Аптекарский приказ стал первым государственным органом в России в XVII веке, который следил за набором лекарей и «дохторов». Именно на эти категории разделялись прибывшие в страну врачи и получающие у них образование местные ученики. Для заграничных докторов выделялось годовое жалованье до 250 рублей, продовольственная провизия, несколько блюд с царского стола, а полюбившемуся царь подарил даже соболью шубу со своего плеча. В меньшей степени, а иногда практически даром, учились и работали российские, выполняя черную работу и получая всего 3-4 рубля в год без продовольственного содержания. Им приходилось писать прошения к царю о получении маломальского пропитания, чтобы не умереть от голода.
Появление заграничных врачей на Руси только с согласия правительства
Лечение в Средневековье. / Фото: triptonkosti.ru
Разрыв Руси с Византией привел к большому застою во всех отраслях страны. Медицина после многочисленных набегов и войн была откинута назад, в былые времена, когда лечением занимались травники и знахари. Были потеряны многие специалисты и записи, поэтому когда в Европе началось Возрождение, Русь еще продолжала использовать старинные методы лечения. Для простого народа этого было достаточно, но вот царские особы стали выписывать себе заграничных врачей.
Доктора не внушали доверие царским особам, и за плохое лечение их могли казнить. У жены князя Иоанна III Софии Палеолог было два врача из Италии, но за неудачное лечение их приговорили к лютой смерти. Так заграничные первопроходцы Антон Немчик и Леон Жидовин закончили свою жизнь в Москве. Двух польских врачевателей сожгли в клетке, когда заподозрили их в применении ядов. Оттепель началась во времена правления Ивана Грозного. Из Англии привезли доктора и лекаря, а далее пошла череда остальных врачевателей, которых «выписывали» из-за границы, чтобы получать качественную медпомощь. И хотя Иван Грозный хорошо относился ко всем своим заграничным гостям, лечиться у них не любил. И, видимо, неспроста. Лечение ртутью сыграло великую роль в его психическом и физическом состоянии. Преодолев одну болезнь, он приобрел другую, которая отравила весь организм.
Елисей Бомелий - лекарь Ивана Грозного. / Фото: Pinterest
К иностранным врачам было особое отношение. За хорошую работу их садили за царский стол, государь мог пожаловать соболиную шубу со своего плеча, выделял лошадей, назначал гонорары и продуктовые пайки. Ивану IV поставляла врачей английская королева Елизавета. Она даже пожертвовала своим личным доктором, когда у российского государя сгорел при пожаре Арнульф Линдсей – выходец из Фландрии. На его замену был послан Роберт Якоби «как муж искуснейший в лечении болезней». Так описала его королева в сопроводительной записке, указав, что отдает, хотя у самих есть недостаток грамотных лекарей, аптекарей и докторов.
С XVI века на Руси начал работать Аптекарский приказ, который в XIX веке будет называться Медицинский департамент. Он заведовал всей деятельностью, которая касалась врачевания, но решающее слово оставалось за царем. Без его разрешения иностранных докторов или аптекарей могли выдворить из страны как людей, не имеющих возможность подтвердить свою профессиональность.
Аптекарский приказ разделял на «дохторов» и «лекарей»
Аптекарский приказ в России. / Фото: wiki2.org
Аптекарский приказ изначально работал как орган, обслуживающий царских особ и придворных. Во главе стоял боярин, который ведал врачами и обеспечением. С начала XVII века заграничные доктора стали приглашаться не только для царского двора, но и для вновь образующихся госпиталей, и в качестве полковых лекарей.
Людей врачебного дела разделяли на «дохторов» - высшая категория и «лекарей» - среднее звено в иерархии, к низшим причислялись аптекари. Далее следовали практически бесправные ученики. Хотя могли наказать любого, кто впал в немилость или был замечен в недобросовестности.
При Борисе Годунове были введены правила принятия на службу докторов, хотя это чаще имело формальный смысл. Чтобы аптечный приказ дал согласие на работу, доктор должен был подать письменное свидетельство на русском языке о своем звании и образовании. Когда члены приказа сомневались в кандидатуре, устраивались экзамены, причем часто в присутствии государя. Со временем решать об их профессионализме будут дипломированные врачи, которые появятся на службе Аптекарского приказа. На ранних стадиях судьба доктора или аптекаря зависела от дьякона этого учреждения. «Дохторскую грамоту» мог получить врач, который понравился царю, но это было редким случаем.
Лекари Средневековья. / Фото: otvet.mail.ru
Вначале не было разделения по специальностям, и доктора должны были лечить от всех болезней, но только терапевтическим способом. Операциями они не занимались, потому что это было для них унижением. Работа перекладывалась на лекарей.
Новоиспеченные русские врачи и их клятвы перед работой
Лекарская школа в XVII веке. / Фото: med-history.livejournal.com
В середине XVII века была создана лекарская школа, которая была «кузней» кадров для военных полков. Подготовка велась пять лет, хотя могло продолжаться, пока ученик не освоит науку и не сдаст экзамен.
Перед тем как приступить к работе, получившие образование давали клятвенную запись, текст которой отличался для каждой категории. Но общая суть сводилась к тому, что он готов служить государю во имя добра, добиваться правды, без всякой хитрости в еде, питье и во всяких других лекарствах. «Зелья лихого» не давать. Лечить всех, кого государь пожелает от бояр до ближних людей. Использовать свои умения, не прибегать к хитрости и не рассматривать прибыльность. В лекарства не вмешивать «дурные коренья» или яд гадов, зверей. Все делать «вправду, без всякого зла».
Знатные бояре могли позволить себе отправить на обучение кого-то из крепостных, чтобы иметь личного доктора, а иноземные принимали православие ради корыстной цели. Это приносило им материальную выгоду и получение многих благ.
Материальное положение иностранных врачей: продовольственная провизия, жалованья и привилегии
Заграничные врачи. / Фото: ru.opisanie-kartin.com
О ценности врачей можно было судить по их обеспечению. Особенно не экономили на заграничных докторах. Оплатой их труда заведовал все тот же Аптечный приказ. Доктора-иностранцы получали от 130 до 250 рублей ежегодного жалованья, аптекари – до 60 рублей, лекари – до 20 рублей, химики-лаборанты и полковые лекари – до 60 рублей. Зарплата зависела от мастерства и чина. Кроме этого, полагался продовольственный «корм», выдаваемый ежемесячно продуктами и деньгами. Докторам выделяли до 60 рублей, аптекарям – 8-18 рублей, лекарям – «по 5 руб. по 27 алтын по 8 денег» или даже меньше, алхимикам – 5-10 рублей, полковым лекарям – 2-3 рубля.
В продовольственном измерении доктора получали за год хлеба столько, сколько им потребуется для всей семьи, по 4 бочки меда и пива, ежедневно 1,5 кварты водки и бок свиного сала. Им выдавались 3-4 блюда с царского стола настолько большими объемами, сколько удержит рука. Не бедствовали иностранные врачи еще и по той причине, что им выделялись поместья с 30-40 крестьянами, которые работали на них, а на обогрев полагалось 16 возов дров.
Алхимик Артемий Дий. / Фото: cont.ws
Для иностранных докторов существовали дополнительные привилегии. Им добавляли одноразово до жалованья от 30 до 150 рублей на затраты «дворового строения». Также выделялись подводы, чтобы перевезти свое имущество. Например, осталась запись, что для Артемия Дия хватило 7 подвод, а Еганус Белово использовал 50, чтобы довезти свою «рухлядь» (так значилось в приказе) до Москвы. Деньги выделялись из государственной казны. С докторов и иных лекарских чинов также не взимались судебные пошлины.
Жалованье и провизия для русских лекарей и учеников
Лечение на Руси. / Фото: triptonkosti.ru
Русские лекари получали чин, но в основном оставались на втором плане после иностранных докторов. Поэтому жалованье имели скудное, на которое порой было невозможно прожить. Русские лекари получали 10–20 рублей годового жалованья, а кормовые им не были положены. Старшие лекарские ученики получали 2-3 рубля годового жалованья и 1,5–2 рубля на продукты. Существовали еще отдельные лекари, которых называли «чепучинными мастерами» (ныне это – сифилидологи). Им предоставляли жалованье от 5 до 20 рублей годовых и 3–4 рубля на прокорм. Ученикам этой специальности, а также костоправам и обучающимся лекарскому делу вообще полагался только прокорм – 1 алтын в день без годового жалованья.
Русские врачи были в худшем положении от иностранных. Своим согражданам приказ мог задерживать даже такую мизерную зарплату. Так, некий лекарь Семка писал челобитную на имя государя, что дали титул лекаря, но еще не получил денег на прокорм, поэтому семья с детишками голодает.
Полковые лекари. / Фото: historymed.ru
Аптекарский приказ находился в подчинении Стрелецкого приказа, поэтому российских лекарей могли забрать рекрутами на службу как в лице лечащего персонала, так и обычными стрельцами. Служить российский врач после получения чина должен был до самой смерти или до увечья. Иностранные же доктора хоть и устраивались на работу по договору на определенное время, могли в любой момент уехать к себе домой. Были случаи, когда они наперед получали деньги, а потом уезжали, а чиновники не знали, как погасить образовавшийся долг.
Развитие медицины продолжится во времена Петра I. Откроются госпитали и многочисленные аптеки, а в середине XVII века их было всего две. Котошихин, которого считали предателем и шпионом, бежавшим за границу, и ставший скелетом для обучения студентов, описал в своем труде, что при Алексее Михайловиче всего было 30 врачей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: