уж полны, или где-то был тайный проход — шотландцы не сдавались. Через пять месяцев англичане ушли ни с чем. Осада замка Данбар оторвала от сражений несколько тысяч английских солдат почти на полгода и встала английской казне в 6000 фунтов.
Неудивительно, что шотландцы так оживились, когда археологи заявили, что, возможно, обнаружили остатки Агнес. На деле они нашли убитую в бою женщину, которая жила во времена Агнес. Женщина обладала развитой мускулатурой и, видимо, сражалась регулярно. Но на самом деле неизвестно, умерла ли Агнес в бою. Во времена войны, героиней которой она была, командовали солдатами и сражались лично ещё несколько женщин, например, противницы Агнес Христиана и Мэри Брюс и графиня Изобель Бучанская — шотландки, принявшие сторону англичан.
Греческие амазонки
Национальным героиням греческого восстания против власти турков, произошедшего в девятнадцатом веке, греки посвятили немало песен и поставили памятники. Это адмирал Ласкарина Бубулина, генерал Манто Маврогенус и капитан Домна Висвизи.
Памятник Домне Висвизи и её мужу.
Домна родилась в богатой семье в 1784 году, в девятнадцать лет вышла замуж за судовладельца Висвизиса и к началу Греческой революции — восстания против греков — уже была матерью пятерых детей. Висвизисы сразу присоединились к повстанцам. Они вооружили свой самый большой корабль, «Каломиру». Однако очаги восстания были быстро подавлены, и Висвизисы, погрузив на корабль детей и имущество, стали вести бродячий образ жизни, бороздя морские волны и нападая на турецкие судна. Корабль-дом принял участие во многих сражениях. В одном из них муж Домны погиб. Домна ещё почти два года участвовала в военных действиях как капитан. Затем деньги закончились, и Домна передала корабль греческим властям. Памятник Домне стоит в Александруполисе, городе на границе с Турцией.
Манто Маврогенус, женщина с самой необычной целью диеты.
Манто Маврогенус родилась в богатой купеческой семье. Родилась она в Триесте, но в подростковом возрасте переехала с семьёй на греческий остров Парос. С началом освободительной войны она сразу примкнула к повстанцам. Ей хватало денег, чтобы снарядить небольшой флот, который она могла бы возглавить, но последнему машал вес Манто — она была очень полной женщиной. Снарядив два корабля и передав их повстанческой армии, Маврогенус села на диету. Всего за год её вес уменьшился втрое. После этого она вооружила ещё несколько кораблей и возглавила свою личную флотилию.
С её помощью был освобождён остров Миконос. Когда личные средства, на которые она покупала припасы и снаряжение, закончились, Манто отправилась в Париж. Там она убеждала француженок жертвовать деньги греческим войскам. После окончания войны ей было присвоено звание генерал-лейтенант. Памятники ей стоят в Афинах и Хоре, а портрет Манто некоторое время украшал собой монету в две драхмы.
Ласкарина Бубулина, женщина и адмирал.
Ласкарина родилась в турецкой тюрьме, в семье греческого повстанца. После смерти отца турки отпустили их с матерью. Ласкарина вышла замуж за Димитриоса Бубулиса и после его смерти в сражении с алжирскими пиратами получила большое наследство. На эти деньги она снарядила флот, содержала целую армию постанцев, закупала еди и оружие для подпольщиков.
В 1821 году Ласкарина руководила штурмом цитадели Паламиди. Вероятно, она руководила и некоторыми другими операциями на море. За военные заслуги русский император Александр I присвоил ей звание адмирала Российского флота и одарил монгольским мечом. Получается, она была первой российской женщиной-адмиралом! В Греции её портрет несколько раз украшал монету в 1 драхму.
Известно, однако, что ещё в 1787 году Потёмкин в разговоре с Екатериной II восхвалял отвагу греческих женщин, бок о бок со своими мужьями сражавшихся с турками. Правда, амазонская рота, которую он показывал царице в Крыму, состояла из местных жён греческих офицеров, которые в боях не участвовали.
Отчаянные всадницы
В восемнадцатом и девятнадцатом веках можно найти целый ряд имён женщин, которые принимали участие в боевых действиях, выдавая себя за мужчин. Но только две из них — если не считать Дурову, конечно — считаются национальными героинями.
Прусский гусар времён войны с Наполеоном.
Элеонора Прохазка выросла в детском военном приюте. Отец отдал её туда после смерти матери. Став девушкой, в этой же приюте Элеонора работала прислугой. Во время освободительной войны против Наполеона Элеонора под именем Августа Ренца вступила добровольцем в «корпус свободы». Эти войска действовали в тылу у французов.
Начав со службы в оркестре, вскоре Элеонора добилась перевода в кавалерию. Как мужчина она прослужила несколько месяцев, пока в одном из боёв, пытаясь вытащить раненого товарища, она не получила ранение сама. Фронтовые лекари открыли её пол. Прохазку отправили в госпиталь, и через три недели она там скончалась. Для пруссов Элеонора была символом как борьбы за свободу, так и настоящего боевого товарищества.
Болгарка по имени Сирма с детства помогала партизанам в борьбе против турков, умела скакать верхом и стрелять. После того, как её село сожгли дотла, она переоделась юношей и тайно от семьи пошла на местную сходку гайдуков. Её приняли в отряд и выбрали командующей, как самого молодого и, следовательно, ни с кем не повязанного бойца.
Сирма возглавляла дружину больше двадцати лет, пока её пол не открылся. После этого гайдуки её покинули, а сама она вышла замуж за одного из давних соратников. Несмотря на пренебрежение при жизни, сейчас болгары вспоминают её не иначе, как Сирму Воеводу.
Эмилия Плятер во главе вооружённых крестьян. Картина Яна Богумила Розена.
А вот Эмилии Плятер не пришлось скрывать свой пол. И, в отличие от Элеоноры и Сирмы, в круг её интересов война с детства не входила. Правда, биографии воительниц её саму увлекали. Она с большим удовольствием училась верховой езде и стрельбе. Но прежде всего Эмилия была фольклористкой, она с увлечением собирала белорусские народные песни, разучивала их и писала стилизованные под них стихи. Когда Эмилия узнала о начале восстания в Варшаве против российской власти, она стала призывать родственников и знакомых присоединиться к нему и даже предъявила им разработанный лично план захвата местной крепости.
Энергичность девушки вдохновила местных дворян. По старому обычаю они приняли её в рыцари-девы. Эмилия собрала вооружённый отряд. Под её началом отряд успешно участвовал в нескольких боях. После поражения польских войск она от огорчения, а также усталости и долгой бессоницы заболела и через месяц мучений умерла. На момент смерти она дослужилась до звания капитана. Сейчас её считают национальной героиней сразу три страны: Беларусь, Литва и Польша.
В Азии тоже есть свои героини. Например, девушка-султан Разия стала первой и единственной женщиной, которая взошла на престол Делийского султаната, и притом сама возглавляла свои войска в битвах.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: