Владимир Маяковский в роли Хулигана.
Маяковский известен как бунтарь, «буревестник революции» и поэт-футурист, оставивший яркий след в литературе XX века. Кроме поэзии он ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Единственным фильмом с его участием, дошедшим до наших дней, является «Барышня и хулиган» - история, в которой юношеская любовь и социальная незащищенность сплетаются в поэтический рассказ о непокорном и трогательном бунтаре.
Фигура Маяковского – одна из самых ярких в российском искусстве первой трети 20-го века. Он успел оставить свой след не только в литературе, но и в кино. До нашего времени чудом сохранился (за исключением титров) немой фильм «Барышня и хулиган», в котором поэт исполнил главную роль Хулигана.
Стоит отметить, что Маяковский о молодом в то время кинематографическом искусстве высказывался с пафосом и категорично. В 1922 году он написал стихотворение «Кино и кино»:
Для вас кино — зрелище.
Для меня — почти миросозерцание.
Кино — проводник движения.
Кино — новатор литератур.
Кино — разрушитель эстетики.
Кино — бесстрашность.
Кино — спортсмен.
Кино — рассеиватель идей.
Но — кино болен.
Капитализм засыпал ему глаза золотом.
Ловкие предприниматели водят его за ручку по улицам.
Собирают деньги, шевеля сердце плаксивыми сюжетцами.
Этому должен быть конец.
Коммунизм должен отобрать кино у спекулятивных поводырей.
Футуризм должен выпарить мертвую водицу — медлительность и мораль.
Без этого мы будем иметь или привозную чечетку Америки, или сплошные «глаза со слезой» Мозжухиных.
Первое надоело.
Второе еще больше.
А злопыхателям, которые говорили «вот Маяковский, видите ли, поэт, так пусть он сидит на своей поэтической лавочке...», он парировал: «Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте, в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии. Если у меня есть понимание, что миллионы обслуживаются кино, то я хочу внедрить свои поэтические способности в кинематографию, и так как ремесло сценариста и поэта в основе своей имеет одну и ту же сущность, а я понимаю это дело, то я буду учить вас. Я один напишу двести сценариев...»
В марте 1918 г. Маяковский написал сценарий фильма «Не для денег родившийся» по роману Д. Лондона «Мартин Иден» и сам снялся в главной роли поэта Ивана Нова. В фильме участвовали также Д. Бурлюк, В. Каменский и Л. Гринкруг. В мае в кинотеатре «Модерн» (ныне «Метрополь») был устроен просмотр, на котором присутствовал А. Луначарский. Впоследствии фильм несколько лет шел во многих городах. Ни один экземпляр картины до сих пор не найден.
В мае 1918 г. Маяковский написал сценарий «Закованная фильмой», где в главных ролях снимались Л. Брик и сам поэт. Картина была закончена к середине июня. В 70-е годы было обнаружено несколько забракованных кусков из этого фильма.
Почти одновременно с выходом с этой картиной на экраны вышел и другой фильм с Маяковским в главной роли — «Барышня и хулиган», снятый без сценария, прямо по повести Э. Де Амичис «Учительница рабочих». Картина сохранилась. Приятного вам просмотра.
Специально для поклонников отечественной поэзии пост обожания Владимира Маяковского, оставившего огромный след в творчестве серебряного века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: