Даже в затянувшемся пандемическом вакууме, когда, кажется, всё искусство ушло в долговременную спячку — Петербург всё ещё может удивить не только новыми лицами, но и неожиданными творческими открытиями. Тут помогает, конечно, технология. И речь не об онлайне, куда, кажется, скрылось всё, что могло вместиться в интернет. Нет, живой контакт со зрителем (со времён незапамятных и по сей день) остаётся незаменимым для некоторых видов творчества — даже если они опираются на новые инструменты.
Одним из новых необычных жанров, прочно завязанных на технологические достижения, стало световое шоу. Оно появилось как ответвление огненного танцевального искусства — но уже вовсю завоёвывает статус самостоятельного направления, сочетая в себе танец и световые иллюзии.
Приятно отметить, что Петербург может похвастаться своими звездами в этом жанре. Такое происходит не в первый раз. При Петре I молодая столица тоже стала центром нового развлечения — огненной потехи, фейерверка. А сегодня, можно сказать, здесь вспыхивают живые фейерверки в цифровой оболочке. В Петербурге это — Stigma show, Prana group, Aurum show, Moon Light и другие команды, освещающие культурную жизнь под нашим пасмурным небом.
Несколько особняком стоит ещё одно питерское созвездие — коллектив Show Jokers под руководством Регины Шиллер. Джокеры буквально засветились в культурном поле города: труппа активно участвует в культурной жизни Петербурга, выступая на множестве фестивалей, концертов и мультимедийных спектаклей. А зрители, естественно, с удовольствием снимают их на свои смартфоны и планшеты, таким образом включаясь в эту электронную игру, так сказать — подхватывая эстафету.
Их известность началась с яркого выступления на Ночи Пожирателей Рекламы в 2017-м году. Публика тепло приняла исполнителей, напоминающих то ли отряд пришельцев, то ли светящиеся образы из мистических грез духовидцев. С тех пор Джокеры завоевывают крупные площадки, их выступления украшают множество важных мероприятий: международные спортивные турниры, музыкальные премии, культурные фестивали. Команда выступает вместе со звездами отечественной и зарубежной эстрады, участвует в мероприятиях Радио Рекорд, с 2018-го года выходит на сцену БКЗ “Октябрьский”. А в 2020-м, взяв под свое крыло новых танцоров и назвавшись SKP-show, Show Jokers получили награду за лучшее световое шоу на международном фестивале огня “Рождественская Звезда”.
В общем, послужной список собрался уже достаточно внушительный — и это за сравнительно небольшой период. Наверное, дело в подходе. Больше всего распространены в мире шоу, в которых используются неоновые костюмы, далеко не такие яркие. Для полноценной демонстрации им необходим “черный кабинет” — сцена, затянутая чёрной тканью, не отражающей свет.
У Show Jokers облачения полностью покрыты светодиодами, которые гораздо ярче неона. И возможности светодиодов куда богаче. По сути, эти костюмы — экраны, на которых могут появляться символы или картинки, причём даже анимированные. Да и сами образы, которые придумывает Регина Шиллер для каждой новой программы — совершенно разные. Это не просто, как обычно, темные силуэты с лампочками. Тут встречаются и рыцари, и дамы в платьях, и разные другие персонажи.
С другой стороны, в неоновых шоу костюмы более гибкие и лёгкие, что позволяет артистам активней двигаться, включать в программу акробатические номера или движения из хип-хопа. А нагруженные диодами костюмы довольно уязвимы к повреждениям, тяжелее, двигаться в них сложней. Хореография у Show Jokers поэтому более камерная, скорее театральная. Однако такое ограничение не мешает (а может, в чём-то и помогает) Регине выстраивать представление максимально эстетично. На это же работают и реквизит, сложные конструкции, появляющиеся на сцене, дымовые завесы, на которых отражается и блестит свет. Это уже не просто танец и акробатика, на которые наложены разные видеоэффекты. У Show Jokers во главе всего — картина в целом. Идея. Причём всякий раз — новая, которая неожиданно выскакивает, как джокер из колоды. Тут само их имя — “Джокеры”, то есть шутники — указывает на трикстерскую, изменчивую натуру представления. Никогда не угадаешь, что они выкинут в следующий раз.
Любое их выступление, в сущности — мини-спектакль. В каждом новом — меняются все компоненты: и хореография, и цветовая гамма, и спецэффекты, и сценарий. На одном представлении публика видит, как роботически танцующие артисты телепортируются в пространстве с места на место — такую иллюзию создают зажигающиеся и гаснущие костюмы-экраны. В другой раз — перед вами величественные зеркальные гиганты, исполняющие классические па вокруг светодиодной вращающейся конструкции; или ритмично пульсируют геометрические световые фигуры. На следующем шоу у артистов — светящиеся веера, из которых складывается то огромная бабочка, то цветок. Есть место и менее абстрактным работам: в белоснежном перфомансе Time живут романтика и сказка для всех возрастов, фактически — такое световое фэнтези. На каждом новом представлении не знаешь, какое тебя ожидает новое технологическое чудо: тут и криогенные пушки, выстреливающие потоком дыма, тут и ездоки на гироскутерах. Или артисты внезапно выстраиваются в ряд и составляют из своих видео-тел — единый экран с изображением огненных крыльев. Эти насыщенные идеями и образами визуальные притчи, генерируют эмоции в зрителях так же, как батарейки генерируют свет в костюмах артистов. И всякий раз новый миф создаётся при помощи почти киберпанковского слияния человеческой тренированной плоти и технологических возможностей. В этом — новизна Show Jokers. На их примере становится ясно: у световых шоу есть все шансы из чисто вспомогательного развлечения на мероприятиях превратиться в самостоятельный, полноценный театральный жанр.
У всякой магии — свои ограничения. По понятным причинам световые шоу можно увидеть главным образом в тёмное время суток. Поэтому в период петербургских белых ночей Show Jokers и другие артисты этого жанра выступают в основном на закрытых площадках. Эпидемия коронавируса (надо надеяться) рано или поздно придёт к своему концу, ограничения будут сняты, и мы сможем увидеть это яркое шоу на Фестивале уличного искусства и культуры, ежегодно проходящем в Петербурге.
Матвей ПИРОГОВ
Одним из новых необычных жанров, прочно завязанных на технологические достижения, стало световое шоу. Оно появилось как ответвление огненного танцевального искусства — но уже вовсю завоёвывает статус самостоятельного направления, сочетая в себе танец и световые иллюзии.
Приятно отметить, что Петербург может похвастаться своими звездами в этом жанре. Такое происходит не в первый раз. При Петре I молодая столица тоже стала центром нового развлечения — огненной потехи, фейерверка. А сегодня, можно сказать, здесь вспыхивают живые фейерверки в цифровой оболочке. В Петербурге это — Stigma show, Prana group, Aurum show, Moon Light и другие команды, освещающие культурную жизнь под нашим пасмурным небом.
Несколько особняком стоит ещё одно питерское созвездие — коллектив Show Jokers под руководством Регины Шиллер. Джокеры буквально засветились в культурном поле города: труппа активно участвует в культурной жизни Петербурга, выступая на множестве фестивалей, концертов и мультимедийных спектаклей. А зрители, естественно, с удовольствием снимают их на свои смартфоны и планшеты, таким образом включаясь в эту электронную игру, так сказать — подхватывая эстафету.
Их известность началась с яркого выступления на Ночи Пожирателей Рекламы в 2017-м году. Публика тепло приняла исполнителей, напоминающих то ли отряд пришельцев, то ли светящиеся образы из мистических грез духовидцев. С тех пор Джокеры завоевывают крупные площадки, их выступления украшают множество важных мероприятий: международные спортивные турниры, музыкальные премии, культурные фестивали. Команда выступает вместе со звездами отечественной и зарубежной эстрады, участвует в мероприятиях Радио Рекорд, с 2018-го года выходит на сцену БКЗ “Октябрьский”. А в 2020-м, взяв под свое крыло новых танцоров и назвавшись SKP-show, Show Jokers получили награду за лучшее световое шоу на международном фестивале огня “Рождественская Звезда”.
В общем, послужной список собрался уже достаточно внушительный — и это за сравнительно небольшой период. Наверное, дело в подходе. Больше всего распространены в мире шоу, в которых используются неоновые костюмы, далеко не такие яркие. Для полноценной демонстрации им необходим “черный кабинет” — сцена, затянутая чёрной тканью, не отражающей свет.
У Show Jokers облачения полностью покрыты светодиодами, которые гораздо ярче неона. И возможности светодиодов куда богаче. По сути, эти костюмы — экраны, на которых могут появляться символы или картинки, причём даже анимированные. Да и сами образы, которые придумывает Регина Шиллер для каждой новой программы — совершенно разные. Это не просто, как обычно, темные силуэты с лампочками. Тут встречаются и рыцари, и дамы в платьях, и разные другие персонажи.
С другой стороны, в неоновых шоу костюмы более гибкие и лёгкие, что позволяет артистам активней двигаться, включать в программу акробатические номера или движения из хип-хопа. А нагруженные диодами костюмы довольно уязвимы к повреждениям, тяжелее, двигаться в них сложней. Хореография у Show Jokers поэтому более камерная, скорее театральная. Однако такое ограничение не мешает (а может, в чём-то и помогает) Регине выстраивать представление максимально эстетично. На это же работают и реквизит, сложные конструкции, появляющиеся на сцене, дымовые завесы, на которых отражается и блестит свет. Это уже не просто танец и акробатика, на которые наложены разные видеоэффекты. У Show Jokers во главе всего — картина в целом. Идея. Причём всякий раз — новая, которая неожиданно выскакивает, как джокер из колоды. Тут само их имя — “Джокеры”, то есть шутники — указывает на трикстерскую, изменчивую натуру представления. Никогда не угадаешь, что они выкинут в следующий раз.
Любое их выступление, в сущности — мини-спектакль. В каждом новом — меняются все компоненты: и хореография, и цветовая гамма, и спецэффекты, и сценарий. На одном представлении публика видит, как роботически танцующие артисты телепортируются в пространстве с места на место — такую иллюзию создают зажигающиеся и гаснущие костюмы-экраны. В другой раз — перед вами величественные зеркальные гиганты, исполняющие классические па вокруг светодиодной вращающейся конструкции; или ритмично пульсируют геометрические световые фигуры. На следующем шоу у артистов — светящиеся веера, из которых складывается то огромная бабочка, то цветок. Есть место и менее абстрактным работам: в белоснежном перфомансе Time живут романтика и сказка для всех возрастов, фактически — такое световое фэнтези. На каждом новом представлении не знаешь, какое тебя ожидает новое технологическое чудо: тут и криогенные пушки, выстреливающие потоком дыма, тут и ездоки на гироскутерах. Или артисты внезапно выстраиваются в ряд и составляют из своих видео-тел — единый экран с изображением огненных крыльев. Эти насыщенные идеями и образами визуальные притчи, генерируют эмоции в зрителях так же, как батарейки генерируют свет в костюмах артистов. И всякий раз новый миф создаётся при помощи почти киберпанковского слияния человеческой тренированной плоти и технологических возможностей. В этом — новизна Show Jokers. На их примере становится ясно: у световых шоу есть все шансы из чисто вспомогательного развлечения на мероприятиях превратиться в самостоятельный, полноценный театральный жанр.
У всякой магии — свои ограничения. По понятным причинам световые шоу можно увидеть главным образом в тёмное время суток. Поэтому в период петербургских белых ночей Show Jokers и другие артисты этого жанра выступают в основном на закрытых площадках. Эпидемия коронавируса (надо надеяться) рано или поздно придёт к своему концу, ограничения будут сняты, и мы сможем увидеть это яркое шоу на Фестивале уличного искусства и культуры, ежегодно проходящем в Петербурге.
Матвей ПИРОГОВ
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: