Этот итальянский музыкант пережил в своей жизни невероятный взлет популярности и падение в забвение на долгие 200 лет. К началу ХХ века почти все его произведения были утеряны, а его имя не встречалось даже в музыкальных справочниках. Мир едва не потерял наследие великого композитора и скрипача-виртуоза Антонио Вивальди. И лишь неимоверными усилиями поклонников его забытого таланта удалось найти рукописи его архивов и вернуть в концертные залы всех стран мира его волшебную музыку.
Первый итальянский музыкант эпохи барокко
Антонио Вивальди: вымышленный рисунок и карикатура, нарисованная с натуры
Весной 1678 года в Венеции, в семье профессионального скрипача Джованни Баттиста Вивальди родился недоношенный ребенок. Он был очень слаб, с рождения страдал астмой, но родители крестили его сразу же после появления на свет и приложили все силы, чтобы выходить его.
Отец с раннего детства начал обучать сына игре на скрипке и ввел его в круг известных в то время музыкантов и композиторов. Антонио оказался способным учеником и с ранних лет мог замещать отца, игравшего в капелле собора Святого Марка.
Его юность прошла в окружении музыкантов и духовных лиц, поэтому Антонио решил стать священником, хотя никогда не переставал заниматься музыкой и играть на скрипке. Однако из-за слабого здоровья ему было сложно проводить мессы и выполнять обязанности священнослужителя, поэтому его назначили учителем игры на скрипке и руководителем хора девочек в монастырском приюте для незаконнорожденных детей дворянского происхождения, который в ту пору назывался консерваторией.
Он обучал своих воспитанниц как церковной, так и светской музыке, часто выступал вместе с ними на концертах, виртуозно играя на скрипке. Вскоре хор и оркестр этого приюта под руководством Вивальди стали пользоваться невероятным успехом и популярностью не только в Венеции, его приезжали послушать из разных стран и городов.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Квинтет «Carmel A Сapella»: блестящее исполнение Вивальди а капелла
Большую часть своей жизни Антонио Вивальди проработал в венецианском приюте, и большинство своих произведений написал для него. Он добился фантастических успехов, сочинив более 800 музыкальных произведений, начиная от сольных сонат, концертов и симфоний для разных инструментов, и заканчивая духовными хоровыми произведениями.
Вивальди старался писать в разных жанрах, которые только можно было вообразить в то время. Это было необычно для Италии, где большинство композиторов специализировались либо на инструментальной, либо на вокальной музыке.
Почему был забыт виртуозный скрипач и талантливый композитор
Антонио Вивальди - вымышленные рисунки
Антонио Вивальди познал в своей жизни как признание таланта виртуозного скрипача и великого композитора, известного далеко за пределами Италии, так и свое полное забвение. В сорокалетнем возрасте ему было предложено занять место капельмейстера при дворе губернатора Мантуи, князя Филиппа Гессен Дармштадтского.
Он принял это предложение, и с 1717 по 1721 год прожил в этом небольшом живописном городке, но о том периоде его жизни мало что известно, кроме того, что он был исключительно плодотворным и многообещающим композитором. Там он написал цикл своих знаменитых произведений «Времена года», который до сих пор остается самым известным образцом музыки барокко.
В тот период своей жизни Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро и ее сестрой Паолиной, которые впоследствии жили в его доме и нередко сопровождали его в путешествиях. Это привело к конфликту Вивальди с церковью, которая обвинила его в «грехопадении», но сам композитор всегда защищал честь этих женщин, называя их своими ученицами и отрицая какие-либо иные связи с ними.
Слава Вивальди начала угасать в последние годы его жизни, когда в музыке появилось много новых имен и направлений, а его произведения стали считаться устаревшими и непопулярными. По приглашению своего давнего поклонника императора Австрии Карла XVI он перебрался в Вену, где под его покровительством собирался встретить старость. Но император вскоре скончался, и Вивальди остался без средств к существованию.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Украинский дуэт исполняет Вивальди на бандуре и баяне
Тогда он продал свои неопубликованные произведения, из-за чего позднее возникла путаница в авторстве, и отправился в поездку по Европе, в надежде найти для себя хоть какую-то работу. Но в Германии он промок под дождем и заболел воспалением легких. Ему пришлось вернуться в Вену, где он умер в полной нищете и отчаянии в возрасте 63 лет.
Как было возвращено всеми забытое музыкальное наследие Вивальди
Исполнение Времен года Антонио Вивальди на XV фестивале Международная неделя консерваторий. / Фото: youtube.com
После смерти Антонио Вивальди его похоронили на кладбище для бедных, навсегда потеряли место его могилы и забыли о его существовании на долгих 200 лет, в течение которых никто не слышал его волшебную музыку, а его имя не упоминалось ни в энциклопедии, ни в музыкальных справочниках.
Не сохранилось даже ни одной фотографии великого композитора, кроме случайно обнаруженного карикатурного рисунка Пьера Гецци. А портрет, который сейчас размещают на всех дисках с музыкой Вивальди не имеет к нему никакого отношения.
Венецианский приют, где когда-то существовал оркестр и хор девочек под управлением Вивальди, также давно прекратил свое существование, и о его местонахождении сегодня можно только догадываться.
Музыкальное наследие Антонио Вивальди было заново открыто и переоценено только в первой половине ХХ века. Это произошло благодаря стараниям итальянского музыковеда Альберто Джентили. Он очень долго искал следы произведений итальянского композитора, о котором сохранилась лишь скудная информация.
После многих лет поисков архив его рукописей был обнаружен в одном из итальянских монастырей, откуда его выкупили два состоятельных итальянца, чтобы подарить Королевской библиотеке в Турине.
В 1937 году итальянский композитор Альфредо Казелла организовал первый большой фестиваль музыки Антонио Вивальди, а в 1939 году в Сиене была проведена неделя Вивальди, где в концертном зале звучала его музыка. Тогда же был запланирован выпуск полного собрания сочинений великого венецианского мастера. Но начавшаяся война прервала развитие этого проекта.
После освобождения Италии молодой венецианский бизнесмен Антонио Фанна основал институт изучения творчества Антонио Вивальди для публикаций и продвижения его музыки, после чего она начала свое победное шествие по концертным залам планеты, а «Времена года» стало одним из самых популярных музыкальных произведений в мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: