Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Малевич решил создать «Черный квадрат»? Может, он просто не умел писать? Или был величайшим мошенником, который всех обманул? И не придумывают ли искусствоведы смыслы там, где их нет, говоря, что «Черный квадрат» - это великое произведение, заключающее в себе всё и ничего одновременно? Ключом к пониманию фигуры Малевича и места его знаменитой работы в истории искусств является выставка 1919 года, которая откроет для вас этого художника с новой стороны.
«Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму»
Казимир Малевич, известный как основатель супрематизма и автор «Черного квадрата», в действительности имел за плечами классическое художественное образование. Его путь от привычной нам живописи, напоминающей картины передвижников, и до радикальных экспериментов с абстракцией представляет собой процесс поиска и трансформации, который доказывает, что его переход к супрематизму был результатом не случайных импульсов, а осознанного и обоснованного творческого шага.
В начале своего творчества он учился в Киевской школе рисования, создавая привычные нам пейзажи. Один из таких, на котором художник изобразил реку и лодку, был продан за 5 рублей, и никто до сих пор не знает, где это уникальное для истории искусства полотно находится теперь.
Какое-то время Казимиру Малевичу приходилось работать чертежником, но параллельно, словно ведя вторую жизнь, он занимался живописью и организовывал художественные встречи с соратниками. Несколько раз он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но кандидатура будущего гения постоянно отвергалась. Тогда Малевич, точно решивший связать свою жизнь с творчеством, стал посещать школу Федора Рерберга, где исследовал историю искусства.
Всего лишь несколько лет понадобилось Казимиру Малевичу, чтобы пройти путь от передвижнических полотен до супрематизма, и в это время он последовательно пробовал свои силы в каждой художественной концепции, словно проходя поэтапную эволюцию.
К. Малевич. Портрет ударника. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru
Его ранние картины, свидетельствующие о том, что художник вдохновлялся передвижниками, не сохранились. Поговаривают о том, что он их сжег. Однако о том, что Казимир Малевич безусловно мог писать полотна, напоминающие передвижнические, говорят его более поздние работы, например, портреты 1930-х годов. Хотя в них ощущается также и влияние импрессионистов и фовистов, может быть трудно поверить, что подобные картины создал автор «Черного квадрата».
В начале ХХ века Казимир Малевич всерьез, хотя и ненадолго, увлекается импрессионизмом. «Впервые я увидел светящиеся отражения голубого неба, написанные чистыми сочными тонами. После этого я стал импрессионистом», - пишет он о впечатлении, которое оставил в его душе Клон Моне. И тогда художник решается освоить новые способы восприятия цвета и света, характерные для импрессионистов. Они уделяли внимание передаче мимолетных световых эффектов, динамики природы и атмосферы момента, а не детализированному изображению объектов.
Малевич, в свою очередь, воспринял эти идеи, работая с яркими, насыщенными цветами и широкими мазками. Одной из картин этого периода является «Пейзаж с желтым домом». В первое мгновение нашему глазу трудно различить, какие именно предметы написал художник, однако затем мазки складываются в ясные очертания.
К. Малевич. Пейзаж с желтым домом. Фото: rusmuseumvrm.ru
Тогда же Малевич увлекается и пуантилизмом. Этот стиль в живописи характеризуется использованием маленьких точек или мазков чистого цвета вместо традиционного смешивания красок. Главная идея заключается в оптическом смешении цветов: когда зритель смотрит на картину с расстояния, отдельные точки сливаются в единое изображение. Этот метод позволяет точно передать световые эффекты, атмосферу и динамичность, особенно в пейзажах и портретах. Пуантилизм создаёт визуальную гармонию и требует внимания к деталям, чтобы раскрыть всю полноту композиции.
Затем в творчестве Казимира Малевича проявляются черты фовизма. Картины, созданные в этот период, отличаются яркими, контрастными цветами и эмоциональной экспрессией. Для создания портретов, которые еще сохраняют свои пропорции, характерны чистые, насыщенные цвета, которые передают эмоции, а не натуру. Основная цель фовизма — выразить внутреннее восприятие мира через цвет, а не форму. Среди таких картин, например, знаменитый автопортрет художника.
К. Малевич. Автопортрет. Фрагмент / Фото: histrf.ru
Вскоре этот интерес перерастает в неопримитивизм. Художники, работавшие в этом направлении, стремились вернуться к примитивным, народным и детским формам искусства. Неопримитивизм возник как реакция на сложность и избыточность традиционных художественных стилей. Для создания картин в этом стиле Малевич использовал упрощенные формы, абстрактные изображения и яркие, насыщенные цвета. В отличие от академической живописи, неопримитивизм акцентировал внимание на прямоте, искренности и наивности, вдохновляясь искусством народных культур, а также искусством детей и древности.
В 1910-е годы Малевич создает свою знаменитую первую крестьянскую серию. Пропорции фигур, которые пишет художник, специально искажены и просты, словно у их создателя не было представления об анатомии. В то же время чистые пятна цвета и отсутствие светотени продолжают связывать картины Малевича с фовизмом, а обратная перспектива, приглушенность цветов, как если бы полотна были написаны в технике фрески, и плоскостность композиции напоминают о древнерусской монументальной живописи.
К. Малевич. Крестьянка. Фрагмент / Фото: k-malevich.ru
«Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу», - писал он.
Следующим важным периодом в творчестве художника стал новый стиль, который сам Малевич назвал «алогизмом». Алогизмы Малевича представляют собой уникальное направление в его творчестве, где логика, привычная для традиционного искусства, уступает место новой, субъективной и не всегда очевидной системе. Это искусство, где визуальные элементы перестают подчиняться строгой рациональности и становятся носителями нескольких значений, что создаёт пространство для свободной интерпретации.
Одним из ярких примеров алогизмов является картина «Солдат первой дивизии». Некоторые формы, которые Малевич использует здесь, можно отнести к реальной жизни, другие же — неясны и абстрактны. В этом произведении есть элементы, которые отсылают к возможной ситуации: например, наградные кресты, человеческое ухо, термометр. Эти детали кажутся знакомыми, но не дают чёткого объяснения всей сцены. Они могут быть аллюзией или случайными объектами, которые, тем не менее, привносят неопределенность.
К. Малевич. Солдат первой дивизии. Фрагмент / Фото: art-catalog.ru
Однако картина также полна произвольных форм. Некоторые элементы напоминают архитектурные детали, но их расположение и связь с остальными деталями остаются загадочными. Работа, напоминающая коллаж, словно создана из кусков разлетевшегося с началом Первой мировой войны прежнего мира. И из них Малевич, как дадаисты в Европе, пытается создать коллаж.
В этой работе заметно и влияние кубизма, в особенности работ Пикассо и Брака. Малевич начал применять геометрические формы и разложение объекта на отдельные элементы. В его картинах появляются абстракции, где фигуры и пространства строятся через прямые линии и плоскости, подчеркивая объем и форму. Одним из ярких примеров этого периода является картина «Туалетная шкатулка». Интересно, что здесь уже видны предвестники будущего супрематизма – геометрические плоскости, лишенные связи с какой-либо формой.
А затем Казимир Малевич совершил скачек в беспредметность. В 1915 году он показал всему миру свой «Черный квадрат», а вместе с ним – манифест супрематизма. Так Казимир Малевич совершил переход к принципиально новым формам постижения мира: экономным, сведенным к крайностям, но выражающим новую систему мировоззрения человека начала ХХ века.
К. Малевич. Супрематизм. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru
Чистая плоскость, квадрат, круг и крест стали бестелесными фигурами и их безвестным пространством, выражением чистого умозрения, отвержения внешней оболочки и привязанности живописи, то есть краски и холста, к этой оболочке. В супрематизме отразились философия, религия, политика и вся интеллектуальная жизнь того времени. Он стал реакцией на мир, который стал значительно и очень быстро изменяться, выразив обеспокоенность людей перед тем, в какой этап своего развития вступило человечество.
С появлением машин, развитием технологий, а вместе с тем – созданием оружия массового поражения, нельзя было писать так, как писали раньше. Мир обновился, а вместе с ним родился и новый язык искусства. «Черный квадрат» стал итогом всего развития живописи, перейдя к универсальной формуле, содержащей всё, что уже когда-либо было создано.
К. Малевич. Э. Лисицкий. Супрематизм. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Подтверждением этой идеи стала персональная выставка, устроенная в 1919 году. Малевич расположил свои произведения от импрессионизма, через неопримитивизм, кубофутуризм – и к супрематизму со всеми его периодами: черным, цветным и белым. Экспозиция завершалась чистыми белыми холстами в подрамниках – символом полной смерти живописи и отказа от неё.
Больше об истории искусства читайте в статье «Зачем Гойя рисовал чудовищ, монстров и ведьм, и о чем хотел сказать зрителям?»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: