Самая дорогая в мире вечерняя сумочка стоимостью 92 тысячи долларов, инкрустированная тысячами бриллиантов, турмалинов и розовых сапфиров, клатчи в форме гамбургеров и картошки фри, усыпанные кристаллами… Творения Джудит Лейбер хранятся в музеях современного искусства, их обожают первые леди США, а историки моды называют ее истинной революционеркой.
Джудит Лейбер и ее сумочки.
До брака Джудит носила фамилию Пето. Родилась она в 1921 году в Будапеште, в еврейской семье. Ее отец был предпринимателем, мать – домохозяйкой. Когда девушке исполнилось семнадцать лет, родители настояли, чтобы она отправилась учиться в Королевский колледж в Лондоне, где ей предстояло изучать химию. Семья полагала, что дочь сделает карьеру в косметической промышленности – кроме того, над континентальной Европой сгущались тучи нацизма, а Великобритания казалась более безопасной. Однако перед началом Второй мировой войны Джудит вернулась домой. Семейство, поохав, что дочь не смешивает вазелин с красителями где-то в туманной Англии, устроило ее в компанию по производству сумок – и тут-то Джудит поняла, чему хочет посвятить жизнь. Она с упоением резала, кроила, шила и клеила, ее зачаровывало то, как плоский кусок кожи превращается в объемную и функциональную – и элегантную! – вещь. И за эти несколько месяцев мирной жизни она успела совершить невозможное – стать первой женщиной с дипломом мастера-ремесленника в кожевенной промышленности и первой женщиной в Венгерской гильдии производителей женских сумок в Будапеште.
А потом началась война.
Сумка в форме птицы.
Отец Джудит в эти годы работал управляющим одним из отделов венгерского филиала швейцарского банка. Благодаря этому он смог получить швейцарский шуцпасс. Этот документ означал, что его обладатель – гражданин Швейцарии, ожидающий возвращения в родную страну, и обеспечивал ему и семье относительную безопасность. Но, разумеется, никаких гарантий. Семью переселили в дом для швейцарских граждан в Будапеште, где в одной квартире ютилось по двадцать человек – но это было лучше, чем оказаться в концентрационном лагере. В 1944 году всех обитателей дома переселили в гетто, однако им удалось продержаться до освобождения Венгрии советскими войсками. После войны семья Пето ютилась в подвале вместе с несколькими десятками сограждан, но Джудит не унывала. Она нашла способ заниматься любимым делом и немного подзаработать – шила кошельки для американской дипломатической миссии в Будапеште. Одним из счастливых обладателей ее творений стал сержант Гершон Лейбер. У Джудит было с ним много общего – любовь к искусству, смелость, безграничная фантазия… Лейбер на тот момент уже был известным художником-абстракционистом – впоследствии его работы окажутся в крупнейших собраниях современного искусства по всему миру. Вскоре они поженились и переехали в Нью-Йорк.
Сумочка в форме слона и в форме веера.
Все модели сумок от Джудит Лейбер украшены кристаллами Сваровски.
В 1963 году Джудит Лейбер решилась открыть собственную марку аксессуаров, которые не были похожи ни на что из существующих на рынке предложений. Сумочки, клатчи и кошельки сложных форм были усыпаны сияющими цветными кристаллами.
Сумочка-яблоко и сумочка-пирожное от Лейбер.
Сумочка из коллекции бренда, посвященной принцессам Диснея, и клатч в форме ломтика арбуза.
Впервые этот прием Джудит опробовала, пытаясь скрыть царапины на импортной сумке, которую заказала в подарок для подруги, но недобросовестный производитель отправил ей вещь с браком. Подруга и не заметила, что оригинальный дизайн «доработан» Джудит – пожалуй, вещь стала даже лучше! Так кристаллы Сваровски поселились и на сумочках Judith Leiber.
Judith Leiber - это не только роскошь, но и ирония.
Сумки в форме фастфуда как нельзя лучше отвечают стилю поп-арт.
Нередко творческому воображению мешает недостаток мастерства, но Лейбер не зря еще в юные годы вошла в число лучших мастеров у себя на родине. Клатч в виде кошки или гамбургера? Проще простого! Кошелек в форме ломтика арбуза, пирожного, поросенка или помидора? Без проблем. Конечно, были у Джудит и вполне консервативные модели, однако каждую из них отличали необычные детали. Орнамент, выложенный цветными кристаллами, непривычная форма застежки, фигурка животного, притаившаяся на фермуаре, смелое сочетание оттенков или особая фактура кожи…
Театральные сумочки в форме карусели.
Ассортиментный ряд мастерской Джудит рос, как и число ее сотрудников – и ее слава. Со временем работы мастерской получили оценку на высшем уровне. Первая леди США Мэйми Эйзенхауэр отличалась экстравагантным стилем, подчас на грани хорошего вкуса, и именно она стала первой статусной клиенткой Лейбер. Впоследствии Барбара Буш и Хиллари Клинтон тоже оценили качество и оригинальность сумочек Judith Leiber, а звезды кинематографа регулярно появлялись с ее творениями на красной ковровой дорожке… Со временем сумки Judith Leiber стали предметом коллекционирования – например, Бернис Норман, меценат из Нового Орлеана, приобрел три сотни сумок бренда (но вряд ли он прогуливается с ними по улице). А на дизайнера буквально сыпались награды, почетные звания, хвалебные отзывы…
Современные рекламные постеры бренда.
В 1998 году Джудит Лейбер вышла на пенсию и продала компанию, но новые владельцы относились к ней с большим почтением и время от времени предлагали сотрудничество. В 2008 году бренд выпустил свой первый парфюм – в работе над ним основательница компании принимала непосредственное участие. В 2005 году супруги Лейбер открыли собственный музей, где сегодня представлены картины Гершона и сумочки Джудит. Супруги Лейбер много лет были вместе – в тяжелые послевоенные годы и в десятилетия славы, прошли вместе тяготы эмиграции и были едины в своей страсти к искусству. И смерть они разделили на двоих. Джудит пережила Гершона всего на несколько часов...
Одна из самых дорогих сумочек в мире.
В наши дни каждая вещь, созданная Джудит Лейбер – это сокровище. Даже товары из «демократической» линейки с годами только растут в цене. Кроме того, сверкающие сумочки Judith Leiber вполне заслуженно признаны произведениями современного искусства. Их можно найти в постоянной экспозиции Смитсоновского института в Вашингтоне, Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне и многих других музейных собраниях. Бренд же продолжает жить и развиваться, создавая все новые модели сумок, которые покоряют сердца модниц по всему миру.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: