Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0



Голубой фарфор из Делфта, которому более четырех сотен лет, давно уже стал олицетворением Нидерландов. Однако его путь к популярности был непростым и поистине интернациональным. От китайских производителей фарфора и художников-керамистов Ближнего Востока до британской королевы и французского дизайнера интерьеров, это национальное голландское достояние имеет поистине многонациональную историю, с многочисленными взлетами и падениями своей популярности.

Как в Голландии появился голубой фарфор, секрета изготовления которого никто не знал


Секрет изготовления голубого фарфора китайцы хранили в тайне

Секрет изготовления голубого фарфора китайцы хранили в тайне

Технология обжига настоящего фарфора впервые была разработана китайскими гончарами из Цзиндэчжэня в XIV веке. Для его производства требовалась температура в печи около 1300°C, необходимая для того, чтобы смесь для глазури приобрела стекловидную прозрачность и сплавилась с глиняным предметом, после чего рисунок оказывался как бы зажатым между двумя прозрачными слоями.

О существовании этого уникального фарфора большинство голландцев узнали в конце XVI века от Яна Гюйгена ван Линшотена, который, путешествуя по Индии, описал изделия, увиденные им на рынках Гоа, как «настолько изысканные, что ни один хрустальный стакан не может с ними сравниться».

Ван Линшотен опубликовал секретные карты и навигационные руководства, которые разожгли аппетит голландских торговцев и позволили им добраться до восточной Индии, разрушив тем самым монополию на морские торговые пути их давнего конкурента – Португалии.

Однако первая крупная партия китайского фарфора, прибывшая в Голландию, была результатом не торговли, а пиратства, посредством захвата у острова Святой Елены корабля «Сент-Яго», принадлежавшего португальским торговцам.

Содержимое его груза было продано на аукционе в Миддлбурге на юге Голландии в 1602 году, где за приобретение редкого фарфора произошла настоящая борьба между покупателями, собравшимися со всей Европы.

Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com

Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com

Следующая партия пришла в Голландию таким же пиратским путем, когда спустя год в Малаккском проливе был захвачен корабль «Санта-Катарина». Сто тысяч произведений искусства были выставлены на аукцион в Амстердаме, где богатые покупатели, очарованные блестящей глазурью, готовы были заплатить любые деньги для их приобретения.

Почему голландским торговцам было запрещено посещать Цзиндэчжэнь


Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com

Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com

Конечно, в интересах голландцев было установить законные торговые связи с китайцами, но голландским торговцам было запрещено путешествовать вглубь страны, в город Цзиндэчжэнь, чтобы китайские мастера могли сохранить в тайне производство китайского фарфора.

Вместо этого им предложено было заказывать товары у посредников, после чего китайские корабли должны были доставлять их в Батавию, торговый форпост, основанный голландцами в 1619 году. Голландские купцы также обязаны были оказывать дань уважения императору, чтобы сохранить свои торговые права.

Таким образом, в торговле китайским фарфором голландцы оказались в значительной степени подчиненным торговым партнером.

Тем временем популярность китайского фарфора привела к тому, что керамисты по всей Европе начали пытаться производить такой же. Но никто не знал секрета его изготовления, поэтому экспериментировали с различными техниками.

Винтажная делфтская посуда / Фото: bbc.com

Винтажная делфтская посуда / Фото: bbc.com

Самыми успешными из этих подражателей оказались жители Делфта, у которых было много китайских оригиналов. Созданная по их образцу сине-белая керамика, украшенная красивым орнаментом, выглядела весьма привлекательно, но она не могла сравниться с изысканностью настоящего китайского фарфора.

Однако со временем, уже после значительного периода экспериментов, гончары Делфта научились производить изделия с похожими характеристиками китайских фаянсовых изделий.

Делфтская голубая посуда, созданная как альтернатива китайскому фарфору, становится символом Голландии


Делфтский фарфор становился все более популярным

Делфтский фарфор становился все более популярным

Ранняя делфтская посуда представляла собой любопытный гибрид тарелок с изображением голландской сельской местности в центре, в по краям с орнаментом, характерным для фарфора династии Мин.

При этом голландцы иногда неправильно понимали или неверно истолковывали китайские образы. К примеру, персики являющиеся символом долголетия в Китае, на голландской фаянсовой посуде больше напоминали апельсины.

И хотя делфтская посуда была создана как более дешевая альтернатива китайскому фарфору, пользовавшемуся большим спросом на протяжении всего XVII века, она была лучшей из производимых в Европе. Представители элиты со всего континента, в том числе и король Франции Людовик XIV, заказывали эти изделия у голландцев.

Однако потребовалась история с британской королевой, чтобы превратить делфтскую посуду по-настоящему в роскошный товар. Мария Стюарт, дочь Якова II, пришла в восторг, увидев голландскую керамику, и заказала большой набор делфтской посуды, состоящий из различных предметов, включая довольно сложные вазы и цветочные пирамиды.

Предметы из набора делфтской посуды, заказанного Марией Стюарт

Предметы из набора делфтской посуды, заказанного Марией Стюарт

Эксперты, описывающие эти предметы, созданные голландскими мастерами, отмечали, что они были настоящим произведением искусства, но в их дизайне явно прослеживается французское и китайское влияние.

По своей форме в виде пирамиды с насадками для подсвечников на ребрах эти предметы были поразительно похожи на памятники французского дизайнера интерьеров Марии Даниэль Маро, при этом декор и цветовая гамма сохраняли китайский стиль.

Делфтская посуда на перекрестках моды


Выставка делфтской посуды в Голландии / Фото: li-ga2014.livejournal.com

Выставка делфтской посуды в Голландии / Фото: li-ga2014.livejournal.com

В конце XVIII века, когда керамисты немецкого города Мейсена раскрыли секрет изготовления китайского фарфора, делфтская посуда начала постепенно выходить из моды, однако ей не суждено было навсегда «кануть в Лету».

Популярность к изделиям голландских мастеров начала возвращаться в конце XIX века, когда при коллекционировании антиквариата голландский стиль стал невероятно модным. Любопытно, что в то время в этих изделиях впервые увидели типично голландский продукт, а не китайскую имитацию.

То, что делфтский голубой фарфор продолжает иметь такую актуальность сегодня, Голландия во многом обязана королеве Нидерландов Максиме, которая в 2017 году заинтересовалась историей китайского фарфора династии Мин и открыла выставку восстановленных фрагментов фарфоровых изделий, попавших в Голландию в XVI-XVII веках, отметив, что Делфт и Цзиндэчжэнь имеют тесную связь в истории изготовления керамики.

Королева Нидерландов на выставке делфтской посуды

Королева Нидерландов на выставке делфтской посуды

Она также сыграла важную роль в создании тщательно продуманного обеденного сервиза из делфтской керамики для использования его в государственных учреждениях, тем самым подарив голландцам культовый продукт, ставший сегодня символом Голландии, причем не менее известным, чем ее бесконечные поля тюльпанов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3344
20.02.2024 22:02
В закладки
Версия для печати




Смотрите также