Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих в фильме *Старомодная комедия*, 1978 | Фото: 24smi.org
20 лет назад, 20 марта 1999 г., ушел из жизни знаменитый театральный режиссер, актер театра и кино, педагог, народный артист СССР Игорь Владимиров. Почти 40 лет он руководил Театром им. Ленсовета, и 20 лет из них его женой и примой этого театра была Алиса Фрейндлих. Семейный и творческий тандем режиссера и актрисы был настолько гармоничным, что уже никто не представлял их порознь. На спектакли Владимирова с Фрейндлих в главной роли невозможно было достать билеты, но режиссер едва не разрушил кинокарьеру супруги и не смог сохранить их брак.
Алиса Фрейндлих в молодости | Фото: kino-teatr.ru
«Служебные романы» в жизни Алисы Фрейндлих случались задолго до того, как она сыграла главную роль в фильме Эльдара Рязанова, который принес ей всесоюзную популярность. Еще на 3-м году учебы в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Однако этот студенческий брак продлился недолго, и к концу учебы пара распалась – супруг ревностно относился к успехам Фрейндлих.
Режиссер на репетиции | Фото: 24smi.org
Супруги на сцене | Фото: ip-vladimirov.spb.ru
До встречи с Фрейндлих Игорь Владимиров тоже пытался построить семью, но его брак с актрисой Зинаидой Шарко распался спустя 7 лет. В 1960 г. он стал главным режиссером драматического театра имени Ленсовета, а спустя год в труппу этого театра была принята Алиса Фрейндлих. И в ее жизни снова случился служебный роман. Режиссер был старше нее на 16 лет, но это не стало для них помехой. Фрейндлих была для него музой, она играла главные роли во многих его спектаклях. Как отмечали критики, режиссеру удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих» – в выборе репертуара он полностью ориентировался на ее индивидуальность.
Алиса Фрейндлих со вторым мужем, режиссером Игорем Владимировым | Фото: ip-vladimirov.spb.ru
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих на репетиции, начало 1980-х гг. | Фото: kino-teatr.ru
По словам актрисы, Владимиров многое сделал для нее в профессиональной сфере: «Считаю, именно благодаря Игорю Петровичу состоялась как актриса – он помог мне раскрыться в творчестве… Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно – я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться». Их приход в Театр им. Ленсовета ознаменовал начало новой эпохи в жизни этого театра, возле касс выстраивались длинные очереди, спектакли проходили при полных аншлагах.
Супружеская пара в спектакле *Вишневый сад* | Фото: 24smi.org
Супруги на сцене | Фото: ip-vladimirov.narod.ru
В 1968 г. у Фрейндлих и Владимирова родилась дочь Варвара, которая впоследствии тоже стала артисткой. Другого пути она для себя и не представляла – ведь девочка выросла за кулисами Театра им. Ленсовета. Позже она рассказывала: «На родителей я никогда не обижалась, хотя, действительно, они оба театром не просто жили – дышали! Но меня никогда не отвергали, к ним всегда был свободный доступ. Я могла прийти в театр, благо жили мы по соседству, пройти в зал и посмотреть святая святых – репетицию! Спектакли, в которых блистала мама, – «Дульсинея Тобосская», «Укрощение строптивой», «Люди и страсти» – я видела десятки раз, знала мамины роли практически наизусть… Когда меня спрашивали, кем я стану, когда вырасту, не раздумывая отвечала: «Кем угодно, лишь бы только в театре».
Алиса Фрейндлих со вторым мужем, режиссером Игорем Владимировым | Фото: video-top.ru и playcast.ru
Как ни странно, времена триумфа на театральной сцене стали для Фрейндлих периодом затишья в кинокарьере. Как она признавалась позже, ее супруг был категорически против того, чтобы она отлучалась из театра на съемки, поэтому в это время она практически не снималась. Только во второй половине 1970-х гг. она сыграла несколько заметных ролей, лучшей из которых стала роль в фильме «Соломенная шляпка».
Супруги на сцене | Фото: ip-vladimirov.spb.ru
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров | Фото: dubikvit.livejournal.com и kino-teatr.ru
Эльдар Рязанов мечтал поработать с Алисой Фрейндлих еще со времен «Гусарской баллады» – тогда он приглашал актрису на пробы, но она оказалась слишком женственной для роли Шурочки Азаровой, переодетой в мужской костюм. Во второй раз Рязанов предложил Фрейндлих сыграть в его фильме «Зигзаг удачи», но она вынуждена была отказаться, так как ждала ребенка. В «Служебном романе» Рязанов не представлял в главной роли никого, кроме Алисы Фрейндлих, но и на этот раз ее участие было под вопросом – Владимиров был против того, чтобы она уезжала на съемки.
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих в фильме *Старомодная комедия*, 1978 | Фото: ip-vladimirov.spb.ru
Кадр из фильма *Старомодная комедия*, 1978 | Фото: ip-vladimirov.spb.ru
Долгое время актриса это воспринимала как должное: театр превыше всего! Но на этот раз Рязанов проявил настойчивость и лично отправился к Игорю Владимирову, чтобы убедить его отпустить Фрейндлих на съемки. Актриса рассказывала: «Он сидел у нас дома и уговаривал, чтобы тот отпустил меня в кино. Владимиров не очень охотно, но дал добро на эти съемки. Потребовав: «Чтобы ничто в репертуаре не пострадало! Вот пускай мотается туда-сюда». В течение полугода актрисе приходилось по 5 раз в неделю ездить из Ленинграда в Москву и обратно, чередуя репетиции и спектакли со съемками.
Актриса с дочерью Варварой | Фото: 24smi.org
Как оказалось, Владимиров переживал не только из-за того, что театр может лишиться примы. Уже после их расставания Алиса Фрейндлих объясняла: «Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь. После развода мы еще долго работали вместе, понимали на репетициях друг друга с полуслова. Владимиров болезненно воспринимал мои успехи в кино, потом стал сниматься сам». А ревновать действительно было к чему: после выхода на экраны «Служебного романа» на Фрейндлих обрушилась невероятная популярность, ее признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». И их брак не выдержал этого испытания. Правда, была и еще одна причина: Владимиров был натурой творческой, увлекающейся, и нередко позволял себе романы на стороне.
Режиссер, актер, педагог, народный артист СССР Игорь Владимиров | Фото: kino-teatr.ru
В 1981 г. Алиса Фрейндлих получила звание народной артистки СССР, а вскоре после этого они с Владимировым развелись. По одной из версий, режиссер подал на развод после того, как увидел в газете публикацию под заголовком «Театр одной актрисы» – это стало последней каплей. Его творческое самолюбие было задето, и брак распался. Правда, еще 2 года они продолжали работать в одном театре.
Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих | Фото: uznayvse.ru
А Эльдар Рязанов продолжил сотрудничество с Алисой Фрейндлих и в дальнейшем, без проб утвердив ее на роль матери Ларисы Огудаловой: Что осталось за кадром «Жестокого романса».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: