+1 0
0
-1 0

Как хорошие дороги погубили Рим, а бездорожье спасло Россию: почему идеальное не всегда на пользу



Дороги, как артерии на теле, раскинулись по всему миру, и от них зависит и зависело многое. Аппиева дорога, построенная за 300 лет до нашей эры, прославила государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, но она же потом и стала причиной завоевания Рима. Наполеон был в шоке от русских дорог, а Петр I пытался строить хорошую «трассу», но, использовав бревенчатый настил, сделал ее кошмаром для конных экипажей. Русские дороги создали невероятные трудности и разбили в пух и прах планы Гитлера на блицкриг. В этом случае непроходимые дороги помогли русским, которым было не привыкать к бездорожью, хотя многие и старались их облагородить, ведь чего только стоят усилия Петра I.


Рим строил качественные каменные дороги для своей армии и стал их жертвой


Аппиева дорога, построенная 2 тысячелетия назад.

Аппиева дорога, построенная 2 тысячелетия назад.

Дорога возрастом 2 тысячи лет кажется немыслимой, но такая есть, хотя и сохранилась уже не в полном виде. Ее строительство началось в 312 году до нашей эры, чтобы соединить Древний Рим с другими городами и странами.

Аппиева дорога названа в честь своего основателя – цензора Аппия Клавдия Цека. Вначале она задумывалась, чтобы облегчить ведение Македонской войны, снабжая римские войска всем необходимым из Капуи. На строительство 1 600 стадиев были потрачено практически все сбережения казны, потому что строили качественно: бугры разравнивали, овраги засыпали. Еще при Аппии ее назвали «царицей дорог», и это не удивительно. Вымощенная камнем, она пролежала не века, а тысячелетия, если бы ее не начали местами сами люди и разрушать, забирая камень на строительство крепостей и других строений. Дорога была уложена основательно. Мало того, что выравнивалась поверхность грунта, на низ насыпался толстый слой щебня, а камень клали на цемент. После Аппия каменную дорогу расширили, связав сообщение с Константинополем, продолжив до Брундизии, где был морской порт. Она помогла наладить сообщение с Грецией, Египтом, Малой Азией. Правители после Аппия ремонтировали некоторые участки и создавали новые, чтобы расширить сеть хороших дорог.

Аппий, создавая свою каменную трассу в первую очередь для военных нужд, не подозревал, что она выполнит ее еще раз, только в негативном свете, дав возможность пройти по ней врагу и завоевать Рим. Это сделал в VI веке король остготов Теодор Великий. Перед захватом Италии он распорядился отремонтировать Аппиеву дорогу и провел свое войско для наступления на Рим.

Наполеон и Гитлер, застрявшие из-за бездорожья


Французы с Наполеоном в России.

Французы с Наполеоном в России.

У Наполеона были, так сказать, «наполеоновские» планы, когда он задумал напасть на Россию. В первую очередь он хотел проучить Александра I, который не поддержал Францию в блокаде Англии, открыв ворота для торговли через посредников. К тому же Наполеон не собирался идти до Урала, ему достаточно было Москвы. На все это он выделил один месяц, не рассчитывая на долгое пребывание в России, ведь еще собирался проучить Британию, нанеся удар по ее колониям в Индии.

Однако планы не всегда сбываются, и частично в этом помешали дороги, которых, на удивление Бонапарта, не оказалось. Он хотел моментальной схватки, а русские взяли тактику изматывания врага и заманивания его вглубь, нанося при этом постоянный урон. Французы неожиданно столкнулись с реальностью. От ожидания быстрого успеха на богатой и обширной стране не оставалось и следа радости, понимая, что их родина остается все дальше, а путь становится все сложнее. Даже Наполеон назвал одной из причин поражения плохие дороги, их разветвленность и неправильно составленные карты, которые заводили неизвестно куда, а местные, зная свою территорию, легко блокировали их путь.
Армия Гитлера столкнулась с невероятным бездорожьем.

Армия Гитлера столкнулась с невероятным бездорожьем.

Гитлер начал наступление на два дня раньше, 22 июня (Наполеон – 24 июня), только через сто с лишним лет, но потерпел крах не хуже Наполеона. Немцы даже не предполагали, что молниеносный «блицкриг» вермахта будет остановлен непроезжими дорогами, грязью и слякотью. Трудности, связанные с незнакомой местностью, сильно отразились на их продвижении. Дороги, указанные на картах с запада на восток, оказались не асфальтированными шоссе, а грунтовками. Иностранная техника застревала то в песке, то не могла преодолеть крутые подъемы. Это создавало многокилометровые пробки, а в объезд пройти было невозможно, потому что вокруг были леса либо еще более непроходимая территория. Генерал Герман Гот писал, что колонны увеличивались, а движение – замедлялось. В своих мемуарах он 23 июня 1941 года так и назвал – днем разочарования. Но все «лучшее» их ждало впереди.
Немцам приходилось вытягивать из грязи каждую машину.

Немцам приходилось вытягивать из грязи каждую машину.

Дороги в СССР в основном были гравийными, а не с толстым асфальтным покрытием, и тяжелая военная техника быстро ее превратила в сплошное месиво, а когда добавились дожди, то, как писал генерал: «дорога становилась жижей, а потом вообще превращалась в суп». Колесную технику приходилось тащить танками, но, как оказалось, тросов и канатов было недостаточно, к тому же они быстро рвались. Пришлось задействовать самолеты, которые скидывали веревки, а машины напоминали вьючных животных с дровами, потому что каждая везла с собой бревна, которые нужно было подкладывать под колеса, чтобы выехать из очередной трясины. Дорога к Москве стала пыткой для германской армии и дала возможность Красной армии укрепить свои позиции и собраться.

Дорога Петра I: «Государева дорога»


Осударева дорога Петра 1.

Осударева дорога Петра 1.

Государева дорога – это еще одна попытка создать проезжую трассу, которая сильно удивляла иностранцев, потому что строительство хороших дорог у них началось намного раньше. В Российской империи тоже пытались сделать дороги проезжими, прокладывая почтовые и торговые тракты, но они были далеки от прочных и удобных, потому что их благоустройство заканчивалось на разравнивании определенной местности. В летнее время они были более-менее сносными, но когда начиналась слякоть – проехать по ним было невозможно. Поэтому на первом месте у населения был водный транспорт и реки вместо дорог, по которым было легче и быстрее добираться.

Первая дорога была построена в VII веке от Суздаля до реки Москва – 220 верст, потом ее продлили до Киева, но датой основного строительства дорог считается время Петра I, хотя не все получалось гладко. Развитие торговли и империи было невозможным без хороших соединительных путей, и одно водное сообщение для этого не подходило. Тогда и были созданы дорожные службы – приказы, контролирующие строительство дорог. Но они снова строились по принципу грунтовых: там, где нужно, расчистить – расчищали, на болотах – насыпали землю. Но примитивный способ разрушался очень быстро, поэтому от дороги не оставалось и следа. Самым значимым стал Сибирский тракт - особенно важный для торговых связей, но чтобы его проложить, пришлось искать короткий путь.
Государева дорога.

Государева дорога.

В начале XVIII века было начато строительство Государевой дороги с деревянным настилом, которая получила название – «Осударева дорога» и предназначалась для генералитета, духовников, артиллерии, войск. Для строительства задействовали 5 тысяч крестьян из близлежащих уездов и 264 км закончили за 20 дней. Такая скорость удивила бы даже строителей XXI века, не говоря о возможностях начала XVIII века. Небольшие сроки объясняются строительством с двух сторон, соединившись посредине расстояния. Однако доски укладывались на голую землю, а учитывая сырой климат, они быстро начали гнить. Поэтому скорость строительства не оправдалась, качество было ужасным. Дорога быстро стала плохой, и ею перестали пользоваться.

Петр I много внимания уделял дорогам. Чтобы улучшить их в столице, в 1714 году был издан указ, по которому любой пеший, входящий в город, должен принести небольшой камень, въезжающий на телеге – 3 или 5 камней, на лодках – 30 камней. За каждый недостающий камень – штраф 1 гривна. Повинность о благоустройстве дорог на улицах легла и на собственников домов. Они обязаны были держать их в приличном состоянии. В указе писалось, что жители должны следить за мощением прилегающей территории к дому, посыпать песком и укладывать камень гладко, как советуют мастера. Каждое утро, до того как начнется движение, нужно было подметать участок улицы возле своего двора, и если обнаруживался выпавший камень или раздробленный – заменять его.
Автобан в Москве.

Автобан в Москве.

В народе ходит выражение, что дороги делали и делают специально плохими, чтобы враг не прошел, что в России две беды – дороги и дураки, причем последние их строят, а также другие выражения и шутки. Со временем научились прокладывать магистрали, которые соединили разные концы страны, и не только в России, а по всему миру. Теперь можно проехать с одного конца в другой. Дороги, как артерии, соединили удаленные населенные пункты с центральными городами, и ни у кого уже не вызывает удивления, что можно передвигаться по хорошей асфальтированной дороге. Во времена Петра I таким дорогам позавидовали бы, ведь приходилось трястись в экипажах на железных колесах по бревенчатому тракту.

Как путешествовали в былые времена – это уже отдельная история, учитывая, что лошадиная скорость была не столь высокой, но даже в этих условиях находили возможность для быстрого передвижения.
0
1452 просмотров
В закладки
Версия для печати
Брюссель, Иисус, вертеп, скандал