Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Когда речь заходит о композиторах классической эпохи, на ум приходят имена Моцарта, Баха, Шуберта, Бетховена и Гайдна. Однако имя Джозефа Болонье, шевалье де Сен-Жоржа, отсутствует в этом списке. При жизни французский композитор смешанной расы был более знаменит, чем Моцарт, и настолько талантлив, что молодой австрийский вундеркинд даже позаимствовал строки из одного из его концертов. Но мало кто знает о том, что Le Mozart Noir считался невероятно образованным человеком своего времени. Он был не только одним из самых выдающихся музыкантов Парижа в дореволюционный период, но и превосходным спортсменом, а также воином.


Ранние годы


Слева направо: Жозеф Болонь де Сен-Жорж. \ Идеализированный портрет юного Сен-Жоржа, нарисованный около 1840 года Шарлем-Эдуардом де Бомоном.

Слева направо: Жозеф Болонь де Сен-Жорж. \ Идеализированный портрет юного Сен-Жоржа, нарисованный около 1840 года Шарлем-Эдуардом де Бомоном.


В эпоху, когда рабство было повсеместным явлением и рабы рассматривались как вьючные животные, которых можно было морить голодом, избивать, пытать и убивать по своему желанию, Сен-Жорж, принадлежавший к смешанной расе, был, без сомнения, одним из самых знаменитых людей. Его происхождение во многих более старых опубликованных отчётах до сих пор подвергается сомнению. Недавние исследования, в частности, проведённые Эмилем Смидаком, установили, что его отцом был некто Джордж де Болонь Сен-Жорж, бывший придворный королевской опочивальни и крупный плантатор в Бассет-Терре, Гваделупа.Джордж был сыном Пьера де Болонь, богатого колониста и майора полка в Гваделупе. Семья Болонь владела процветающими сахарными и кофейными плантациями, и многие из них занимали высокие посты в вооружённых силах колонии.

Обложка фильма Чёрный Моцарт. \ Фото: blackmozart.org.

Обложка фильма Чёрный Моцарт. \ Фото: blackmozart.org.


Шевалье родился на Рождество 1745 года во французской колонии Гваделупа на Карибах и был незаконнорождённым ребёнком богатого французского плантатора по имени Джордж де Болонь де Сен-Жорж, названного в честь одной из его плантаций. Матерью Шевалье была одна из горничных Болоньи, сенегальская девочка-подросток по имени Энн Нанон. Вполне вероятно, что Джозеф проявил признаки своих не по годам развитых способностей в очень раннем возрасте, именно поэтому Болонь забрал мальчика с собой во Францию (вместе с Нанон) для получения образования. Решение Джорджа дать своему сыну наилучшее из возможных образований с самого начала было подтверждено его впечатляющими достижениями, и он безмерно гордился этим.

Кадр из фильма: Чёрный Моцарт. \ Фото: disneyphile.fr.

Кадр из фильма: Чёрный Моцарт. \ Фото: disneyphile.fr.


Несомненно, Джордж нанял частных репетиторов, чтобы подготовить его к поступлению в обычное учебное заведение и убедиться, что он сможет легко общаться с представителями аристократического класса, к которому принадлежал. Знаменитый фехтовальщик Генри Анджело утверждал, что мать Сен-Жоржа Нанон была одной из самых красивых женщин, которых Африка когда-либо отправляла на плантации и что Сен-Жорж сочетал в себе грацию и привлекательную внешность своей матери, энергию и уверенность своего отца. Когда Сен-Жоржу исполнилось тринадцать, его отец, возможно, готовя его к военной карьере, отправил мальчика на воспитание к оружейному мастеру Ла Боэссьеру. Сын Ла Боэссьера, также знаменитый фехтовальщик, с детства тренировался бок о бок с Сен-Жоржем. Утро было посвящено его обучению, а остаток дня он проводил в тренажёрном зале. В возрасте пятнадцати лет он добился такого быстрого прогресса, что мог побеждать сильнейших фехтовальщиков. К семнадцати годам Жозеф развил превосходную скорость и приобретение опыта поставило его вне всякого сравнения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что такое «Листомания», или Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил и стал европейской иконой музыки >>

Таланты


Слева направо:  Чёрный Моцарт. \ Портрет шевалье де Сен-Жоржа, Шарль Жан Робино, 1787 год.

Слева направо: Чёрный Моцарт. \ Портрет шевалье де Сен-Жоржа, Шарль Жан Робино, 1787 год.


Жозеф был высокого роста, хорошо сложен и наделён большой физической силой. Он был быстрым, гибким и стройным, а также обладал удивительной ловкостью. Никто другой, проходивший инструктаж, не проявлял такой грациозности и дисциплинированности. Его стойка была превосходной, и с высоко поднятой рукой он всегда мог воспользоваться недостатками своего противника. Его левая нога была твердой и никогда не шаталась, а правая оставалась абсолютно прямой. Эта комбинация придала ему самообладания, необходимого для того, чтобы восстановить свою позицию и вернуться в атаку со скоростью молнии.

Он хорошо использовал грациозность и талант, которыми наградила его природа, и те, кто наблюдал за ним, были поражены. Когда он фехтовал с друзьями, он был полон внимания. Но горе тому, кто попытается воспользоваться этим преимуществом. Сен-Жорж также преуспел в верховой езде, и директор школы верховой езды Тюильри, одной из королевских академий, контролируемой Великим герцогом Франции, считал его одним из своих лучших учеников. Примерно в то время, когда он поступил в заведение La Boëssière’s, Сен-Жорж сделал первый шаг в своей военной карьере, став членом Королевской жандармерии.

Дуэль шевалье де Сен-Жоржа и шевалье д’Эона, офорт Гослена, 1787 год.

Дуэль шевалье де Сен-Жоржа и шевалье д’Эона, офорт Гослена, 1787 год.


Генри Анджело, который руководил знаменитой академией фехтования в Лондоне, писал о Сен-Жорже, что: «Никогда ни один мужчина не сочетал в себе такой гибкости с такой силой. Он преуспевал во всех физических упражнениях, которыми занимался, а также был опытным пловцом и конькобежцем. Его часто можно было увидеть переплывающим Сену, а в катании на коньках его мастерство превосходило все остальные. Что касается пистолета, то он редко промахивался мимо цели. В беге он считался одним из ведущих спортсменов во всей Европе».

Экзотичный и блестящий Сен-Жорж вскоре ослепил парижское общество, и за его компанию велась борьба. Когда он сталкивался, как это случалось время от времени, с ревнивой враждебностью, его обаяние и безупречные манеры вскоре обезоруживали противника. Мало кто осмелился бы вызвать его на дуэль, и однажды, когда известный скрипач дал ему пощечину, он отказался драться на том основании, что слишком уважал своего противника. Его репутация была такова, что Жозеф стал известен как «бог оружия». Он стал одним из ведущих специалистов в области искусства и науки об оружии, преподавал как мастер и был принят в Королевскую академию в качестве профессора. Что ещё более примечательно, так это то, что пока он развивал свою потрясающую технику фехтования, он также добивался поразительных успехов в своих музыкальных занятиях, о которых, к сожалению, не так уж много известно.

Музыкальная карьера


Слева направо: Николя Тексье де ла Боэссьер. \ Разрешение Адмиралтейского суда Гваделупы на выезд во Францию, 1 сентября 1748 года.

Слева направо: Николя Тексье де ла Боэссьер. \ Разрешение Адмиралтейского суда Гваделупы на выезд во Францию, 1 сентября 1748 года.


Музыкальная карьера Жозефа началась в конце 1760-х годов. В 1769 году он присоединился к Концерту любителей в качестве первой скрипки (руководителя). Этот оркестр только что был собран под руководством Госсека благодаря поддержке таких меценатов, как барон д'Оньи и, возможно, отец Сен-Жоржа. Двенадцать еженедельных выступлений любителей проходили с декабря по март в особняке Шарля де Рогана-Рогана, принца Субиза и Эпиноя. Концерты были открыты для подписки и в основном включали новую музыку, в частности, симфонии, концерты с оркестром и симфонический концертант.

По словам Госсека, они предоставили возможность услышать самых искусных исполнителей Парижа во всех составах оркестра. В нём приняли участие самые известные инструменталисты Оперы и двора, а также прославленные зарубежные виртуозы. Когда Госсек покинул «Любителей», чтобы возглавить «Концерт Спиричуэлс», двадцатичетырехлетний Сен-Жорж сменил его на посту директора. Оркестр, который был необычно большим для того периода, насчитывая до семидесяти шести музыкантов с сорока скрипками, завоевал свою высокую репутацию за время восьмилетнего руководства Жозефа, и именно этот оркестр, а не «Спиричуэлс», представил симфонии Гайдна парижской публике.

Театр королевы или Театр дю Трианон — театр, построенный для королевы Марии-Антуанетты архитектором Ришаром Мике с июня 1778 по июль 1779 года.

Театр королевы или Театр дю Трианон — театр, построенный для королевы Марии-Антуанетты архитектором Ришаром Мике с июня 1778 по июль 1779 года.


Сен-Жорж дебютировал на публике в качестве солиста в Концерте любителей в 1772 году, исполнив два своих скрипичных концерта. К 1775 году он настолько хорошо зарекомендовал себя как композитор, солист и руководитель оркестра, что его рассматривали на пост художественного руководителя Королевской академии музыки при Опере. В 1777 году Жозеф дебютировал как оперный композитор с Эрнестиной в Итальянской комедии. Как и в случае со многими композиторами, драматическое чутьё, которое так хорошо служило ему в инструментальной музыке, оказалось в значительной степени неподходящим для театра, и, хотя произведению аплодировали на частных представлениях в театре мадам де Монтессон, которая была тайно замужем за герцогом Орлеанским, оно просуществовало всего один вечер в данном заведении. После роспуска любительского оркестра в январе 1781 года, вероятно, из-за финансовых проблем, Жозеф основал Олимпийский концертный оркестр, для которого граф д'Оньи поручил Гайдну сочинить свой блестящий набор из шести парижских симфоний. Сен-Жорж репетировал шесть симфоний и руководил их триумфальными премьерами в конце 1787 года.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В чём великий Бетховен, потерявший слух, черпал вдохновение и как смог обрести славу >>

Жизненный путь и наследие


Слева направо: Выход из оперы, Жан-Мишель Моро.\ Франсуа-Жозеф Госсек — французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.

Слева направо: Выход из оперы, Жан-Мишель Моро.\ Франсуа-Жозеф Госсек — французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.


В годы, непосредственно предшествовавшие революции, Жозеф находился в зените своей славы как композитор и исполнитель. Ему ещё предстояло добиться большого успеха в театральной работе. Его музыкальная деятельность была стабильной, но он ни в коем случае не был плодовитым композитором по обычным меркам века. Несомненно, другие его занятия мешали ему посвящать большую часть своего времени сочинительству. Сен-Жорж всё ещё был активным фехтовальщиком и совершил несколько поездок в Лондон на показательные поединки даже в 1787 году, когда концертный сезон был в самом разгаре.

Сад Пале-Рояль, Галерея Монпансье, Париж, 18-й квартал.

Сад Пале-Рояль, Галерея Монпансье, Париж, 18-й квартал.


Через шесть месяцев после начала революции Олимпийская ложа была распущена, и Жозеф вернулся в Англию в компании молодого герцога Орлеанского Филиппа-Эгалите. В очередной раз Сен-Жорж поддержал себя, проведя показательные поединки по фехтованию в Лондоне и, на этот раз, в Брайтоне, перед принцем Уэльским. Он вернулся в Париж в 1790 году, но, сочтя положение дел неудовлетворительным, предпринял турне по северной Франции с молодой актрисой Луизой Фюзиль и валторнистом Ламотом. Последнее десятилетие жизни Сен-Жоржа было полностью во власти революции. Родившись от матери-рабыни, он прекрасно понимал, что всеми преимуществами, которыми пользовался, он был обязан исключительно доброте и доброжелательности своего отца. Будучи представителем смешанной расы, он имел больше юридических прав, чем раб, но, несмотря на его имя и славу, ему навсегда будет отказано в привилегиях белого человека. В дореволюционной Франции ему даже жениться было запрещено. Когда революция провозгласила равенство всех людей 26 августа 1789 года, Сен-Жорж встал на её сторону и решил предложить свои услуги революционной армии, когда представился случай. В июне 1791 года Ассамблея распорядилась о немедленном наборе 91 000 добровольцев в ряды Национальной гвардии по всей Франции. В Лилле, где Жозеф проживал уже несколько лет, он был одним из первых, кто зарегистрировался. Он упорно трудился, чтобы превратить свои войска в хорошо обученное боевое подразделение, но все же иногда находил время для занятий музыкой.

Слева направо: Мадам де Монтессон написала несколько пьес и играла в них. \ Мадемуазель Гимар в роли Терпсихоры, Жак-Луи Давид, 1773-1775 годы.

Слева направо: Мадам де Монтессон написала несколько пьес и играла в них. \ Мадемуазель Гимар в роли Терпсихоры, Жак-Луи Давид, 1773-1775 годы.


В сентябре 1792 года Ассамблея постановила сформировать корпус легких войск, состоящий из цветных мужчин и насчитывающий 1000 солдат, из которых 800 были пехотинцами и 200 конными. Сначала они получили название «Французский легион кавалерии Америки и Миди», но позже их чаще стали называть «Легионом Сен-Жорж» в честь их знаменитого полковника. В запутанной военной обстановке начала 1790-х годов корпус не пользовался большим успехом. У Жозефа, как у большинства талантливых и блестящих людей, были свои недоброжелатели, и в конце концов он был осужден за нереволюционное поведение, отстранён от командования и заключен в тюрьму на восемнадцать месяцев. В сложившихся обстоятельствах ему необычайно повезло избежать гильотины. После длительного и запутанного процесса обжалования он был освобождён, но не восстановлен в должности, несмотря на подавляющую поддержку своих подчинённых и младших офицеров. Ему также было приказано не общаться со своими бывшими товарищами.

Слева направо: Титульный лист концертов соч. V, Сен-Жорж. \ 14 концертов для скрипки, Сен-Жорж.

Слева направо: Титульный лист концертов соч. V, Сен-Жорж. \ 14 концертов для скрипки, Сен-Жорж.


Снова оставшись без работы, Сен-Жорж вёл бродяжническое существование и на некоторое время вернулся в Сан-Доминго, где шла ожесточённая гражданская война между революционными силами и теми, кто хотел восстановить старый порядок, включая повторное введение рабства. Он был горько разочарован тем, что увидел в Сан-Доминго, и вернулся во Францию разочарованным и дезориентированным. В 1797 году он предпринял попытку вернуться в армию, подписав свою петицию «Георгий Победоносец». Вскоре он узнал, что страдает болезнью мочевого пузыря, и умер в июне1799 года. Безусловно, в конце XVIII века были более великие композиторы, чем Сен-Жорж, но ни один из них не обладал и близко таким замечательным диапазоном талантов, его экзотическим обликом и завораживающей индивидуальностью.

Если Джозефу пели хвалебные оды, вознося его на пьедестал идеально-талантливого человека во всём, то Сальери повезло гораздо меньше, поскольку о нём распускали не самые приятные слухи, сказавшиеся на его репутации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3134
20.08.2023 23:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите также