Человек-легенда, знаменитая женщина-авиатор – Валентина Степановна Гризодубова. На её счету несколько мировых рекордов, десятки подготовленных лётчиков, командование полком (и не женским, а мужским). Влюблённая в небо, преданная своему делу всей душой, она прожила яркую и насыщенную событиями и свершениями жизнь. Она все успела и все смогла. Кроме одного – генералом, как мечталось (чтобы доказать – женщины тоже могут), она так и не стала. Бескомпромиссная, прямая и смелая – таких «далеко» по карьерной лестнице не пускают.
Где родилась, кем воспитывалась и где обучалась русская «Ханна Райч»?
Маленькая Валя Гризодубова со своим отцом – Степаном Васильевичем./Фото: cdni.rt.com
Валентина Степановна родилась в Харькове в 1910 году. Её отец – талантливый авиатор-самоучка Степан Васильевич Гризодубов, который построил четыре модели самолёта. С целью доказать надёжность последней, с собой в полёт Степан Васильевич берет двухгодовалую дочь Валю. Это был большой риск, но, к счастью, полет закончился успешно.
Подрастающая дочь очень часто проводила время с отцом, её лексический запас с раннего детства был обогащён терминами – «консоль», «шасси», «мотор», «фюзеляж». Надежда Андреевна, мама Гризодубовой, деликатно пыталась скорректировать ситуацию: девочка же, может все же ей надо бы развиться в гуманитарной сфере. И была услышана. Дочь успешно закончила общеобразовательную и музыкальную школу (класс фортепиано) и поступила в технологический институт и музучилище. А вскоре, как талантливый и подающий надежды музыкант, была зачислена в консерваторию.
Параллельно с этим Валентина записалась в аэроклуб (принимали туда только парней, но она своего добилась), годовой курс которого прошла за три месяца. Институт она так и не закончила – поняла, что у неё другое призвание. Тульская лётно-спортивная школа, Пензенская школа лётчиков-инструкторов, занятия планерным спортом, а затем – три года работы лётчиком-инструктором в аэроклубе Тулы. В 1934 она уже инструктор в Тушинской лётной школе (под Москвой). Летает в составе агитационной эскадрильи по всей стране: Закавказье, Кабардино-Балкария, Башкирия, Ферганская долина, Белоруссия, Украина.
Рекордный перелёт, форс-мажор и звезда Героя СССР
Легендарные советские лётчицы (слева направо) Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова./Фото: phototass4.cdnvideo.ru
20-30-е годы XX столетия – время рекордов в авиации и исследовании возможностей в этой области. В 1927 году Чарльзом Линдбергом совершён первый в истории трансатлантический перелёт. Его достижение в 1928 году повторит американская лётчица Амелия Эрхарт. Для подтверждения превосходства социалистического строя над капиталистическим срочно требовались советские рекордсмены от авиации. И, конечно же, Валентина Гризодубова не осталась в стороне. За один только 1937 год она ставит сразу пять мировых рекордов (за что награждена орденом Красной Звезды), оставив далеко позади достижения американских лётчиц – Аннеты Джинсон, Моури, Маргариты Тэннер.
Узнав о перелёте француженки Дюпейрон (4360 км), Гризодубова решила для себя, что пролетит больше. В 1937 году советские лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков летят без посадки по маршруту «СССР – США», после чего задумывается беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, совершить который должны не только мужской, но и женский экипажи. Работа на пределе возможностей и с риском для жизни – вот что стоит за такими героическими экспериментами. Но именно это и было по душе Валентине Степановне.
24 сентября 1938 года экипаж Гризодубовой вылетел из Москвы. Штурманом в нем была Марина Раскова, а вторым пилотом – Полина Осипенко – обе они были на тот момент не менее известными лётчицами и рекордсменками, чем их командир.
Однако в ожидаемое время их самолёт на дальневосточном аэродроме так и не появился. В ходе поисковой операции из-за несогласованности действий гибнут экипажи двух самолётов. Когда лётчиц, наконец, обнаружили, выяснилось, что полёт не задался с самого начала. Из-за сильной облачности пришлось изменить высоту полёта (7450 метров – рекордная для того времени высота!) и долго лететь вслепую. Началось обледенение машины, плохо стала работать аппаратура. А тут ещё новый инженер забыл дать им коды, поэтому после Урала связь с землёй прервалась.
Чтобы ориентироваться по звёздам, штурман Раскова открыла астролюк, и у неё выдуло полётную карту. Её кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолёт по магнитному компасу. В районе Охотского моря облака разошлись, командир экипажа развернула самолёт в сторону аэродрома Комсомольске-на-Амуре. Но до него они не дотянули, посадили самолёт «на брюхо» в тайге близ реки Амгунь. При этом самолёт почти не пострадал, лишь немного погнулись лопасти машины. Оставаться во время посадки в застеклённой кабине штурману было опасно, поэтому Гризодубова приказала ей прыгать с парашютом. Раскова десять суток бродила по тайге, прежде чем вышла к месту посадки самолёта. Вопреки сложным обстоятельствам, рекорд дальности был установлен, а участниц перелёта наградили в Кремле звездой Героя.
Назначение командиром авиаполка и достижения на фронте «грозной фрау»
Полковник Гризодубова имела семь орденов (в том числе была награждена орденом Отечественной войны 1 степени) и шесть медалей./Фото: avatars.mds.yandex.net
В 1939 году Гризодубову назначают начальником управления международных линий аэрофлота. С этими же лётчиками и на этих же самолётах она совершает первый боевой вылет в 1941 году в качестве командира корабля группы особого назначения, а их боевая задача – выброс десанта в глубокий тыл противника.
В 1942 году она становится командиром 101 (сначала транспортного, а затем – ночного бомбардировочного) полка. Она берётся за дело со свойственной ей хваткой и основательностью.
В ходе операции под названием «Рельсовая война» лётчики должны помочь партизанам, находящимся на оккупированной территории Белоруссии и Украины, сорвать переброску немецких войск, разрушая железные и автомобильные дороги, станции и мосты. От этого зависел исход ключевого сражения Великой Отечественной войны – битвы на Курской дуге.
Лётчики Гризодубовой выполняли опасную и сложную работу. Нужно было пересечь линию фронта на загруженном под завязку самолёте, преодолеть зенитное заграждение и огонь немецких истребителей, а потом посадить большой и тяжёлый транспортник на мало пригодную для этого площадку (в поле, на лесную поляну, на замёрзшее озеро), взлететь с неё, чтобы вернуться обратно, а затем снова пересечь линию фронта. Самолёты оставались в расположении партизанских частей на «днёвку», с тем, чтобы ночью ещё пробомбить вражеские позиции. Совместная деятельность полка № 101 и партизан была столь успешной, что за голову Гризодубовой немецкое командование назначило большое вознаграждение.
Роковой конфликт и несбывшаяся мечта легендарной лётчицы
Александр Голованов – главный маршал авиации (19 августа 1944), командующий Авиацией дальнего действия СССР (1942-1944), командующий 18-й воздушной армией (1944-1946), командующий Дальней авиацией СССР (1946-1948)./Фото: waralbum.ru
Стать первой женщиной-генералом, командиром мужского полка – вот к чему стремилась Валентина Степановна. Она была уверена в своих силах и возможностях. Но все было не так просто. Все, что ей удалось добиться, это назначение командиром мужского транспортного полка, которому было поручено доставка боеприпасов и продовольствия в партизанские отряды, вывоз оттуда больных и раненых.
В 1944 году у полковника Гризодубовой происходит конфликт с командующим дивизией авиационных войск – генералом Александром Головановым. Она написала на имя Сталина рапорт о том, что несмотря на все её личные достижения и заслуги полка, которым она руководит, Голованов не даёт ей продвинуться по службе и не присваивает полку звание гвардейского.
Главнокомандующий поручает разобраться в ситуации Маленкову. Голованов убеждает его в том, что Гризодубова не такой уж хороший командир, в полку, якобы, есть много проблем. В своих мемуарах Голованов утверждает, что Маленков вызывал Гризодубову «на ковёр», грозил ей исключением из партии и трибуналом. Возможно, Валентине Степановне действительно были высказаны какие-то претензии, но вот исключение из партии и трибунал ей вряд ли грозили. Мечту стать генералом она так и не воплотила в жизнь – её сняли с должности командира полка.
Как сложилась судьба любимой лётчицы товарища Сталина после войны
Гризодубова прожила насыщенную яркими событиями жизнь и застала все три эпохи в российской истории ХХ века: родилась в Российской империи, выросла в СССР, а последние дни доживала в РФ./Фото: static.life.ru
После войны Валентина Степановна Гризодубова несколько лет была заместителем начальника НИИ № 17. В это время знаменитая лётчица очень многих спасла от репрессий, несправедливых решений и самодурства. В её бумагах хранится тетрадь, в которой записаны имена четырёх тысяч людей, в жизни которых она сыграла роль заступницы. На конвертах своих писем люди писали: «Кремль. Сталину и Гризодубовой». Во второй половине 60-х она была руководителем лётно-испытательного центра. Позже она вновь вернулась в родное НИИ.
В 1986 году Гризодубова была награждена звездой Героя соцтруда. Личная жизнь знаменитой лётчицы сложилась не так удачно, как профессиональная: с мужем – лётчиком-испытателем Виктором Соколовым, они расстались. Он очень любил Валентину, но не выдержал бесконечных упрёков её матери, которая считала, что он делает недостаточно, чтобы быть достойным её дочери. Их единственный сын умер в возрасте 50 лет. Сама Валентина Степановна, до самого конца имевшая активную жизненную позицию и трудившаяся на благо своего Отечества, скончалась в 1993 году.
А некоторые именитые и легендарные лётчики были инвалидами. Но даже это не помешало им исполнить свою мечту.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: