Уточкин, который хотел успеть все
Уточкин был великим авиатором./Фото: https://m.7days.ru
За 40 лет жизни Сергей Уточкин, современник Шаляпина, Станиславского и Поддубного, успел прославиться как многогранный спортсмен, покоривший вершины фехтования, плавания, яхтинга, бокса, футбола, вело-, мото- и автоспорта. Современные исследователи и журналисты считают его первой российской суперзвездой.
Символично, что улица Уточкина в Санкт-Петербурге берет начало у проспекта Испытателей и завершается проспектом Королева. Этот жизнелюбивый и отважный человек словно соединил воздушный шар и самолет с космическим кораблем, став вдохновителем целого поколения советских авиаконструкторов.
Уточкин был не просто спортсменом или летчиком. Он был первооткрывателем, упорным практиком, который смело выходил за пределы привычного и достижимого. Его неутомимая энергия и жажда приключений привели его к покорению земных и небесных высот.
Гонки с лошадью и трамваем
Уточкин на велосипеде во время гонок./ Фото:https://sacradamus.ru
Сергей Уточкин не только поражал публику своими достижениями, но и удивлял эксцентричными спортивными представлениями. Он устраивал гонки с трамваем, состязался на роликах против велосипедиста, а на велосипеде мчался наперегонки со скаковой лошадью. И всегда одерживал победу. Его интересные соревнования всегда привлекали большое количество зрителей, которые хлопали и поддерживали экспериментатора криками.
Потемкинская лестница, символ Одессы, для Уточкина была скорее трассой для скоростных спусков, чем пешеходной зоной. К восторгу публики он спускался по ступеням на мотоцикле, велосипеде и даже в автомобиле.
Одесса, где он родился, была центром велогонок в конце XIX и начале XX века. Уточкин неоднократно становился чемпионом города и страны, а также привозил награды с европейских соревнований. До увлечения воздухоплаванием Уточкин не имел себе равных в беге, боксе, футболе, автогонках и ином спорте. В воспоминаниях Александра Куприна, назвавшего Уточкина самым необычным человеком из всех, кого он встречал, отмечается, что в Сергея узнавали все жители Одессы.
Его огромная популярность позволила биографам Уточкина назвать этого человека настоящей звездой спорта. Культ чемпиона, гордость за отечественного спортсмена, желание следить за его успехами и болеть за него — во многом такая традиция образовалась благодаря Уточкину.
В своем произведении «Моя исповедь», написанном за два года до смерти, Уточкин попытался развеять слухи, окутывавшие его жизнь. Однако, развенчав одни мифы, он создал новые. Он рассказал о своем детстве, о потере родителей и о воспитании в семье опекунов, которые управляли его "значительным наследством". По словам Уточкина, его дерзкий характер проявился еще в школьные годы, когда он часто спорил с учителями о бессмысленности зубрежки. В 15 лет он бросил коммерческое училище, решив рассчитывать только на себя.
Уточкин посвятил большую часть своей исповеди истории о том, как в 13 лет, будучи чемпионом двора по ловкости и меткости, он потерпел поражение от более сильного соперника. Это заставило его забыть обо всем, пока он не одержал победу. Упорство помогло Уточкину, не обладавшему выдающимися физическими данными, добиться успеха в нескольких видах спорта. Он утверждал, что "неустанно стремился к совершенству" в пятнадцати из них. Особенно впечатляющих результатов он достиг в велоспорте.
Полет на воздушном шаре над Египтом
Уточкин летал не только над Одессой, но и над египетскими пирамидами./Фото: https://i.mycdn.me
Влекущий зов неба побудил Сергея Уточкина, чей отцовский капитал позволил ему осуществить давнюю мечту, бросить вызов земным ограничениям. В 1907 году он взмыл ввысь на воздушном шаре над Одессой, а в следующем году его шар парил в небе Египта.
Его страсть к технике, особенно к автомобилям, породила амбициозную мечту - объединить бензиновый двигатель с воздухоплаванием. Убежденность в том, что ранним самолетам не хватало скорости для полета, побудила Сергея Уточкина к созданию новой модели. Он считал, что увеличение скорости сделает полет более надежным и безопасным, поскольку уменьшит влияние равновесия и ветра. Стремление к изготовлению легкой и мощной модели стало движущей силой его уверенности в том, что люди смогут летать лучше птиц.
Уточкин был не просто мечтателем. Он был изобретателем и инженером, который неустанно работал над воплощением своей идеи в жизнь. Он спроектировал и построил несколько воздухоплавательных аппаратов. 31 марта 1910 года Уточкин в первый раз взлетел на биплане «Фарман». Аппарат был собственностью банкира Ксидиаса. Позднее авиатор выкупил самолет и осуществлял на нем полеты по Российской империи.
Собственный биплан и демонстрация полетов
Небо манило Сергея Уточкина./Фото: https://tunnel.ru
Полеты Уточкина, приправленные сложнейшими трюками, привлекали огромные толпы зрителей, которые восхищались прогрессом авиации и уникальными способностями пилота. Его демонстрации вдохновили будущих авиаконструкторов, таких как Павел Сухой и Сергей Королев.
В 1911 году Уточкин участвовал в групповом перелете Петербург — Москва. Во время полета самолет потерпел крушение. Это произошло недалеко от Новгорода. Уточкин успел покинуть машину, но получил тяжелейшие травмы, которые в дальнейшем стали причиной многих проблем со здоровьем. Несмотря на тяжелую аварию, он возвратился в авиацию. Даже после тяжелого сотрясения мозга и нескольких сложных переломов (в том числе надлома черепной коробки) Уточкин через полтора месяца снова поднялся в небо.
В июле 1912 года он построил моноплан «блерио», имеющий увеличенную удельную нагрузку на крыло. Этот самолет был больше и мощнее, чем его предыдущие конструкции, которые не устраивали создателя своими возможностями, был оснащен рядом инновационных функций. Уточкин был уверен, что на этот раз он добьется успеха и взлетит в небо, забыв о своем земном происхождении.
Во время Первой мировой войны он стал инструктором в Петроградской авиационной школе, но вскоре заболел воспалением легких. В возрасте 39 лет, 31 декабря 1915 года, он скончался, оставив после себя неизгладимый след в истории авиации.
В 1962 году был снят биографический фильм «В мертвой петле». Роль Уточкина исполнил замечательный актер Олег Стриженов. Александр Городницкий, известный ученый и бард, посвятил авиатору свою песню под названием «Воздухоплавательный парк».
Да, люди во все времена хотели летать и старались осуществить свою мечту. Они прилагали усилия, чтобы создать летательные аппараты. Например, однажды простой портной изобрел дельтаплан.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: