В Афганистане, недалеко от местечка Чагчаран, живет «русский афганец». Много лет назад Сергей Красноперов приехал сюда воевать с душманами, но в итоге решил остаться в этой горной стране навсегда. Обзавелся женой и детьми, и теперь его уже трудно отличить от обычных афганцев. Почему наш солдат перешел на сторону врагов? И как живется ему на чужбине спустя 30 лет после вывода советских войск из Афганистана? Впрочем, для него это уже не враги и не чужбина…
Душманы ему стали роднее русских
Когда зауральского парнишку призвали в армию и отправили служить в Афганистан, он и представить себе не мог, что врагами для него станут вовсе не чужеземцы-душманы, а ребята-ровесники из его же призыва, даже не «деды». Дело в том, что сослуживцы почему-то невзлюбили Сергея. Как вспоминал потом мужчина, они постоянно оскорбляли его и издевались, а ответить он не мог. И вроде бы серьезных причин для такой всеобщей ненависти не было: со слов Сергея, они просто «не сошлись характерами». Аутсайдер пытался пожаловаться командирам, но тем было все равно. В и без того стрессовых условиях войны паренек чувствовал себя одним против всех – и против афганцев, и против «своих». Это поразительно, но душманы показались ему более милосердными. И под конец службы он решил уйти к ним.Сергей предпочел не возвращаться в Россию и остаться в этой незнакомой стране. /Фото:Алексей Николаев
Когда солдат явился к чужеземцам, те поначалу приняли его недоверчиво и недели три продержали взаперти, приставив к нему охрану и сковывая на ночь кандалами. А потом в ущелье приехал их командир и приказал освободить парня со словами: «Раз пришел к нам сам, то можешь сам и уйти». Но Сергей не ушел.
Сергей в компании афганцев стал своим. /Фото:Алексей Николаев
Затем были непростые месяцы адаптации: юноша никак не мог выучить чужой язык, привыкнуть к незнакомой культуре и аскетической жизни в горах, перенес несколько опасных болезней, чудом оставшись в живых. Но постепенно привык. Пришел к выводу, что Бог один и неважно, в кого ты веришь – Иисуса или в Аллаха.
Как утверждает «русский афганец», против своих (в смысле – советских бойцов) он никогда не воевал. Лишь помогал моджахедам ремонтировать автоматы, чистить оружие.
За долгие годы он стал настоящим афганцем... /Фото:Алексей Николаев
Поначалу душманы приглядывали за перебежчиком и не позволяли ему никуда уезжать – видимо, все никак не могли поверить, что тот и правда решил остаться с ними. Но когда тот женился на афганке (по их же настоятельным советам), все-таки признали в Сергее своего и предоставили ему полную свободу.
Он стал настоящим афганцем
Сейчас у Сергея шестеро детей. Внешне они белокурые – больше похожи на отца, чем на мать. Сам он работает прорабом на строительстве дорог и подрабатывает электромехаником на гидроэлектростанции, зарабатывая больше тысячи долларов ежемесячно (по местным меркам, это очень приличные деньги).Сергей на работе. /Фото:Алексей Николаев
Каждый вечер после работы он спешит домой. Дети выбегают ему навстречу, зная, что папа наверняка принес им гостинцы.
Городок Чагчаран, расположенный в центральном Афганистане, состоит их однотипных двухэтажных домишек. Жизнь в этих местах не отличается разнообразием, и кажется, что цивилизация их особо и не коснулась. Но Сергей всем доволен. Планирует построить в городе большой дом (сейчас он живет за городом, в ауле) – начальство обещало помочь.
В этих краях жить непросто, но Сергей всем доволен. /Фото:Алексей Николаев
Внешне этот человек уже мало чем отличается от соседей-афганцев: такая же длинная борода, рубашка, широкие штаны. Да и имя у него теперь другое – Нурмомад.
Каждый вечер дети с нетерпением ждут русского папу в родном ауле. /Фото:Алексей Николаев
Некоторое время назад с Сергеем-Нурмомадом встретился российский фотограф Алексей Николаев – он стал первым отечественным журналистом, пообщавшимся с «русским афганцем» и запечатлевшим на камеру его жизнь.
У всех детей Сергея славянская внешность. /Фото:Алексей Николаев
Другие «русские афганцы»
Случай с Сергеем Красноперовым – далеко не единичный. Вот лишь несколько похожих примеров.Бахретдина Хакимова призвали в армию в 1979-м, а через год он пропал без вести после боя в Герате. Оказалось, что парня тяжело ранили в голову и он попал к афганцам. Он частично потерял память и практически забыл родной язык. Местные выделили Бахретдину комнатушку в музее Герата. В этих краях он остался насовсем.
Николай Быстров оказался в плену в 1982-м. На базе афганцев-моджахедов он познакомился с полевым командиром Ахмадом Шахом Масудом и впоследствии стал его охранником. Через некоторое время Николай женился на афганке и стал мусульманином. А в 1999-м он вернулся на родину в сопровождении афганской супруги и дочери.
Юрий с женой и детьми. /Фото:Алексей Николаев
Юрий Степанов попал в плен в 1988 году, и близкие парня ошибочно думали, что он погиб. Но, как оказалось, он почти двадцать лет прожил в Афганистане: принял исламскую веру, взял в жены местную девушку и стал отцом. Лишь в 2006-м Юрий вместе с женой-афганкой и сынишкой вернулся в Росси.. Семейство живет в башкирском селе.
Почему некоторые советские бойцы, попавшие в плен к моджахедам, оставались жить в Афганистане даже в том случае, если потом у них была возможность вернуться? Многие из них отвечают так: боялись, что их посчитают предателями. Да и бросить насиженное место (тем более, если у тебя афганская жена и дети) уже непросто...
Тем, кто интересуется культурой афганского народа, рекомендуем взглянуть на чудо Афганистана: Голубую мечеть Хазрат-Али.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
У каждого своя судьба... и пути Господни неисповедимы...