Тот факт, что многочисленные и самые изящные предметы мебели носят «французские» имена, вовсе не случаен – канапе, комод, секретер, буфет и их соседи по роскошно обставленному дому впервые увидели свет при французском дворе, когда галантный век диктовал свои требования к организации удобной и красивой жизни – тех, разумеется, кто мог себе это позволить.
Барокко - максимализм в украшении интерьера
Стиль барокко, возникший в Италии в конце XVI века и пришедший на смену Ренессансу, во Франции, а точнее, при королевском дворе, превратился в целую жизненную философию высших сословий того времени. Дворцы и дома знати уже не были просто удобным жилищем – они стали сценой, на которой разворачивалось действо. Спальни королевских особ перестали считаться местом отдыха и уединения – напротив, они использовались для приема посетителей.Спальня королевы в Версальском дворце
Интерьер был призван обеспечить этому спектаклю декорации, и потому целью домовладельцев была демонстрация роскоши. Декоративность, пышность, отход от строгих очертаний, многочисленные орнаменты, зачастую вычурность и помпезность – вот признаки мебели той эпохи.
Как воплощение новых королевских идей возник Версаль, парадная резиденция короля Людовика XIV, ставший образцом для подражания на долгие годы. Версальский дворец вдохновлял не только самих французов, но и глав других государств, в том числе Петра Первого, построившего после посещения Версаля дворцы в Петергофе.
Г. Риго. Людовик XIV
В период позднего барокко второй половины XVII века, во время правления короля Людовика XIV, в комнатах делают многочисленные выступы и ниши, интерьер тщательно и даже избыточно украшен резьбой, позолотой, яркими и дорогими тканями. Деревянные стулья приобретают тканевую обивку сиденья и спинки, появляются диваны-канапе – на восьми ножках, похожие на три кресла, объединенных между собой. Наряду с массивными кроватями появляются легкие кушетки, предназначенные для отдыха в положении полулежа.
Внутреннее убранство Версальского дворца
На смену сундукам приходят более удобные шкафы – для хранения документов и ценностей – шкафы-кабинеты, для размещения предметов одежды и быта – комоды. Само слово «комод» происходит от французского «удобный». Появляются и туалетные столики для размещения сосудов для умывания и косметических принадлежностей.
Новые технологии производства мебели
В этот период мебельных дел мастера начинают активно использовать фанеру – вместо дерева, которому сложнее придать изогнутые очертания. Фанерованию стали подвергаться даже цилиндрические поверхности - процесс, представлявшийся для того времени весьма трудным.Цилиндрический секретер короля Людовика XV, Версаль
Шероховатости и неровности, неизбежно появлявшиеся при создании множества завитков и изгибов, тщательно обрабатывались и покрывались мебельным лаком – именно в период барокко вошла в моду лакированная мебель.
Крупнейшим мебельных дел мастером того времени был Андре-Шарль Буль, фламандец по происхождению, чьими услугами король Людовик XIV пользовался постоянно и которому выделил собственные апартаменты в Лувре. Стиль Буля стал обозначать технику украшения фасадов шкафов и других предметов мебели, в первую очередь с помощью инкрустации бронзой, латунью, ценными породами дерева.
Комод работы Буля в Версале
Стиль регентства и стиль рококо
Стиль регентства, пришедший на смену периоду позднего барокко Людовика XIV, стал неким переходным периодом от позднего барокко к стилю рококо. Регентство – это период правления Филиппа II Орлеанского при юном короле Людовике XV. Интерьер становится несколько более интимным, форма мебели становится свободнее, еще сохраняется симметрия, но появляется легкость и воздушность. Ножки стульев становятся слегка изогнутыми, углы столешниц – закругленными.Стол работы Буля
Король Людовик XV находился у власти почти шестьдесят лет и стал «лицом» французского рококо, которое пришло на смену барокко. Рококо, или рокайль (от французского rocaille – «скальный»), завершил собой период барочного стиля, возведя роскошь и украшательство в некий абсолют. В эту эпоху придворная жизнь во Франции вертится вокруг женщин, королевских фавориток, любовных интриг и постоянных развлечений. Не случайно одной из главных фигур периода правления Людовика XV стала маркиза де Помпадур, его постоянная фаворитка и женщина, оставившая яркий след в истории.
Ф. Буше. Маркиза де Помпадур
Благодаря маркизе Помпадур появилось кресло-бержер – глубокое, с низкими подлокотниками и мягкой подушкой, где могли с комфортом усесться дамы в платьях с китовым усом.
Рококо отличается утонченностью, легкостью, асимметрией. Мебель тщательно украшали со всех сторон – так, чтобы она могла быть размещена в любой части помещения. Ножки стульев стали изогнутыми, получив название «ножка Людовика XV». Интерьер помещений приобретает характер цельного ансамбля – для создания интимно-роскошной атмосферы, такой характерной для этого времени.
Кресло-бержер, принадлежавшее маркизе де Помпадур
Эпоха французских королей осталась в далеком прошлом, но претенциозность в интерьере живет и в настоящее время. Возможно, этим объясняется непреходящая популярность канапе, комодов, туалетных столиков, кушеток и бержеров. А возможно, в своем стремлении к роскоши французы смогли создать предметы, безупречно отвечающие потребностям в комфорте любого человека – в том числе и современного.
Возникновение же стиля барокко в искусстве сопровождалось помимо прочего и необычным на первый взгляд интересом к морским гадам, что лишний раз доказывает революционность той эпохи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: