Причем несмотря на то, что ему удалось стать баснословно богатым, он сохранил человечность, а деньги и власть не испортили его характер. Будущий ювелирных дел мастер родился в семье крепостного крестьянина, принадлежащего князю Волконскому в 1830 году. Дальнейшая его жизнь похожа на череду удачных стечений обстоятельств. Князь заметил в мальчике талант, поскольку с самого детства Павел любил рисовать и делал это мастерски.
У князя видимо были свои планы на талантливого мальчишку, но его, как только ему исполняется 12 лет, отправляют учиться в Москву. Направление было выбрано весьма прагматично – ювелирное дело. Спустя пять лет он возвращается обратно, уже имея специальность и начинает работать.
Клеймо ювелира: / Фото: www.mediashm.ru
В 1851 году, то есть в 20 с небольшим, он основывает собственную фабрику. Учитывая, что он был крепостным и не имел вольной, то это кажется чем-то фантастическим. Но за три года работы на князя он сумел заработать столько, что получил вольную в подарок и стал свободным человеком. В дальнейшем он работал уже на самого себя.
Вольную он получает в 1950 году и уже в следующем году является обладателем своей мастерской, спустя три года она перерастает на уровень фабрики, в 1857 году оборот фабрики Овчинникова составляет 2 млн рублей. В 1865 году он уже поставляет драгоценности и сервизы для Императорского дворца. Последнее означает, что он становится мастером своего дела самого высокого класса, чьи творения заслуживают внимания царской семьи.
В 35 лет его состояние составляло 3,5 млн рублей, в пересчете на современные деньги это больше пяти миллиардов.
Везунчик Павел
Князь Петр Волконский. / Фото: www.liveinternet.ru
Если в чем-то ювелиру и не повезло в жизни, так это лишь в том, что он родился в семье крестьянина. Однако во всем остальном ему постоянно сопутствовала удача, что не отменяет того факта, что он всегда умел правильно воспользоваться подарками судьбы. Иначе он бы не смог стать свободным, учитывая, что родился он за 30 лет до отмены крепостного права. Однако тот факт, что вся его семья принадлежала князьям Волконским – сначала Петру Михайловичу, а затем Дмитрию Петровичу, можно назвать весьма большой удачей. Князья отличались спокойным нравом и добрым и даже чутким отношением к своим крепостным.
Иначе стал бы обращать внимание князь на таланты какого-то крепостного мальчика? Однако он с самого детства прибился ближе к князьям, поскольку был смышлёным и расторопным, он быстро понимал поручения и четко их исполнял. К тому же, имел художественные способности, что тоже не осталось незамеченным. Но и Павел все возложенные на него надежды оправдывал – учился он с усердием и уже совсем скоро стал преуспевающим мастером. И тут ему снова везет – князья даруют ему свободу за все его таланты и усердие. А могли вполне и дальше использовать таланты своего крепостного для своего же обогащения, к тому же обучившегося за их же счет. Великодушие? Или снова катастрофическое везение Овчинникова?
Позолотное отделение фабрики. / Фото: www.fishki.net
Однако получить вольную, даже имея образование еще вовсе не было гарантом успеха. Откуда же у бывшего крепостного, деньги на открытие мастерской? С согласия новоиспеченной жены именно на открытие собственного дела он и пустил все ее приданное. Как показал дальнейший финансовый прирост его начинания это был весьма верный стратегический шаг, который обеспечил безбедное существование всей семьи.
Фабрика Овчинникова
Фабрика бывшего крепостного занималась самыми разными видами ювелирного мастерства. Здесь и чеканили, и занимались гравировкой, и писали живописью по эмали, работали кузнецы, изготавливали золоченые предметы. В разное время здесь работало до 300 мастеров. Причем при фабрике были созданы специальные курсы, где занимались обучением мастеров. Овчинников первым открыл школу для детей при производстве.
Солонка производства фабрики Овчинникова. / Фото: www.rbth.ru
Учитывая, что производство уже было поставлено на поток и сам владелец фабрики уже был крайне состоятельным человеком, он мог бы, как и любой капиталист жить в свое удовольствие, соря деньгами. Но он, как никто другой понимал, что главный «капитал» любого предприятия – это мастера. Потому и старался создавать им достойные условия и труда и обеспечить высокую заработную плату. Возможно именно это и стало гарантом очередного «везения» Овчинникова? Ведь его фабрика скоро совсем лишилась конкурентов.
Тогда как рабочие его конкурентов были вынуждены работать в душных подвалах без окон, фабриканты Овичинникова были обеспечены куда более лучшими условиями, получали высокую заработную плату в 500-700 рублей. При этом, офицер армии получало около 80 рублей, а рабочий обычного завода и вовсе не больше 25 рублей. Для мастеров устраивались постоянные стажировки у ведущих зарубежных ювелиров. Кроме того, если у них вдруг случался творческий кризис, то они имели право взять оплачиваемый отпуск.
Уровень социальных услуг, гарантированных на фабрике ювелира удивляет даже по меркам современности. Например, им предоставлялись бесплатные горячие обеды, медицинское обслуживание, школа для детей, которым к тому же предоставлялось жилье.
Ювелир для императора
Александр Третий был высоким почитателем творчества ювелира. / Фото: www.life.ru
В 60-х годах фабрика становится очень известной, начинает участвовать во всемирных выставках и получает различные награды. К примеру, на всемирной выставке в Париже, в 1867 году мастера фабрики удостаиваются серебряной медали. После этого изделия фабрики становятся очень востребованными среди представителей знати и высшего сословия.
В конце 19 века мода на «русский стиль» распространилась повсеместно, Овчинников, тонко чувствующий любое изменение в своей сфере искусств, и сам становится законодателем мод. Будущий же император Александр III являлся поклонником этого направления и творчества Овчинникова. Когда же он получит императорский трон, то главным придворным ювелиром и становится вчерашний крепостной.
Более 40 лет его фабрика обеспечивает ювелирными изделиями императорский двор и является законодательницей мод ювелирного искусства. Именно Овчинниковым было возрождено рисование эмалью с русскими мотивами: птицами, кокошниками, куполами, как это было принято в народном ремесле. Привнес в ювелирное дело мотивы эскизов лучших художников того времени, в том числе и Васнецова.
Русский стиль стал узнаваемым стилем Овчинникова. / Фото: www.dr-web.ru
Благодаря Овчинникову же на царский стол вернулись давно забытые предметы – чарки, кубки, ларцы и все это на старинный, исконно русский манер. Для их изготовления часто использовалась филигрань. Оклады для книг и икон тоже выполнялись на фабрике с невероятно высоким уровнем мастерства. Овичинников же завозил в Россию украшения и предметы роскоши из-за рубежа, в том числе и от Карла Фаберже. Считается, что, почувствовав конкуренцию он и выдумал свои легендарные «яйца Фаберже».
Фабрика потратила меньше 10 лет для того чтобы стать всемирно известной и не иметь конкурентов в России. Ее изделия на мировых ярмарках всегда имели огромный успех. Но при этом, глава огромной успешной фабрики всегда оставался честным и открытым человеком, высоко ценившем своих работников и много жертвующим на благотворительность.
Увы, но человек столь интересной судьбы, прожил недолгую жизнь – его не стало в 57 лет. Все работники фабрики пришли проводить его в последний путь, как человека, которого они искренне уважали и ценили, так же, как и он их. Сыновей у ювелира было пятеро и все они продолжали дело отца. Однако события 1917 года привели к закрытию фабрики, но работы Овчинникова и его мастеров еще хранятся в музеях страны, как образцы высшего проявления ювелирного мастерства.
Увы, но после революции из России были вывезено огромное количество ценностей, в том числе и произведений ювелирного искусства. Так, русский след имеется даже в ювелирном доме британской империи, в частности несколько тиар, со съемными камнями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: